рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы портфельного инвестирования

Проблемы моделирования и прогнозирования

Большой блок проблем связан с процессом математического моделирования и управления портфелями ценных бумаг. Портфель финансовых активов - это сложный финансовый объект, имеющий собственную теоретическую базу. Таким образом, при прогнозировании встают проблемы моделирования и применения математического аппарата, в частности, статистического. Конечно, в ряде случаев, когда можно говорить не о портфеле, а о некоторых элементах " портфельного подхода", удается обойтись более простыми приемами, но перед каждым, кто занимается данной проблематикой, рано или поздно встают серьезные расчетные и исследовательские задачи. Причем универсального подхода к решению всех возникающих задач не существует, и специфика конкретного случая требует модификации базовых моделей.

На данный момент адекватного математического аппарата для всех возможных схем еще не разработано. Это связано как с небольшим опытом развития подобных взаимоотношений в России, так и с объективной математической сложностью возникающих моделей. Особенно велико разнообразие моделей в трасте доверительного управления, а именно он наиболее распространен в России.

Проблемы оптимального достижения целей инвестирования

Независимо от выбираемого уровня прогнозирования и анализа, для постановки задачи формирования портфеля необходимо четкое описание параметров каждого инструмента финансового рынка в отдельности и всего портфеля в целом (то есть точное определение таких понятий, как доходность и надежность отдельных видов финансовых активов, а также конкретное указание, как на основании этих параметров рассчитывать доходность и надежность всего портфеля). Таким образом, требуется дать определение, доходности и надежности, а также спрогнозировать их динамику на ближайшую перспективу.

При этом возможны два подхода: эвристический - основанный на приблизительном прогнозе динамики каждого вида активов и анализе структуры портфеля, и статистический - основанный на построении распределения вероятности доходности каждого инструмента в отдельности и всего портфеля в целом.

Второй подход практически решает проблему прогнозирования и формализации понятий риска и доходности, однако степень реалистичности прогноза и вероятность ошибки при составлении вероятностного распределения находятся в сильной зависимости от статистической полноты информации, а также подверженности рынка влиянию изменения макропараметров.

При формировании портфеля возможны три основные формулировки задачи оптимизации:

·       целевая функция - доходность (остальное - в ограничениях);

·       целевая функция - надежность (остальное - в ограничениях);

·       двухмерная оптимизация по параметрам "надежность-доходность" с последующим исследованием оптимального множества решений.

Зачастую бывает, что небольшим уменьшением значения одного критерия можно пожертвовать ради значительного увеличения значения другого (при одномерной оптимизации такого рода возможности отсутствуют). Естественно, что многомерная оптимизация требует применения более сложного математического аппарата, но проблема выбора математических методов решения оптимизационных задач - это тема особого разговора.

Проблема постановки задачи управления портфелем

Следующий уровень в модифицировании базовых моделей возникает при переходе от статических задач (формирование портфеля) к динамическим (управление портфелем).

Разумно полагать, что в течение заранее оговоренного промежутка времени (срока действия договора) клиент не может изменить инвестиционные приоритеты. Однако возможность уточнения прогноза по ходу реализации задачи вносит в нее определенный динамизм. Кроме того, срок окончательных расчетов может быть однозначно не определен, и тогда с позиций статистического подхода мы имеем дело со случайным процессом.

2.    Регулирование фондовых рынков мира

Понятие фонда имеет несколько значений:

ü    денежные и материальные средства, предназначение для каких-либо целей, имеющих определённое назначение;

ü    юридически зарегистрированное или незарегистрированное объединение инвесторов в целях осуществления совместных инвестиций.

Фондовый рынок – составная часть финансового рынка (ФР в узком понимании) – организованный рынок ценных бумаг. Это рынок реально существующего капитала (денежного и ссудного) и на макроуровне является регулятором стихийно протекающих в национальном хозяйстве экономических процессов.

Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка специфическим характером своего товара. Ценная бумага – товар особого рода: одновременно и титул собственности, и право на получение доходов. Данный товар, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене. Это вызвано тем, что ценная бумага имеет свой номинал, но выражает часть реального капитала, вложенного в промышленное или иное производство.

Фондовые ценные бумаги – это бумаги с плавающим (колеблющимся) курсом, являются инструментами образования денежных фондов (накопления капитала). Они подразделяются на основные и производные. К основным относят акции и облигации, а к производным – опционы, варранты, фьючерсы (они подтверждают право купли-продажи ценных бумаг, но не являются таковыми). Имеют хождение иные разновидности ценных бумаг: сберегательные (депозитарные) сертификаты, а также коммерческие: вексели, коносаменты, аккредитивы, чеки и др.

Фондовый рынок является объектом управления со стороны государства. Воздействия – прямые и косвенные меры.

Прямое вмешательство – весь комплекс законотворческой деятельности органов представительной и исполнительной государственных властей по данному вопросу (наличие пакета законов, регулирующих деятельность участников рынка ценных бумаг).

Меры косвенного воздействия:

·       контроль за денежной массой, находящейся в обращении, и объёмом кредитных ресурсов с помощью учётной ставки банковского процента, нормативов обязательного резервирования, устанавливаемых коммерческим банкам и др.;

·       налоговая политика, относящаяся к налогообложению операций с ценными бумагами (налог на доход от капитала);

·       гарантии правительства РФ по депозитам, кредитам и займам частному сектору;

·       внешнеэкономическая политика (развитие или свёртывание контактов с отдельной страной);

·       выход государства на фондовый рынок путём эмиссии федеральных и субфедеральных долговых обязательств и др.

Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг, включая услуги по размещению, купле и продаже финансовых инструментов, осуществляется профессиональными участниками на основании лицензий, выдаваемых Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и её региональными комиссиями.

Объектами регулирования на фондовом рынке РФ являются следующие виды деятельности.

·     Брокерская – выражается в совершении гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании договора комиссии или поручения, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

·     Дилерская – совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счёт путём публичного объявления цен купли и продажи ценных бумаг с обязательством купли и продажи их по объявленным ценам.

По управлению ценными бумагами в течение срока доверительного управления.

Депозитарная – оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учёту и переходу прав на них.

По ведению реестра владельца ценных бумаг – сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных (держатели реестра или регистраторы).

По определению взаимных обязательств (клиринг) – сбор, сверка, корректировка информации по операциям с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним, зачёт по поставкам ценных бумаг и расчёты по ним.

По организации торговли ценными бумагами – предоставление услуг, которые способствуют заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками фондового рынка (осуществляется на фондовых, товарных и валютных биржах).

Фондовая биржа – организатор торговли, не совмещающий деятельность по организации торговли ценными бумагами с иными видами деятельности (кроме депозитарной и клиринговой). Фондовая биржа не определяет цены на финансовые активы, она их только констатирует, объективно способствуя их формированию. Фондовая биржа не может устанавливать размеры вознаграждения, которые получают её члены за совершение сделок с ценными бумагами.

Государственное регулирование фондового рынка: управленческий аспект.

Действенные меры по созданию мегарегулятора финансового рынка в России были предприняты в начале марта 2004 года в рамках радикальной административной реформы указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов  исполнительной власти». Этим документом была ликвидирована ФКЦБ РФ, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новому регулятору были переданы также некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. От Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике   - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными  пенсионными фондами.

В развитие Указа № 314 Правительство России приняло Постановление № 206 от 9 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», окончательно определившее структуру и статус нового регулятора российского финансового рынка.

Согласно Постановлению, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении правительства РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральной службе по финансовым рынкам передаются территориальные органы упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет: государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, регистрацию проспектов ценных бумаг; обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ; осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функции по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

Кроме того, в компетенцию Федеральной службы по финансовым рынкам входят обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство предложений о его совершенствовании, разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

Особое положение ФСФР в системе органов государственной власти обуславливается прямым подчинением  премьер-министру РФ, тогда как другие федеральные службы подчиняются министерствам. Согласно п. 5 Постановления 206, ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и нормативных правовых актов, и единственный вариант возможности нормотворчества - через постановления Правительства РФ. Возникает противоречие с Законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе  правоустанавливающую и правоприменительную функции. Это положение вытекает из необходимости оперативно реагировать на изменения ситуации на фондовом рынке в целях сохранения стабильности финансовой системы страны в целом. В данных условиях представляется необходимым предусмотреть совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР.

Этому ведомству предстояло и еще предстоит сбалансировать интересы участников фондового рынка, в число которых входят банки, инвестиционные компании, паевые, пенсионные и прочие фонды, депозитарии, регистраторы, крупнейшие эмитенты. ФСФР отвечает за прозрачность и надежность фондового рынка, за честные и справедливые условия торгов на нем, за соблюдение обязательств и требований профучастников, за достоверность отчетности эмитентов перед инвесторами, за отсутствие инсайда и прочее.

В то же время ФСФР, по нашему мнению, нельзя считать классическим примером мегарегулятора, так как вне ее прямого влияния остаются страховые компании, отданные в ведение Федеральной службы страхового надзора, аудиторы (Минфин) и банки (Банк России).

ФСФР во многом выигрывает на фоне предшественницы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).  Прежде всего можно поставить ей в заслугу более либеральный подход к регулированию рынка.

При ФКЦБ саморегулируемые организации  не участвовали в создании  законов и подзаконных актов. Многие нововведения внедрялись в директивном порядке, несмотря на то, что существовала обязанность учитывать мнение экспертного совета. Его членов избирали на конференциях профучастников, которые раз в два года проводил Институт фондового рынка и управления (ИФРУ).  ФСФР придерживается более высокой прозрачности. В состав рабочих групп, генерирующих новые документы, обычно входят представители заинтересованных организаций, а проекты постановлений заблаговременно вывешиваются на сайте службы. Кроме того, сформированы два совещательных органа - советы по корпоративному управлению и коллективным инвестициям.

ФСФР приостановила одной из первых постановление ФКЦБ о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.    В дальнейшем в документ было внесено много правок: изменены требования к площадкам, их участникам, котируемым бумагам и эмитентам. Затем ФСФР поставила под вопрос дальнейшее существование финансовых консультантов на фондовом рынке. Подпись финконсультанта под проспектом эмиссии якобы повышала надежность размещаемых бумаг, поскольку как бы подтверждала достоверность раскрываемой информации. На практике этот институт позволял нескольким организациям неплохо зарабатывать, в то же время ничего не гарантировал покупателям ценных бумаг эмитента. С мая 2004 года компании вправе сами решать, есть ли смысл нанимать таких дорогостоящих специалистов или нет.

Также ФСФР переписала Постановление ФКЦБ «О специалистах рынка ценных бумаг», вызывавшее у брокеров и их коллег массу негативных эмоций. Первоначальный вариант вводил обязательную регулярную переподготовку всех аттестованных специалистов. Служба отменила принудительную переаттестацию, к тому же разрешила профучастникам оформлять в штат меньше сотрудников с профильными «корочками».

В конце прошлого года были внесены  поправки в законы о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах, которые приблизили процедуру российского IPO к международным стандартам. Очередной вклад ФСФР в борьбу за эмитентов - возможность проводить первичное размещение одновременно в России и за рубежом. Но для бумаг, выводимых на международные площадки, установлена 70-процентная квота от общего объема предложения. Внесены  правки в положение по организации торговли на рынке ценных бумаг, предусматривающие введение на российских биржах котировального списка специально для эмитентов, впервые размещающих акции, что тоже упрощает процедуру IPO.

Можно утверждать, что усилия ФСФР вкупе с удачной для России конъюнктурой на мировых рынках приносят положительные результаты. Так, больше фондовых активов обращается на биржах внутри РФ растет сегмент рублевых облигаций и др. 

Однако есть и минусы. К примеру, до сих пор не выпускаются секьюритизационные облигации. Их с удовольствием эмитировали бы банки, занимающиеся ипотекой и потребительским кредитованием, а приобретали - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, которым как раз не хватает инструментов долгосрочного инвестирования. Но в России невозможно проводить секьюритизацию активов. Некоторые эмитенты (с оттоком которых, напомним, борется ФСФР) выпускают такие бумаги на Западе. Другие организации вынуждены закладывать плату за неликвидность активов в проценты, взимаемые с заемщиков.

В плюс ФСФР следует поставить подготовку нормативной базы для бюро кредитных историй. В минус - то, что реально они начали работать на несколько месяцев позже, чем планировалось. Другая важная реализованная инициатива -  отработка законодательства, регулирующего деятельность жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативов. Активно развивается сектор коллективных инвестиций.

 На подходе изменения в регулировании маржинальной торговли. Так называемые квалифицированные инвесторы смогут легально торговать с плечом «один к трем». Правда, большинство брокеров давно позволяют клиентам пользоваться куда большим плечом, причем вне зависимости от квалификации.

До сих пор не создан  совет по инфраструктуре, который мог бы заняться спорными вопросами реализации модели Центрального депозитария.

К сожалению, растет  манипулирование ценами и игра на инсайдерской информации. Считается, что среди крупных инвестиционных компаний нет ни одной, которая не зарабатывала бы с помощью внутренней информации, получаемой от чиновников государственных ведомств и эмитентов. Несуществующий закон об инсайде уже давно стал  жизненной необходимостью, поскольку иных рычагов борьбы с мошенничеством практически нет.

Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения защиты прав собственности на приобретенные ценные бумаги и прав на получение достоверной информации как об объектах инвестирования, так и о посредниках финансового рынка. Стимулирование инвестиций через обеспечение действенных механизмов предоставления инвесторам надежной системы учета их прав на ценные бумаги, достоверной системы раскрытия информации на фондовом рынке, а также эффективно функционирующей системы обеспечения исполнения обязательств является одной из основных задач ФСФР России.

Таким образом, можно выделить следующие  первоочередные тактические и стратегические задачи Федеральной службы по финансовым рынкам на современном этапе развития. Это прежде всего:

·       защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке;

·       содействие развитию финансового рынка и его инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка;

·       обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая пенсионные накопления граждан.

Выполнение этих задач будет сопровождаться увеличением количества эмитентов, входящих в котировальные листы фондовых бирж высшего уровня, правила которых требуют повышенного уровня раскрытия информации, и в категории высокого уровня в рейтинге корпоративного управления. ФСФР России будет применяться показатель количества эмитентов, имеющих рейтинг корпоративного управления выше среднего, присвоенный рейтинговыми агентствами, аккредитованными ФСФР России.

Планируется проведение работы по созданию единой для российского организованного фондового рынка клиринговой и расчетной организации, что приведет к снижению доли внебиржевых сделок, совершаемых профессиональными участниками, по отношению к суммарному объему биржевых и внебиржевых сделок, совершенных профессиональными участниками, что будет свидетельствовать о создании эффективной и приемлемой для финансовых посредников системы расчетов.

Предполагается рост доли средств пенсионных накоплений, переданных частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, в общем объеме средств пенсионных накоплений.

Решение поставленных задач и достижение поставленных целей позволят нам с уверенностью заявлять, что ФСФР является состоявшимся ведомством, способствующим успешному и эффективному  функционированию рынка ценных бумаг и финансового рынка в целом.








Заключение

Конечно, спектр вопросов, касающихся портфельного инвестирования, чрезвычайно широк, и затронуть их все в рамках подобного обзора невозможно. Главное, что необходимо подчеркнуть: будущее за портфельным менеджментом, но его возможности надо использовать и в нынешних условиях.

Фондовый рынок представляет собой строгую систему взаимосвязанных субъектов финансовой деятельности, функционирующую как единое целое благодаря четкому детерминированию целей, задач и функций каждого. Деятельность любого участника финансового рынка опосредована не только его личными целями, но и деятельностью остальных субъектов рынка. Деятельность каждого субъекта финансовых отношений на фондовом рынке, в свою очередь, регулирует функционирование остальных. Таким образом, полноценность механизма перераспределения финансов в целевые отрасли экономики и функционирования экономики страны в целом определяется корректностью и профессионализмом каждого участника фондового рынка.

Список используемой литературы


1.    Гражданский Кодекс Российской Федерации

2.    Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.,2004.

3.    Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. – М., 2002.

4.    Алексей Рухлов. Принципы портфельного инвестирования. - Финансы. Ценные бумаги. - 2007.

5.    Астахов В.П. Ценные бумаги. Выпуск, обращение, погашение, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. - М.: Издательство “ Ось-89 “, 2006.

6.    Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2006.

7.    Дробозина Л.А. Финансы, денежные обращения, кредит. - М.: Финансы и статистика, 2000.

8.    Кравченко В.В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг РФ // «Менеджмент в России и за рубежом» – 2000 – №2.

9.    Шестаков А.В и Д.А. Рынок ценных бумаг. – М.: 2000.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.