Приватизация в России
Санкт-Петербургский машиностроительный институт
Экономический факультет
Кафедра истории и общей экономической теории
«Приватизация в России»
Курсовая
работа студентки
Трофимовой
М.В.
Группы
1815у
Экономического
факультета
Научный
руководитель
Чернов
Н.И.
Санкт-Петербург
2005г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………...стр.3
Общая
характеристика «приватизационной» экономической реформы………………...стр.4
Основные
концепции приватизации……………………………………………………….стр.7
Экономическое
содержание приватизации……………………………………………..…стр.9
«Плюсы»
и «минусы» приватизации……………………………………………………...стр.12
Реальные
проблемы приватизации………………………………………………………..стр.15
Перспективы
приватизации……………………………………………………………….стр.19
Список
использованной литературы……………………………………………………...стр.21
Введение.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая,
финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с
разной скоростью и интенсивностью. Приватизация[1]
государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной
экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с
либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики
приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной
экономической науке. Это обусловлено тремя причинами: во-первых, необходимостью
осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от
административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием
российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
в-третьих, использованием “карты” приватизации в острой политической полемике и
вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации
и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных
проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в
условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие
важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует
иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие
“приватизация”, его соотношение с категориями “частная собственность”,
“разгосударствление[2]”.
Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об
очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной
перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической
эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в
используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются
критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.
Завершение
начального этапа приватизации в России (так называемой “чековой приватизации”)
требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому
“инвестиционно-денежному” этапу приватизации нуждается в прогнозе
постприватизационного развития предприятий
Общая характеристика
“приватизационной” экономической реформы.
Приватизация представляет особую систему экономических
отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства
производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых
коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений.
Диалектика[3]
приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является
разгосударствлением собственности.
Объективные
причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и
микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного
согласования производственной деятельности государственных предприятий в
условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные
издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо
меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только
переходом страны в целом от “административно-командной” системы к “социальному
рыночному хозяйству”, но и позитивным стремлением предприятий к снижению
издержек.
Приватизация
выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом
экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, -
инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются:
1)
формирование слоя мелких и средних собственников;
2)
сокращение доли имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности;
3)
перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости,
повышение экономической эффективности производства, рост доходов
государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она
может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Основными критериями выбора способа
приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет
принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива,
демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его
производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение
инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы
приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу
(на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа
приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей
процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы
приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при
акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая
доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику
приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного
инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах
будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах
Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,
индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
Эмиссия[4]
и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого
перераспределения государственного имущества среди негосударственных
инвесторов. Вторичный же рынок акций[5]
приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на
акции большинства акционерных обществ[6]
(и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и
неразвитости инфраструктуры фондового рынка[7].
Успешное проведение приватизации и
особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и
функционирования управленческих как государственных, так и не государственных
структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны
обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале
акционерных обществ.
Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие
перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий
(имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для
перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация
условий приватизации оставшихся государственных крупнейших
научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.
Основные концепции приватизации.
В условиях рыночной трансформации
российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия “частная
собственность”, “приватизация”, “разгосударствление”, “коммерциализация”.
В соответствии с “традиционным” подходом общественная и
частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа
собственности[8].
Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в
экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная
собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной[9] общественной. Поэтому
приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход – “трудовой” – на первый план выдвигает такой
критерий, как “трудовой” и “эксплуататорский” характер собственности. Понятие
“трудовая собственность” может включать в себя, помимо общественной, и частную
трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном
отношении “трудовой” и “традиционный” подходы весьма близки, так как основным
критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который
по его собственному критерию можно было бы назвать “субъектным”. Он тяготеет к
отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и
способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать “западным”: в
соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не
вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация
понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из
собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов,
индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки
приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим
представляется именно этот подход.
Необходимость
приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и
тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей
части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной
продукции.
Однако приватизация не сводится к общей политике
дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов.
Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования
долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других
видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в
том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как
субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер
приватизация может принять только при использовании разных методов (в
частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по
себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных
методов государственного воздействия на формирование экономической структуры
общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и
государственных предприятий.
Страницы: 1, 2, 3
|