Применение мировых информационных ресурсов в менеджменте
Введение_________________________________________________________ 2
1. Мировые
информационные ресурсы________________________________ 5
1.1 Информационные
потребности специалистов____________________ 5
1.2 Виды информации____________________________________________ 6
1.3 Краткая характеристика
мирового рынка информационных услуг. Производители и продавцы информации____________________________ 7
1.4 ОНЛАЙН ДОСТУП К
ИНформационным ресурсам_______________ 11
1.4.1Технические
средства________________________________________ 11
1.4.2 Форма доступа_____________________________________________ 12
1.5 Ведущие продавцы
профессиональной информации, системы LEXIS-NEXIS, QESTEL-ORBIT, STN___________________________________________ 13
1.6 Информационные
задачи: ключевые этапы Решения в онлайн-режиме 16
1.6.1 Формулировка
задачи_______________________________________ 16
1.6.2 Выбор
информационной системы_____________________________ 16
1.6.3 Разработка
стратегии поиска_________________________________ 16
1.6.4 Решение задачи____________________________________________ 19
2. Обзор отечественных
источников научно-технической информации__ 22
2.1 Источники
Научно-техническОй и патентной информации________ 27
2.2 Источники
информации по стандартизации, метрологии и сертификации 29
3. Особенности
связанные с менеджментом информационных ресурсов__ 31
4. Метод оценки
оборотоспособности информационных ресурсов._______ 33
Заключение_____________________________________________________ 35
Литература____________________________________________________ 36
Для развития любого человеческого общества необходимы
материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы.
Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема
информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной
сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности,
торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в
промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема
производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов,
технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и
специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Информация – являются решающим фактором, определяющим развитие технологии и
ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к
своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима
эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.
В последние десятилетия мир переживает переход от
"индустриального общества" к "обществу информационному".
Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных
отношений. Люди все чаще используется такое понятие как «информация»,
«информатизация», «информационные технологии» и т.д. (1)
Но всегда ли общество было «информационным»?
Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций. Первая
информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого
языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это
позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать
приобретенную информацию. Вторая информационная революция заключалась в
изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было
ограниченное, и следовательно мало доступно. Так было до изобретения
книгопечатания. Что обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее
очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный
станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной. Четвертая
революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных
информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым
поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.
(2)
Для полноты раскрытия темы необходимо дать несколько
определений:
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информатизация – организованный социально-экономический и
научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений
на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные
ресурсы – отдельные документы
и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных
системах.
Информационная
система – организационно
упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с
использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих
информационные процессы.
Пользователь
информации – субъект,
обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой
ему информации. (3)
Уровень развития информационного пространства решающим
образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в
значительной степени зависит поведение людей, формирование
общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями
информатизации во всем
мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение
информационных потребностей общества во всех сферах деятельности.
В России социальная и политическая
перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости
существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на
значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов,
информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих
субъектов и граждан остается на низком уровне.
Возможность доступа к информации, как правило,
ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным
положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к
территориально удаленным информационным ресурсам.
Большинство населения получает информацию в
традиционном виде - печатные издания, радио, телевидение.
Информационно - телекоммуникационные системы
функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое
положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной
информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная
разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней. Информационные
услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России
крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это
распределение соответствует распределению основных научных и информационных
центров России и не учитывает потребности населения и органов управления.
Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного
потенциала.
Отечественная информационная индустрия должна
развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и
средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой
уровень технического развития.
Как показывает практика промышленно развитых стран
(США, Англии, Японии), решение проблемы информационной индустрии, а
следовательно, информатизации общества является глобальной целью развития и
связывается с выходом страны в следующем тысячелетии на новый уровень
цивилизации. В основе такой целенаправленной деятельности лежит долговременная
программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей
информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых
информационных технологий на базе широкого применения
информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. В
нашей стране эту основу составляют сетевые технологии – область достаточно
новая и очень быстро развивающаяся. Ведется широкомасштабное оснащение
вычислительной техникой самых разных предприятий и организаций. Создаются
условия для свободного доступа потребителей к хранимой в системах информации
благодаря организации специализированных рабочих мест локальных вычислительных
систем.
На
стадии фундаментальных исследований необходима следующая информация:
сведения о последних достижениях науки и техники;
информация о тенденциях развития данного вида техники;
сведения о патентах;
предложения фирм;
сведения о совокупности затрат на разработку и
производство;
описание техники возможного производства;
характеристика периода морального старения объектов
техники;
сведения о сырье и оборудовании.
На
стадии прикладных исследований, конструкторских разработок и технологического
освоения требуется следующая информация:
сведения о новых научно-технических достижениях и о
НИОКР;
данные о затратах на изготовление;
о материалах;
о комплектующих и т. д.
На
стадии производства идет отбор, анализ, внедрение научно-технической
документации и оценка технических условий, что требует информации о мировых,
региональных, национальных, отраслевых классификационных и оценочных
показателях.
На
стадиях эксплуатации, модернизации, утилизации необходима конъюнктурная и
маркетинговая информация.
Параллельно
с инновационным циклом осуществляется комплекс мероприятий по
"защите" изделия, состоящий из двух блоков, каждый из которых имеет
целью:
правовую охрану промышленной и интеллектуальной
собственности, создаваемой производителем и в процессе реализации составляющей
"изделие". Здесь необходима информация о патентной ситуации, о
реализации патентования, лицензирования, экспертизы; о целесообразности
приобретения лицензий и "ноу-хау" других фирм; о возможности
коммерческого использования интеллектуальных продуктов инновационного цикла:
патенты изобретений, принципиальные схемы, публикации, макеты изделий, образцы,
чертежно-конструкторская документация, технологические образцы, технологическая
документация, эксплуатационная документация, технология утилизации). Последнее,
как показывает американский опыт, может дать до 80% от стоимости реализации
всего инновационного проекта в целом;
защиту информации (организационной, управленческой,
экономической, научно-технической и др.) от ее несанкционированного
использования. Необходима информация о средствах охраны и защиты помещений и т.
д.
Анализируя
полный перечень информационных потребностей при реализации инновационного цикла
можно выявить следующие виды информации (Таблица №1):
Таблица №1
|