рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблема демонополизации экономики

в)     незначительна роль в конкуренции мелких, разроз­ненных самостоятельных собственников, которым не под силу использование достижений научно-технической рево­люции и которые по отношению к крупному капиталу вы­полняют в основном вспомогательную роль.

Наряду с ориентацией на национальные механизмы в условиях интернационализации экономики проявилась не­обходимость формирования подходов, сориентированных на новый уровень отношений, в том числе межнационального законодательства по антимонопольной политике, посколь­ку интернационализация экономических связей и производ­ства требует правового урегулирования.

Таким образом, особенности современного развития, с одной стороны, вносят коррективы, с другой - упорядочи­вают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции, как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна необходимость учета их при формировании ры­ночных механизмов и развитии рыночной экономики в конк­ретных странах, на разных уровнях




2  Демонополизация в условиях рыночной экономики

Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулиро­вания рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно зак­репляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направ­лениям деятельности.

         Все это является основой для формирования "органи­зованного", "регулируемого" рынка.

         Основными "регулирующими" и "контролирующими» рыночный механизм структурами выступают:

а)     правовая система;

б)    учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;

в)     налоговая система;

г)     органы финансовой, денежно-кредитной политики.

Таким образом, государство и право устанавливают на рынке правила игры. Про­водимая ими деятельность "'направляет" и "организует" рыночную систему. Такой акцент очень важен, поскольку ориентирует  на структуры и механизмы, обеспечиваю­щие в национальной экономике развитие то ли стихийного, то ли регулируемого рынка.

Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельностью монополий, которые реализуют ос­новную массу товаров или производят значительную часть продукции по предварительным заказам. Видимо, это со­ответствует действительности и не вызывает спора. Круп­ные монополии не производят продукт на неизвестный ры­нок. Вместе с тем представляется важным подчеркнуть спо­собность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "организовать" национальный рынок Ее деятельность, напротив, может способствовать обостре­нию противоречий между отдельными "организованными мо­нополией" и "не организованными ею" рынками.

В условиях антимонопольного законодательства монополия сама не свободна от государственного регулирования, не может независимо от него устанавливать "правила игры". Следовательно, "организованный" в рамках национальной экономики рынок является продуктом государственного регулирования, проводимой правительством экономической политики, а не результатом деятельности отдельных, даже очень крупных хозяйствующих структур.

Вместе с тем характеризуемые подходы, определяю­щие важную роль госрегулирования в становлении "орга­низованного" рынка, ни в коем случае не посягают на базо­вые основы рыночной экономики - инициативную деятель­ность предпринимательских структур.

Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы, исходя из экономической необходимости и экономи­ческой целесообразности, определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, размеры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механизмы финансовой,  денежно-кредитной, ценовой политики, закрепить их в правовых и иных актах. Их реализация в условиях предпринимательской свободы и будет формой государственного регулирования и контроля в национальной экономике, сориентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой.

Предлагаемые "механизмы" не предполагают жёстко централизованного управления из единого народно­хозяйственного центра товарными потоками, это доста­точно мобильные методы регулирования, сочетающие пре­имущества рыночного и государственного механизмов.

В настоящее время во многих странах сформировалась особая "рыночная инфраструктура", которая непосред­ственно занимается проблемами взаимоотношений контр­агентов рынка. К ней относятся: ассоциации, союзы потре­бителей, профсоюзы, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и т.д., имеющие в различных стра­нах специфические формы.

Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов.

Итак, в современных экономических системах, основан­ных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизонтальные связи меж­ду рыночными структурами. Значительную часть продук­ции крупные и средние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что ис­ключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.

С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма активно развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государ­ства к хозяйствующим субъектам и в необходимых преде­лах регулирующие их поведение.

Таким образом, в условиях достаточно развитых эко­номических и правовых систем сочетаются "организован­ные" и конкурирующие структуры, взаимодействуют ме­ханизмы монополии и конкуренции.

В настоящее время в западных странах практически отсутствует свободный, никем не регулируемый ры­нок. Имеет место регулируемый рынок.



3 Демонополизация российской экономики

3.1 Приоритетные задачи антимонопольной политики

Последовательное проведение государством антимонопольной поли­тики - важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет боль­шое значение для современной России. В качестве приоритетных задач антимонопольной политики на 2004-2008 гг. выделяются:

а)     антимонопольное сопровождение реформ естественных монопо­лий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных от­раслей;

б)    модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;

в)     контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

г)     содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролиру­ющих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

д)    защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;

е)     расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;

ж)   интегрирование российского антимонопольного законодатель­ства в европейское;

з)     разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;

и)    усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможно­стей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков за­висит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, от инвестиций в новое производство, вертикальной и гори­зонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, ин­тенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В свя­зи с этим глобальная цель государственной антимонопольной политики за­ключается в создании для равной, добросовестной конкуренции среды, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.


3.2 Антимонопольное законодательство РФ

Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечива­ющая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаи­модействия субъектов рынка, а также из механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах правил.

То, в какой мере государству удается обеспечить соблюдение установ­ленных правил, определяет процесс становления конкурентных отноше­ний и качественные характеристики конкуренции на товарных и финан­совых рынках. Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет структуру, показанную на рис. 3.

Становление антимонопольной политики происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 мар­та 1991 г., после принятия Закона РСФСР № 948- I «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках», в кото­ром в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формирова­нию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпри­нимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

 






















Рисунок 3 – Антимонопольное законодательство РФ

Становление антимонопольной политики происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 мар­та 1991 г., после принятия Закона РСФСР № 948- I «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках», в кото­ром в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формирова­нию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпри­нимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

При разработке данного Закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния эко­номики Российской Федерации. При разработке методов борьбы с мо­нополизмом учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция запрета не самого монопольного положения, а злоупотребления доминирующим положе­нием на рынке.

Применение Закона на практике показало его неполную приспособ­ленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонополь­ного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвер­гался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция остава­лась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи.

Принятие Конституции РФ, гарантирующей единство экономиче­ского пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также нового Гражданского кодекса РФ и Кодекса РФ об администра­тивных правонарушениях обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Закон «О защите конкуренции».

Одним из инструментов проведения государственной антимонополь­ной политики, направленной на регулирование процессов экономиче­ской концентрации на товарных рынках и деятельности крупных пред­приятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, служит ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного то­вара долю более 35% (далее - Реестр).

Целевое назначение Реестра - подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществле­ния государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразова­ний в экономике.

За период проведения антимонопольной политики в России существо­вали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от эко­номических условий.

Государственный Реестр РФ объединений и предприятий-монополи­стов, как инструмент предупреждения и пресечения монополистической деятельности с 1992 до 1995 г, носил жестко при­нудительный характер, формировался на основе приказа ГКАП России и основывался на одновременном наличии двух признаков - доминиру­ющего положения на товарном рынке и факта злоупотребления этим положением. Под государственным регулированием в 1993 г. находилось около 5-6% выпускаемой продукции на федеральном уровне и около 15­-20% - на региональном (рис.4).

Рисунок 4 - Процент регулирования выпускаемой продукции

По мере либерализации внешней торговли при разработке Реестра по­требовалась совершенно новая парадигма его формирования: из инстру­мента, предназначенного для выполнения функции административного, ценового и количественного регулирования, он превратился в перечень крупных хозяйственных субъектов, имеющих значительную долю рынка. Методология функционирования Реестра претерпела кардинальные изме­нения: функция административного контроля сменилась наблюдением за деятельностью субъектов, имеющих существенную долю рынка.

Новая редакция Закона «О конкуренции...» (1995) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого докумен­та на название «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рын­ке определенного товара более 35 процентов» указывает на его информа­ционно-справочное назначение. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контро­ле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приоб­ретением акций в уставном капитале. Соответственно изменилось не толь­ко название, но и форма легитимности Реестра.

Практическая работа по формированию Реестра показала, что с 1997 г. количество включенных в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и его снижение. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 - в федеральный раздел.

В конце 2002 г. была предложена новая редакция Закона «О конку­ренции...», включающая изменения и дополнения действующих поло­жений антимонопольного законодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения действующего Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынкам не в должной мере стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам кон­курентного законодательства. В течение двух лет осуществлялась разра­ботка принципиально нового Закона «О защите конкуренции», который был принят в июле 2006 г.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.