рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Применение мировых информационных ресурсов в менеджменте

Применение мировых информационных ресурсов в менеджменте

Введение_________________________________________________________ 2

1. Мировые информационные ресурсы________________________________ 5

1.1 Информационные потребности специалистов____________________ 5

1.2 Виды информации____________________________________________ 6

1.3 Краткая характеристика мирового рынка информационных услуг. Производители и продавцы информации____________________________ 7

1.4 ОНЛАЙН ДОСТУП К ИНформационным ресурсам_______________ 11

1.4.1Технические средства________________________________________ 11

1.4.2 Форма доступа_____________________________________________ 12

1.5 Ведущие продавцы профессиональной информации, системы LEXIS-NEXIS, QESTEL-ORBIT, STN___________________________________________ 13

1.6 Информационные задачи: ключевые этапы Решения в онлайн-режиме  16

1.6.1 Формулировка задачи_______________________________________ 16

1.6.2 Выбор информационной системы_____________________________ 16

1.6.3 Разработка стратегии поиска_________________________________ 16

1.6.4 Решение задачи____________________________________________ 19

2. Обзор отечественных источников научно-технической информации__ 22

2.1 Источники Научно-техническОй и патентной информации________ 27

2.2 Источники информации по стандартизации, метрологии и сертификации       29

3. Особенности связанные с менеджментом информационных ресурсов__ 31

4. Метод оценки оборотоспособности информационных ресурсов._______ 33

Заключение_____________________________________________________ 35

Литература____________________________________________________ 36



Введение


Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов. Информация – являются решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используется такое понятие как «информация», «информатизация», «информационные технологии» и т.д. (1)

Но всегда ли общество было «информационным»? Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций. Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную информацию. Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченное, и следовательно мало доступно. Так было до изобретения книгопечатания. Что обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной. Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций. (2)

Для полноты раскрытия темы необходимо дать несколько определений:

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Пользователь информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации. (3)

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности.

          В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне.

Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.

Большинство населения получает информацию в традиционном виде - печатные издания, радио, телевидение.

Информационно - телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней. Информационные услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень технического развития.

Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информационной индустрии, а следовательно, информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в следующем тысячелетии на новый уровень цивилизации. В основе такой целенаправленной деятельности лежит долговременная программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. В нашей стране эту основу составляют сетевые технологии – область достаточно новая и очень быстро развивающаяся. Ведется широкомасштабное оснащение вычислительной техникой самых разных предприятий и организаций. Создаются условия для свободного доступа потребителей к хранимой в системах информации благодаря организации специализированных рабочих мест локальных вычислительных систем.


1. Мировые информационные ресурсы

1.1 Информационные потребности специалистов

На стадии фундаментальных исследований необходима следующая информация:

сведения о последних достижениях науки и техники;

информация о тенденциях развития данного вида техники;

сведения о патентах;

предложения фирм;

сведения о совокупности затрат на разработку и производство;

описание техники возможного производства;

характеристика периода морального старения объектов техники;

сведения о сырье и оборудовании.

На стадии прикладных исследований, конструкторских разработок и технологического освоения требуется следующая информация:

сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;

данные о затратах на изготовление;

о материалах;

о комплектующих и т. д.

На стадии производства идет отбор, анализ, внедрение научно-технической документации и оценка технических условий, что требует информации о мировых, региональных, национальных, отраслевых классификационных и оценочных показателях.

На стадиях эксплуатации, модернизации, утилизации необходима конъюнктурная и маркетинговая информация.

Параллельно с инновационным циклом осуществляется комплекс мероприятий по "защите" изделия, состоящий из двух блоков, каждый из которых имеет целью:

правовую охрану промышленной и интеллектуальной собственности, создаваемой производителем и в процессе реализации составляющей "изделие". Здесь необходима информация о патентной ситуации, о реализации патентования, лицензирования, экспертизы; о целесообразности приобретения лицензий и "ноу-хау" других фирм; о возможности коммерческого использования интеллектуальных продуктов инновационного цикла: патенты изобретений, принципиальные схемы, публикации, макеты изделий, образцы, чертежно-конструкторская документация, технологические образцы, технологическая документация, эксплуатационная документация, технология утилизации). Последнее, как показывает американский опыт, может дать до 80% от стоимости реализации всего инновационного проекта в целом;

защиту информации (организационной, управленческой, экономической, научно-технической и др.) от ее несанкционированного использования. Необходима информация о средствах охраны и защиты помещений и т. д.

1.2 Виды информации

Анализируя полный перечень информационных потребностей при реализации инновационного цикла можно выявить следующие виды информации (Таблица №1):

Таблица №1

Вид информации

Содержание

Стадия

Научно-техническая

-      информация о тенденциях развития данного вида техники;

-             описание техники возможного производства;

-      характеристика периода морального старения объектов техники;

-      сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;

-      сведения по стандартизации, сертификации.

НИР и ОКР

Инвестиционное проектирование

Патентная

информация о:

-      патентах;

-      техническом уровне и тенденциях развития объектов техники;

-      их патентоспособности и чистоты.

НИР и ОКР

Проведение маркетинговых исследований (анализ маркетинговой стратегии конкурентов)

Производство

Маркетинговая



Коньюнктурно-экономическая

информация о:

-      структуре рынка;

-      сегменте предприятия на рынке;

-      спросе;

-      предложении;

-      конкурентам;

-      потребителях;

-      конкурирующих товарах;

-      поставщиках;

-      общеэкономических тенденциях;

-      отраслевых тенденциях.

Маркетинговые исследования (исследование рынка и внешней среды)









Продолжение Таблицы №1

Бизнес-информация

(о предприятиях-конкурентах или возможных партнерах)

-               общая информация, финансовый рейтинг;

-       финансовая информация (активы и пассивы фирмы, оборот, стоимость продаж, доходы и расходы, налоги и т.д.);

-       кредитно-аналитические информация (информация о ликвидности, коэффициенты рентабельности);

-       платежно-аналитические информация (сроки исполнения платежей и т.д.)

Маркетинговые исследования

Поиск партнеров

Учетно-статистическая

Информация сосредоточенная в органах Госкомстата, отраслевых и региональных ВЦ и т. д.

Сведения о:

-      переписи населения;

-      паспортах территорий;

-       экономике АПК;

-       производстве продукции и т.д.

Маркетинговые исследования

Нормативно-правовая, юридическая

Сведения о законодательных и нормативных актах и их практическом применении.

На всех

Инфраструктурная

Сведения об организациях действующих в сфере поддержки инновационной технологической деятельности, в т.ч. об источниках инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.