рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Применение статистических методов в изучении прибыли и рентабельности

Ф- среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Показатель рентабельности реализованной продукции отражают эффективность текущих затрат( в отличии от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

Ррп =Ппл /С*100%,

где Ппл – прибыль от реализации продукции;

       С  -  полная себестоимость реализованной продукции.

          Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

          Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов не промышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности.

          Финансовая статистика предприятий (организаций ) изучает состояние, динамику основного и оборотного капитала, эффективность его использования, а также обеспеченность запасами товарно-материальных ценностей в целом, по  группам и источникам образования.

          Деловая активность предприятия( организации) в финансовом отношении определяется с помощью показателя общей оборачиваемости капитала , который определяется по формуле:

                                                   Ок  =В/К ,

где   В- выручка от реализации продукции;

        К- капитал предприятия ( организации ): основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения.

Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия( организации ), но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

          Наряду с индексным методом для анализа прибыли и рентабельности в целом по экономике и по отдельным отраслям широко применяется метод группировок.

 

Анализ рентабельности деятельности предприятия.

 

Показатели рентабельности. Порядок их расчета и анализа. Методика факторного анализа рентабельности производственной и предпринимательской деятельности. Анализ рентабельности инвестированного капитала.

 

          Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

          Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

 

1.Показатели, характеризующие рентабельность( окупаемость ) издержек производства и инвестиционных проектов;

2.Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3.Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;

          Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

 

          Рентабельность производственной деятельности( окупаемость издержек) исчисляется путем отношения  валовой(Прп ) или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции(И).

R3=Прп /И      или     R3=ЧП/И

 

 Она показывает сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

          Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или  ожидаемая сумма  прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

 

          Рентабельность продаж рассчитывается  делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Rрп=Прп/ВР   или  Rрп=ЧП/ВР

          Рентабельность( доходность капитала ) исчисляется отношением балансовой(валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала(SК) или отдельных его слагаемых: собственного(акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Rк=БП/SК,     Rк=Прп/SК,     Rк=ЧП/

          В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

 

          Уровень рентабельности производственной деятельности(окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от 3-х основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации.

          Факторная модель этого показателя имеет вид:

R=П(при VРПобщ,УДi,Цi,Сi)/И(при VРПобщ,УДi*Сi)

          Расчет влияния факторов 1-ого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить по следующим формулам и используя данные таб.1:

                                 Rпл=Ппл/ПСпл

                                 Rф=Пф/ПСф

                             DRобщ=Rф-Rпл

                             DRvрп=(ВРпл/ПСпл-1)*100% - Rпл

                     DRуд=ВРусл/ПСусл*100% - ВРпл/ПСпл*100%      

                     DRц=(ВРф-ВРусл)/ПСусл*100%

                             DRс=Rф- (ВРф/ПСусл-1)*100%

                                      

          Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

          Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

         Ri=Пi/Иi=VРПi(Цi-Сi)/VРПi*Сi=(Цi-Сi)/Сi=Цi/Сi –1 

По данным таб.1.3 можно рассчитать влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделий:

Rпл=(Цпл-Cпл)/Cпл,    Rф=(Цф-Сф)/Сф,   Rусл=(Цусл-Сусл)/Сусл   

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленная в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Rрп= Прп=f[VРПобщ,УДi,Цi,Сi]/ВР=f[VРПобщ,УДi,Цi

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

                 Rрп=Пi/ВРi=VРПi(Цi-Сi)/VРПi*Цi=(Цi-Сi)/Цi

 

          Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции(VРП), ее структуры(УДi),себестоимости, среднего уровня цен(Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг(ВФР).

          Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб ), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

          Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

          И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом. Объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

          Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде:

R= БП=f(VРПобщ,УДi,Цi,Сi,ВРФ)/åК=f(VРПобщ,УДi,Кi)

          При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов 2-го уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализованных результатов.

          Для анализа рентабельности производственного капитала исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой себестоимости основных фондов и материальных оборотных средств, можно использовать факторную модель, предложенную Бахановым М.И. и Шереметом А.Д.

R=P/(F+E)=P/N/(F/N+E/N)=(1-S/N)/(F/N+E/N)=(1-(И/N+М/N+А/N)/(F/N+E/N)

где P-прибыль балансовая;

      E-средние остатки материальных оборотных средств;

      F-средняя стоимость основных фондов;

      N-выручка от реализации продукции;

      P/N-рентабельность продаж;

      F/N+E/N-капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициен                              ту оборачиваемости;

      S/N-затраты на рубль продукции;

      И/N-затратоемкость продукции;

      М/N-материалоемкость продукции;

      А/N-фондоемкость продукции;

          Постепенно заменяя базовый уровень каждого фактора на фактический можно определить на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства.

 

Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов.

Методика факторного анализа прибыли по системе директ-костинг.

          В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Эта методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличии от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, система директ-костинг позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов. Докажем это с помощью сравнительного анализа.

          При анализе прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используется модель:                                П=К*(Ц-С),

где П- сумма прибыли, К- количество(масса) реализованной продукции, Ц- цена реализации, С- себестоимость единицы продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.