Последующий финансовый контроль проводится по окончании
финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и
качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и
расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и
расходованию бюджетных средств, исполнение бюджетных фондов и финансовых планов
(бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем
анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения
фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов,
рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль тесно
взаимосвязан с предварительным контролем, базируется на результатах
контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода.
Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на
предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а так же в самих
контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового
контроля.
Основными методами проведения перечисленных видов финансового
контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.
Проверки, проводимые органами государственного финансового
контроля (например, налоговыми органами), подразделяются на документальные
(выездные) и камеральные.
Документальная проверка проводится непосредственно на
предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц.
Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского
учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, схемы
расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация. Изъятие
документов для проверки вне предприятия (организации) запрещено законом. В то
же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц
документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или
сократи иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании
бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они
(документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения
контрольного органа ан основе перечисленных выше документов, представленных ему
предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющимися у субъекта контроля
документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.
Один из методов контроля – обследование. Обследование
заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными
сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и
организаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские
документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива,
электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения
путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.
Важный метод финансового контроля – анализ, проводимый на
основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической
отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий,
учреждений и организаций. В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых
параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых
планов предприятий и организаций, смет доходов и расходов бюджетных учреждений,
соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой
дисциплины и т.д.
Основной метод финансового контроля – ревизия. Ревизия
представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, учреждений, организаций, а так же работы финансовых
органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов
документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление
обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых
хозяйственных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины;
сохранение государственной собственности; обеспечение достоверности ведения
учета и отчетности. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений в
финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.
Виды ревизий классифицируются по ряду признаков:
- по ведомственной принадлежности ревизуемых органов –
ведомственные и хозяйственные;
- по полноте охвата ревизуемых материалов – полные и
частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные;
- по отношению к плану контрольно-экономической работы –
плановые, внеплановые, внезапные;
- по привлекаемым материалам и способам проверки –
документальные и фактические;
- по очередности использования одних и тех же документов –
первичные, дополнительные, повторные и др.
Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои
достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед
ревизией общих и частных задач, особенности деятельности проверяемого объекта и
т.д.
Ревизионный процесс условно подразделяется на четыре этапа:
подготовительный; собственно проверка; систематизация и обработка материалов
ревизии; реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии. Акт ревизии
традиционно состоит из трех частей:
- вводной – с атрибутикой ревизионной группы и ревизуемого
объекта;
- основной – с констатацией нарушений и обоснованием их
причин;
- заключительной (результативной) – с окончательными
выводами, заключениями, рекомендациями.[6]
Состав и структура органов финансового контроля
определяются государственным устройством страны, функциями и задачами,
выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от
командно-административной системы управления экономикой и переход на
децентрализованные рыночные методы рыночные методы регулирования потребовали
разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление
воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе.
Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля,
а следовательно, изменение институционального и функционального состава
контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности[7].
Принцип разделения властей предопределяет создание органов
финансового контроля посредством следующих институтов:
1.
Президентский контроль осуществляется путем
реализации прав президента РФ по формированию нормативно-правовой базы, в том
числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава
Правительства РФ. Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой
дисциплины служит важным элементом государственного управления, гарантом единой
финансовой политики на территории всей страны. Он проводится на основании
конституции РФ путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым
вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от
должности министра финансов РФ, представлении в Государственную Думу РФ
кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка России.[8]
2.
Контрольное управление Президента РФ действует на
основе указа Президента РФ от 08 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении положения о
Контрольном управлении Президента Российской Федерации»[9]. Как структурное подразделение
Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но
взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его
функциями являются:
- контроль и проверка исполнения органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а
так же организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
- рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц;
- подготовка на основе проведенных проверок информации
Президенту РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности
исполнительных органов.
Специфика этого органа состоит в том, что деятельность
организаций и должностных лиц проверяется с точки зрения ее содержания и
эффективности по выполнению конкретных государственных задач. Однако
одновременно решается много других важных вопросов, например: проводится оценка
финансово-хозяйственной деятельности, проверяется правильность использования
бюджетных ассигнований, сохранность денежных и материальных ценностей,
контролируется управление государственным имуществом и т.п.[10]
Контрольное управление наделено правом требовать от
руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от
форм собственности) представления документов, материалов и любой информации,
необходимой для проведения контрольных мероприятий и процедур, а так же
привлекать к проверкам необходимых специалистов и сотрудников правоохранительных
органов.
3.
В решении финансово-правовых вопросов Правительство
РФ в соответствии со статьями 101, 114 Конституции РФ и Федеральным
конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации»[11]
наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и
исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области
финансов; принимает решение об отмене налогов или освобождении от их уплаты,
выпускает государственные займы; контролирует и регулирует финансовую
деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и
межбюджетных отношений.
Правительство РФ формирует систему органов государственного
финансового контроля в рамках исполнительной ветви власти, определяет их
функции, задачи и компетенцию, обеспечивает их деятельность соответствующей
нормативно-правовой базой.[12]
4.
Министерство финансов РФ занимает особое место в
системе общегосударственного финансового контроля. Его задачи в области
организации и проведения государственного финансового контроля сформулированы в
постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве
финансов Российской Федерации»[13].
Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина
России в пределах своих компетенций и сфер деятельности. Однако Минфин России
имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные для
проведения контроля – это Департамент финансового контроля и аудита и
Департамент страхового надзора. Организованны так же контрольно-ревизионные
управления Минфина России в субъектах РФ (территориальные КРУ).
Департамент финансового контроля и аудита организует и
проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и
проверки; контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию
денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние
государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
предоставление налоговых льгот; организует контроль за качеством проведения
проверок аудиторами и аудиторскими организациями.
Функции государственного страхового надзора возложены на
Департамент страхового надзора Минфина России. Его контрольные (надзорные)
полномочия ограничены сферой страховой деятельности. Департамент осуществляет
лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие
методические и нормативные документы, а так же предложения по применению
страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае
банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной
деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими страхового
законодательства и страховой дисциплины. В случае выявления нарушений по
результатам проверок он имеет право давать предписания страховым организациям
об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов
(премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения
этих предписаний могут приниматься более жесткие решения, вплоть до
аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой
организации.
В процессе ревизий и проверок названные субъекты контроля
вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины
и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об
устранении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к
ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Другим управлением Минфина России, наделенным широкими
контрольными функциями за полнотой поступления, целевым и экономным
использованием государственных средств, является Федеральное казначейство. Этот
орган образован в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №
1556 «О Федеральном казначействе»[14].
Основная задача Федерального казначейства – организация и осуществление
контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных
фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов
между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными
законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того,
казначейские органы осуществляют (совместно с другими финансовыми органами)
сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансовых
фондов и представляют в высшие представительные и исполнительные органы
государственной власти и управления отчетные данные о финансовых операциях
Правительства РФ (по федеральному бюджету РФ), государственных внебюджетных фондов,
а так же состоянии бюджетной системы РФ в целом; управляют и обслуживают вместе
с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственный
внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального
бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства в банках, исходя из
принципа единства кассы; прогнозируют объемы государственных финансовых
ресурсов; разрабатывают методологические и инструктивные материалы по вопросам,
относящимся к компетенции казначейства; ведут операции по учету государственной
казны РФ.
Как контрольному органу в целях укрепления финансовой
дисциплины Федеральному казначейству предоставлены следующие права:
- производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях,
в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях
любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных
документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных
документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств
республиканского (федерального) бюджета РФ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|