Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~ |
|
| Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России |
1.
Достижение национального
согласия между различными социальными группами, политическими партиями по
поводу решения общенациональной проблемы выхода России из экономического
кризиса.
2.
Выравнивание экономических
показателей и борьба с инфляцией.
3.
Внимательная разработка
правовой базы инвестирования.
4.
Радикализация борьбы с
преступностью.
5.
Создание конкретного
механизма предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по
замедлению оборота капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности.
6.
Формирование общего рынка
республик Союза со свободным перемещением капитала, товаров и рабочей силы.
Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут
сыграть положительную роль в становлении отечественной экономики.
В заключение отмечу, что инвестиции внутренние и внешние
представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной
степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех,
достигнутый в данной сфере, во моногом предопределит реализацию всей реформы в
целом.
Приложения
Приложение 1.
Преречень законодательных актов, регулирующих
взаимоотношения в области иностранных инвестиций
Закон РСФСР "Об
иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. (с изм. и доп. от 24
декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)
Указ Президента РФ от 27
сентября 1993 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными
инвестициями"
Указ Президента РФ от 25
января 1995 г. N 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных
инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации"
Постановление
Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об активизации работы по
привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" (с
изм. и доп. от 20 февраля 1995 г.)
Указ Президента РФ от 10
июня 1994 г. N 1199 "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной
деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных
кредитов"
Указ Президента РФ от 24
ноября 1994 г. N 2108 "О дополнительных мерах по стимулированию развития
производства, в том числе с привлечением иностранных кредитов"
Постановление
Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 173 "О порядке организации работы,
связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и
доп. от 27 декабря 1994 г.)
Постановление СМ РФ от 16
октября 1993 г. N 1060 "Об организации работы, связанной с привлечением и
использованием иностранных кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.)
Указ Президента РФ от 26
февраля 1993 г. N 282 "О создании Международного агентства по страхованию
иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков"
Соглашение о
сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.
Указ Президента РФ от 26
октября 1992 г.N 1302 "О Российско-Американском инвестиционном банке"
Условия открытия банков с
участием иностранных инвестиций на территории Российской Федерации (утв. ЦБР 8
апреля 1993 г. N 14)
Письмо ГТК РФ от 20 мая
1993 N 01-13/4730 "О государственной регистрации предприятий с
иностранными инвестициями"
Постановление
Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 848 "Об использовании иностранных
кредитов, предоставляемых Российской Федерации на основании межправительственных
соглашений, и о порядке расчетов по ним"
Постановление Президиума
ВС РФ от 2 марта 1992 г. N 2426-1 "О Международном банке экономического
сотрудничества и Международном инвестиционном банке"
Приложение 2.
|
Три версии новой редакции закона об иностранных
инвестициях
|
Версия
|
Преференции иностранным инвесторам
|
Оговорка по действию нормы во времени
|
Тарифные льготы
|
Версия депутатов
Мельникова и Михайлова (“Яблоко”)
|
Законами России
устанавливаются приоритетные отрасли экономики, отдельные территории, а также
проекты федерального значения, в отношении которых вводятся преференциальные
условия привлечения иностранных инвестиций.
Запрещается
введение преференций и ограничений на осуществление иностранных инвестиций по
признаку страны местонахождения иностранного инвестора.
|
В случае, если
появляется закон, ухудшающий условия инвестирования предприятия в уставном
капитале которого иностранные инвестиции составляют более 30% суммы и не
менее суммы, эквивалентной $250 тыс., то в течение 5 лет с момента вступления
его в силу применяется закон, действовавший на момент регистрации
предприятия.
|
Имущество,
ввозимое на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранных
инвесторов в уставной капитал предприятия с иностранными инвестициями в
пределах сроков. установленных его учредительными документами, но не более
одного года, освобождается от уплаты таможенной пошлины и налогов, взимаемых
таможенными органами (на подакцизные товары данная льгота не
распространяется).
Товары, ввозимые
предприятиями с иностранными инвестициями для обеспечения собственного
производства, освобождаются от пошлин и налогов, взимаемых таможенными
органами сроком на пять лет. если подобные товары требуемого качества или
технического уровня не выпускаются в России; в противном случае этот срок
составляет 2 года .
Продукция
собственного производства, вывозимая предприятием с иностранными инвестициями
освобождается от уплаты пошли и налогов, взимаемых таможенными органами.
|
Правительственная
версия
|
Предусматриваются
преференции по уплате налога на прибыль: в приоритетных отраслях на
предприятия с иностранными инвестициями распространяется режим
налогообложения прибыли малых предприятий; соответствующее изменение
предлагается внести в законе о налоге на прибыль. Есть льготы и по уплате
НДС.
|
Нет продления
действия закона.
|
Тарифные и
налоговые льготы, зафиксированные в проектах изменения соответствующих
законов. “О налоге на добавленную стоимость”: от НДС освобождается вклад в
уставный капитал (кроме подакцизных товаров) на срок, предусмотренный учредительными
документами, оборудование и материалы для производственных нужд (кроме
подакцизных товаров) в приоритетных отраслях и проектах на срок не более 5
лет. В случае отчуждения ввезенного на льготных условиях оборудования и
материалов или ликвидации предприятия выплачивается вся сумма налога.
“О таможенном
тарифе”: вклад в уставный капитал освобождается от ввозных пошлин на срок не
более одного года, оборудование и материалы для производственных нужд в
приоритетных отраслях или проектах освобождаются на срок не более 5 лет.
Вводятся также
преференциальные ввозные пошлины (аналогичные проекту Mars).
|
Версия депутата
Глазьева
|
Акцентируется
национальный режим иностранных инвестиций. Проект содержит перечень отраслей
производств, в отношении которых вводятся ограничения на привлечение
иностранных инвестиций, в том числе: добыча и транспортировка нефти,
производство и торговля необработанной древесиной, добыча и переработка
цветных и редкоземельных металлов, лов рыбы и торговля рыбой и
морепродуктами.
|
Нет продления
действия закона.
|
Вклад в уставный
капитал (кроме подакцизных товаров) освобождается на один год от уплаты
пошлин и НДС. В случае отчуждения ввезенного на льготных условиях имущества в
течение 3 лет платежи производятся в полном объеме с начислением процентов по
ставкам рефинансирования ЦБ.
Экспорт продукции
собственного производства СП с не менее чем 30% иностранных инвестиций и не
менее суммы, эквивалентной $100 тыс., осуществляется без каких-либо
количественных ограничений, кроме международных обязательств Росси.
|
Приложение 3.
Динамика основных показателей, характеризующих
экономическое положение России в 1993-1995 годах[6]
Приложение 4.
Индекс инфляции в 1992-1994 годах[7]
(на конец периода, в процентах к декабрю предыдущего
года)
Приложение 5.
Анализ инвестиционной деятельности по источникам и
назначению за 1994-1996 гг.[8]
|
Показатели
|
Единица
|
1994
год
|
1995
год
|
1996
год прогноз
|
|
измерения
|
отчет
|
оценка
|
min
вариант
|
max
вариант
|
Объем инвестиций за счет всех
|
трлн. руб.
|
106,2
|
210-230
|
310
|
380
|
источников финансирования
|
в % к преды-дущему году
|
74
|
82-83
|
104
|
97
|
Индекс-дефлятор
|
в % к преды-дущему году
|
530
|
240-260
|
140
|
170
|
Из общего объема инвестиций:
|
трлн. руб.
|
59,6
|
115-125
|
170
|
200
|
производственного назначения
|
в % к преды-дущему году
|
65
|
80-81
|
106
|
94
|
|
трлн. руб.
|
46,6
|
95-105
|
140
|
180
|
непроизводственного назначения
|
в % к преды-дущему году
|
86
|
85-87
|
105
|
101
|
Из общего объема инвестиций —
|
трлн. руб.
|
11,7
|
18,8
|
27,7
|
36-42
|
государственные из федерального бюджета
|
в % к преды-дущему году
|
39
|
87
|
113
|
147-170
|
Приложение 6.
Иностранные инвестиции в экономику Российской
Федерации
за 1994-1996 гг.[9]
( в млн. долл. США)
|
(в % к предыдущему году)
|
|
|
Список использованной литературы
1.
Депутат Государственной
Думы Глазьев С. Ю. Проект федерального закона “О внесении изменений и
дополнений в закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, внесеный в ГД 3
октября 1995.
2.
Депутаты Государственной
Думы: Мельников А. Ю., Михайлов А. Ю. Проект федерального закона “О внесении
изменений и дополнений в закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”,
внесеный в ГД 3 октября 1995.
3.
Правительство Российской
Федерации. Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в
закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, внесеный в ГД 3 октября 1995.
4.
Отчет о состоянии
экономики, финансов и денежно-кредитной сферы Центрального Банка Российской
Федерации за 1994 год, утвержденный Советом директоров Банка России 15 мая 1995
г.
5.
Прогноз социальноз-экономического
развития Российской Федерации на 1996 год, подготовленный на базе Послания
Президента Российской Федерации Федеральному собранию, среднесрочной программы
Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в
1995 — 1997 годах”, указов Президента, постановлений Правительства, других
нормативных актов, определяющих политику государства в экономической и
социальной сфере, а также поведение экономических агентов на российских рынках
и во внешнеэкономической деятельности.
6.
Постановление
Правительства Российской Федерации “О Российском финансово-банковском союзе” от
24 октября 1995 года.
7.
Социально-экономическое
положение России в 1993 — 1994 гг. Материал подготовлен Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике с участием Центра экономической
конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. М. 1995.
¨ ¨ ¨
·
Вардуль Н. Предварительный
диагноз — асфиксия // Коммерсантъ. 24 октября 1995.
·
Витин А. Мобилизация
финансовых ресурсов для инвестиций // Вопросы экономики. 1994. № 7.
·
Грабаров А. Центробанк
прорубает для гособлигаций окно в Европу // Финансовые известия. 6 сентября
1995.
·
Еще один способ
привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24 октября 1995.
·
Зубакин В. Инвестиции в
приватизированные предприятия // Вопросы экономики. 1994. № 7.
·
Касаткин Г. Инвестиционный
климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг. 1995. № 12.
·
Климович М. Акционирование
московских предприятий // Российский экономический журнал. 1995. № 1.
·
Кошкин В. К эффективной
приватизационно-инвестиционной модели // Российский экономический журнал. 1995.
№ 1.
·
Красавина Л. Н.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М. 1994. Гл. 9.
·
Лавровский Б., Рыбакова Т.
О пределах спада в российской экономике (хроника инвестиционного процесса) //
Вопросы экономики. 1994. № 7.
·
Миловидов В. Иностранные
инвестиционные фонды в России: первые итоги деятельности // Рынок ценных бумаг.
1995. № 13.
·
Москва наиболее
привлекательна для инвесторов // Коммерсантъ-daily. 6 октября 1995.
·
Мухетдинова Н. Иностранные
инвестиции в России // Российский экономический журнал. 1994. № 2.
·
Основы внешнеэкономических
знаний. М. 1994. Гл. 24.
·
Пичугин Б. Иностранные
частные инвестиции в России // Мировая экономика и международные отношения.
1994. № 11.
·
Россия:
внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. М. 1993. Гл. 16.
·
Сейфульмулюков И.
Иностранные инвестиции в добывающих отраслях // Российский экономический
журнал. 1992. № 11.
·
Смородинская Н., Капустин
А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы //
Вопросы экономики. 1994. № 12.
·
Фадеев А., Рукин А.
Инвестиционные портфели // Рынок ценных бумаг. 1995. № 14.
·
Филатов В. Проблемы
инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа // Вопросы
экономики. 1994. № 7.
·
Цакунов С. Привлечение
иностранных инвестиций в экономику России: новые ориентиры // Рынок ценных
бумаг. 1995. № 9.
[1] См. источник 4.
[2] См. источник 5.
[3] См. источник 7.
[4] См. источник 4.
[5] См. источник 5.
[6] См. источник 5.
[7] См. источник 7.
[8] См. источник 5.
[9] Там же.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
© 2009 Все права защищены.