рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования на примере г.Пенза

3. Регулирующая функция - связана с вмешательством органов местного самоуправления через расходы, налоги и муниципальный кредит в процессы воспроизводства.

4. Стимулирующая (стабилизационная) функция - ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Эта функция проявляется в поддержании устойчивого экономического роста экономики муниципального образования. Финансы муниципальных образований традиционно относятся к категории централизованных финансов. Взгляды исследователей на их состав в основном сходятся Бабич A.M. и Павлова Л.М. включают сюда:- средства местного бюджета,- муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.  Леонтьев В.Е. и Радковская Н.П. выделяют отдельными пунктами - финансы муниципальных предприятий и управление муниципальным имуществом.(№11) Подобная классификация местных финансов нашла отражение в законодательных нормах, регулирующих вопросы местного самоуправления. В Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" понятие "местные финансы" раскрывается в статье 2 как: "средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства".  Право собственности в отношении местных финансов принадлежит населению муниципального образования, которое реализуется им самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования либо делегируется органам местного самоуправления. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Для координации процесса формирования и использования финансовых ресурсов в составе плана социально-экономического развития района (города) разрабатывается сводный финансовый баланс[6].(№15) Управление финансовыми ресурсами района (города) обеспечивается формированием и исполнением местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, установление порядка взимания местных налогов и сборов, доходов от использования муниципальной собственности, осуществлением муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом, регулирование финансовых отношений с хозяйствующими субъектами вышестоящего подчинения и межбюджетных отношений. Как отмечает большинство исследователей из всех имеющихся ресурсов, именно местный бюджет является финансовой основой местного самоуправления. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, исполняют и контролируют местный бюджет. Местный бюджет района (города) самостоятелен и независим от региональных и федерального бюджетов по доходам и расходам, функциям, порядку формирования и использования. Единым распорядителем всех финансовых ресурсов, обеспечивающим выполнение конкретных экономических, социальных и экологических функций, являются органы местного самоуправления. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", уставами муниципальных образований органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают проект и исполнение бюджета. Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета о его исполнении не допускается. Представительные органы местного самоуправления также самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются представительными органами местного самоуправления.. Органы местного самоуправления представляет отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке. Бюджет формируется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития муниципального образования, который разрабатывается комитетом (управлением) по экономике Администрации муниципального образования, а также в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации Формирование местных бюджетов основывается на сочетании следующих основных принципах.

1) Принцип самостоятельности местного бюджета Принцип самостоятельности местного бюджета означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов- Для этого необходимо законодательно закрепить регулирующие доходы местного бюджета, полномочия по формированию местного бюджета, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджетов и определять источники финансирования дефицита местного бюджета.

2) Принцип гласности..Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представленной информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению представительных органов местного самоуправления.

3) Сбалансированность местного бюджета Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных статей бюджета в течении оставшегося времени


2.3. Бюджет муниципального образования г. Пензы.


Финансовые средства муниципального образования г. Пензы, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают: а)средства местного бюджета; б) муниципальные внебюджетные средства; в) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности; г)средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы и т.д.)5 В соответствии с п. 1 ст. 5 закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Как отмечает В.Д. Кирпичников  (Президент Союза российских городов), в настоящее время у субъектов Федерации значительно расширились возможности для своей собственной законотворческой деятельности, увеличились права и прежде всего в бюджетно-финансовых вопросах, в то время как на уровне местного самоуправления возрастают в основном обязанности и возлагаемые на них функции. Таким образом, государственная власть решает свои финансовые проблемы за счет местных бюджетов и в основном за счет бюджетов городов, которые являются донорами бюджетной системы. Через муниципальный бюджет г. Пензы финансируется 64,9 % расходов на нужды образования, 61,6 % - на ЖКХ, 57,8 % - на здравоохранение, 50,6 % - на социальную политику. В то же время за период 1992-96 гг. в расходах консолидированных бюджетов доля муниципальных возросла с 28, 5 % до 31, 6 %, в то время, как в доходах за тот же период упала с 27,6 % до 21,4 %8. В материальном смысле бюджет муниципального образования представляет собой сконцентрированный в рамках определенного муниципального образования централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении органов городского самоуправления и используемый для решения задач общего значения. Материальное содержание бюджета подвижно. С юридической точки зрения бюджет является правовым актом, то есть на уровне муниципального образования г. Пензы - это основной финансовый план образования, распределения и использования денежного фонда муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Юридический аспект бюджета отражает и гражданское законодательство с позиций прав собственности. Так, статья 215 Гражданского Кодекса РФ наделяет муниципальные образования правом собственности, одним из объектов которой является бюджет. Средства бюджета составляют часть муниципальной казны. Согласно ст. 215 ГК РФ казну муниципального образования составляют средства местного бюджета и часть муниципального имущества, не закрепленного за предприятиями и учреждениями города. Бюджет тесно взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы города и именно через него осуществляется финансовая политика муниципального образования.  Формирование и использование местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципального образования, осуществляется им самостоятельно.[7]

Вопросы формирования и использования местных финансовых ресурсов решаются соответствующими органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, непосредственно населением муниципального образования .Законодательную основу местных финансов составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, Закон Пензенской области «Формирование бюджета г. Пензы» . В настоящее время местный бюджет г. Пензы, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функции органов местною самоуправления .Вместе с тем для расчетов и анализа при формировании и использовании бюджетных средств на различных территориальных уровнях управления законодательством было введено понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Данные консолидированные бюджеты в отличие от самостоятельных бюджетов утверждению не подлежат и правовыми актами не являются. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет. Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

- наличием собственных источников доходов;

- правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

- правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения (данные средства не подлежат изъятию органами государственной власти);

- правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

- ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.

Местный бюджет г. Пензы имеет доходную и расходную части.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам (ст. 6 Закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"). К собственным доходам, во-первых, относятся местные налоги и сборы, которые устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень таких местных налогов и сборов содержится в Налоговом кодексе.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы (ст. 15 Налогового кодекса).

Налоговый кодекс существенно сократил перечень местных налогов по сравнению с Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ". Как отмечает В.Г. Пансков, закрепленные в ст. 15 Налогового кодекса налоги реально могут обеспечить не более 2 % доходов местных бюджетов.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

5) доходы от проведения муниципальных денежно - вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;

8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);

9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным доходам местного бюджета относятся также доли федеральных налогов. К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с физических лиц

2) часть налога на прибыль организаций

3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации)

4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия

5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары.

Во-вторых, в доходы местного бюджета г. Пензы  зачисляются закрепленные доходы, т.е. доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в доход местного бюджета также зачисляются поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации устанавливают и иные доходы местных бюджетов, которые в полном объеме или в твердо фиксированном размере (в процентах) на постоянной или долговременной основе зачисляются в местный бюджет и относятся к собственным доходам местного бюджета.

В-третьих, в доходную часть местного бюджета входит финансовая помощь в различных формах: дотации, субвенции, которые также относятся к средствам бюджетного регулирования. Дотации и субвенции представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве материальной помощи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.