| Проектирование основных составляющих процесса управления по функциям: планирование, организация, мот... |
Проектирование основных составляющих процесса управления по функциям: планирование, организация, мот...
Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации Московская государственная
текстильная академия
имени А.Н. Косыгина
кафедра менеджмента и организации производства
Курсовой проект
по курсу: «Основы менеджмента»
на тему: Проектирование основных составляющих процесса
управления по функциям: планирование, организация, мотивация и контроль для
фирмы "Оптика".
Выполнил студент
гр.46-94 Бондаренко Ю.М.
Проверила доц. Бармина
А.В.
Москва 1997
Содержание:
Введение..................................................................................................................................................... 3
1. Основные понятия и
составляющие процесса управления.......................................................... 4
2. Характеристика фирмы
"Оптика"................................................................................................. 5
3. Стратегическое
планирование.......................................................................................................... 6
3.1. Миссия фирмы
"Оптика"............................................................................................................. 7
3.2. Характеристика
основных целей фирмы "Оптика"................................................................. 7
3.3. Построение дерева
целей............................................................................................................. 8
3.4. Управление по целям..................................................................................................................... 9
3.5. Оценка и анализ
внешних факторов......................................................................................... 10
3.6. Управленческое
обследование внутренних сильных и слабых сторон компании "Оптика". 13
3.7. Анализ
стратегических альтернатив......................................................................................... 15
3.8. Выбор стратегии
для фирмы "Оптика".................................................................................... 16
3.9. Реализация
стратегического плана............................................................................................ 19
3.10. Оценка
стратегического плана................................................................................................ 20
4. Организация
взаимодействий и полномочия................................................................................ 20
5. Мотивация.......................................................................................................................................... 24
6. Контроль............................................................................................................................................. 25
Выводы..................................................................................................................................................... 27
Список использованной
литературы:................................................................................................ 30
Управление
- это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.
Повышение
интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических
переменах, произошедших в обществе. Это подтверждается на примере России.
За последние 3 -
5 лет в экономике России произошли серьезные перемены. Эти изменения не только
масштабны, но и беспрецедентны - ни в одной другой стране мира за столь
короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и
формирование другой. К числу таких изменений относятся следующие:
- изменение
структуры собственности, связанная с разрушением монополии государства в сфере
производства, созданием базы для формирования эффективных собственников;
- изменение отраслевой
структуры производства в результате ее приспособления к новой структуре спроса
и возникновения массы мелких предприятий, порожденных частным
предпринимательством;
- изменение
условий внешнеэкономической деятельности;
- изменение
геополитической ситуации в результате распада СССР. [7, с. 7]
За этот период
было образовано множество компаний малого и среднего бизнеса, включая групповой
бизнес. Несмотря на существенные различия компаний и фирм, всем им приходится в
целом решать одни и те же проблемы: разрабатывать структуру своих объединений,
выстраивать единую политику учета и контроля за деятельностью, управлять всей
организацией как единым целым в соответствии с принятой стратегией и т.д.
Таким образом,
все компании и фирмы на определенном этапе столкнулись с проблемой эффективного
управления, что придает проблеме менеджмента в России поистине общенациональное
звучание.
В настоящее время в управленческой мысли широко
распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление
как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций
управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также
представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий [5, с.
71].
Схематично процесс управления представлен на рис. 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование - процесс подготовки на перспективу решения о том,
что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть
использовано. Функция планирования отвечает на 3 вопроса:
где фирма находится в настоящее время;
куда она хочет двигаться;
как организация собирается сделать это.
|
|
|
Организация.
Этапы организации:
1. структурная организация (включает структуру
полномочий и структуру коммуникаций;
2. организация процесса производства (включает
организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве).
|
|
|
Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников
организации в обмен на их эффективную работу.
Этапы:
1. определение потребности работников;
2. предоставление возможности работнику
удовлетворить эти потребности через хорошую работу.
|
|
|
Контроль - процесс обеспечения того, что организация
действительно достигла своей цели.
Этапы:
1. установление стандартов;
2. измерение того, что было фактически достигнуто
и сравнение достигнутого с намеченными стандартами;
3. определение источников расхождения и действий,
необходимых для коррекции
планов.
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис 1. Функции
процесса управления.
Концепция управленческого процесса
применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет
лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их
использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой
конкретной фирмы.
В соответствии с этим в данной работе
будут разработаны основные составляющие процесса управления для уже
существующей фирмы "Оптика" с учетом всех как внутренних, так и
внешних факторов, от которых зависит деятельность данной организации.
|
|
Фирма "Оптика" была образована в Сентябре
1996 года.
|
Наименование: Закрытое
Акционерное Общество "Оптика"
Местонахождение:
ул.Делегатская, дом, 5103091, г.Москва,.
Телефон: 292 7127. Факс:
924 7062
Реестродержатель:
филиал ЗАО "Регистратор"
Адрес:
ул.Делегатская, дом, 5103091, г.Москва..
Аудитор: Куперс энд
Лайбранд
|
Генеральный директор
Белов Олег Геннадьевич
|
Основными видами хозяйственной деятельности являются
производство и реализация оптических приборов и аппаратуры, а также оказание
консультационных услуг в области оптической медицины. Фирма "Оптика"
оказывает и производит следующие виды услуг и продукции:
- производство и реализация очков, собранных из
рецептурных линз любой сложности, из оптического облегченного стекла и
оптического пластика;
- нанесение специальных покрытий на очковые линзы из
стекла и пластика: водительские (плохая погода и противоослепление),
компьютерные со 100% защитой по 6-ти видам излучений, медицинские, для работы с
лазером, фотохромные;
- компьютерный подбор оправы с учетом строения лица
каждого конкретного клиента;
- оказание консультационных услуг в области подбора
линз из пластика, стекла и облегченного стекла, а также контактных линз (в том
числе контактных цветных линз) для клиентов с нарушением зрения;
- вставка линз клиента в оправу клиента, вставка линз
фирмы в оправу клиента, вставка линз клиента в оправу фирмы;
- продажа солнцезащитных очков.
Линзы из облегченного стекла, стекла и пластика, а
также оправы приобретаются у российских фирм, а также эксклюзивных
представителей иностранных компаний в России. Крупнейшими из них являются:
«Гланс», «Комек» (дочерная фирмы COMEK Gmbh), «Нью-Йорк Оптика» (эксклюзивный
представитель итальянской фирмы GFC в России), «Амми», «ПОЛАР ОПТИК», «Светлен».
Нанесение различных видов покрытий на линзы
осуществляется на специальном оборудовании (в одну стадию); обтачка линз
производится на другом станке. Таким образом, в производстве очков с линзами,
имеющими специальное покрытие используется оборудование 2-х типов.
Кроме российских поставщиков "Оптика"
приобретает оправы непосредственно в Италии и Франции.
Оказание услуг в области подбора оправы и очков
осуществляется при использовании специального компьютерного и диагностического
оборудования персоналом, имеющим специальное медицинское образование, в салонах
и магазинах, арендованных по адресам: Арбат, д. 51 и у института глазных болезней
Гельмгольца. В этих же салонах-магазинах осуществляется продажа части
произведенной продукции. Оставшаяся часть реализуется через киоски,
принадлежащие данному предприятию и установленные в различных точках г. Москвы,
а также через сеть дилеров - физических лиц.
Общий персонал фирмы насчитывает 45 человек, из
которых выполнением управленческих функций занято 11 человек, среди них:
генеральный директор; финансовый директор (управление финансами, определением
потребности в сырье, выбор наиболее оптимальных схем финансирования и вопросами
приобретения нового оборудования, вопросы заработной платы); коммерческий
директор (решение таможенных вопросов, закупка у оправ у иностранных фирм);
главный бухгалтер; менеджер торговли - 3 человека (продажа продукции в
арендованных магазинах и киосках); главный инженер (доставка, монтаж, ремонт
оборудования, руководит работой рабочих цеха); главный технолог (разработка и
усовершенствование технологий, определение наиболее оптимальных параметров
производства, вопросы эффективного использования сырья); начальник отдела
кадров и труда (найм сотрудников, обучение, повышение квалификации, вопросы
организации труда); начальник отдела маркетинга (маркетинговые исследования,
комплекс маркетинга).
"Оптика" выпускает около 150 пар линз в
месяц с покрытиями всех видов, выполняет в среднем 30 заказов в месяц по
вставке линз в оправу клиента, реализует готовые очки с различными видами линз
и покрытий на сумму 40 млн. руб. в месяц, товарооборот арендованных магазинов
составляет около 8 млн. руб. в неделю и оказывает консультационные услуги на
сумму 5 млн. руб. в месяц.
Планирование - это процесс подготовки на перспективу
решений о том, что должно быть сделано, как, кем, когда и какие и сколько
должно быть использовано ресурсов.
Планирование разбивается на 3 части [1, с.
324]: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет;
текущее - сроком на 1 год; оперативное - на срок менее 1 года.
Управление как процесс начинается со стратегического
планирования, т.к. оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих
решений.
Стратегическое планирование - набор действий и
решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических
стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных
для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных
целей. [5, с. 256]
В современных быстроменяющихся условиях фирма должна
постоянно заниматься сбором и анализом огромного объема информации об отрасли,
рынке, конкуренции и других факторах, поэтому именно стратегическое
планирование является единственным способом прогнозирования будущих проблем и
возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на
длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению
риска при принятии этих решений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|