v
разрабатывает рекомендации
по совершенствованию учебно-материальной базы на филиалах;
v
в отсутствие заместителя
директора по учебной работе выполняет его обязанности.
8.
Методист по учебной
работе (6 чел.) подчиняется
старшему методисту и выполняет следующие обязанности:
v
осуществляет приём граждан
в НОУ на обучение;
v
проверяет правильность
заполнения рабочих листов преподавателей за месяц согласно расписанию и
журналов обучения.
9.
Преподаватель (6 чел.) непосредственно подчиняется зам.
начальника по учебной части. Он обязан:
v
правильно вести учебную
документацию;
v
следить за составом
группы;
v
по окончании занятий с
группой предоставлять её в назначенный день на экзамен в ГИБДД;
v
отвечает за оснащение
закреплённого за ним класса;
v
отвечает за качество
подготовки учащихся закреплённых за ним групп.
10.
Старший мастер
производственного обучения вождению (1 чел.) непосредственно подчиняется зам. директора НОУ по технической
части и выполняет следующую работу:
v
выдаёт (забирает по мере
заполнения) путевые листы мастерам производственного обучения вождению (МПОВ);
v
осуществляет контроль за
своевременным и качественным выполнением мастерами (МПОВ) своих обязанностей;
11.
Мастер
производственного обучения вождению — МПОВ (24 чел.) подчиняется старшему МПОВ и обучает
вождению закреплённых за ним учеников, а также обязан заполнять путевые листы в
процессе обучения.
12.
Механик (1 чел.) подчиняется зам. директора НОУ по
технической части и отвечает за техническое состояние автомобилей, правильную
эксплуатацию.
13.
Автослесарь (1 чел.) подчиняется зам. директора НОУ по
технической части и отвечает за своевременное и качественное обслуживание и
ремонт транспортных средств [4].
Структура "Автошколы —
СТМО" представлена на рис. 1.
3. Стратегическое планирование.
Процесс стратегического
планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Стратегическое
планирование представляет
собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к
разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь
организации достичь своих целей.
Процесс стратегического
планирования включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности:
распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и
организационное стратегическое предвидение [1,
с. 256].
На рис.2 представлена блок-схема
стратегического планирования.
Рис. 2. Блок-схема процесса
стратегического планирования [2].
3.1. Миссия
организации.
При планировании первым и одним
из самых существенных решений является выбор целей организации.
Основная общая цель организации
— чётко выраженная причина её существования — обозначается как её миссия.
Для осуществления этой миссии вырабатываются цели [1, с. 262].
Миссия
"Автошколы — СТМО":
"Удовлетворение
потребностей общества и всестороннее развитие личности путём предоставления
дополнительного образования по обучению вождению транспортных средств категории
"В" на уровне, который гарантирует высокую степень вероятности
получения международных водительских прав с правом работы по найму при
профессиональном и ответственном отношении к работе сотрудников организации
".
3.2. Цели
организации.
Общие цели фирмы формулируются и
устанавливаются на основе общей миссии организации и определённых ценностей и
целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Для того чтобы организация
добилась успеха, цели должны обладать следующими характеристиками:
1)
Цели должны быть конкретными
и измеримыми.
2)
Цели должны устанавливаться
во времени, то есть иметь срок исполнения:
n пять лет и больше — долгосрочная цель;
n от одного до пяти лет — среднесрочная цель;
n до одного года — краткосрочная цель.
3)
Цель должна быть достижимой.
Это необходимо для повышения эффективности организации.
4)
Множественные цели
организации должны быть взаимно поддерживающими. То есть действия
и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению
других целей.
Цели будут значимой частью
процесса стратегического управления только в том случае, если высшее
руководство правильно их сформулирует [2].
Цели
деятельности "Автошколы — СТМО":
1.
Повысить спрос на
услуги "Автошколы — СТМО" в период с 2000 до 2001 года на 11%.
2.
В течение года
повысить конкурентоспособность НОУ.
Разобьем первую,
наиболее важную стратегическую (долгосрочную) цель на краткосрочные и
среднесрочные. Тогда повышение спроса до 2001 года на 11% (то есть со 180 до
200 человек в месяц) будет осуществляться за счёт следующего:
1. Введение 5%-ных
скидок при оплате за обучение пенсионерам и студентам, которые будут
действовать в течение всего года (вплоть до 2001 года).
2. Усиление
рекламы: увеличение числа районов, в которых будут расклеиваться объявления и
публикация рекламы раз в месяц в газете "Клиент".
3. Организовать
продажу учебной литературы непосредственно в автошколе, которую можно будет
приобрести у преподавателей.
Ассортимент
учебных пособий, приобретаемых раз в месяц:
v Правила
дорожного движения РФ (150 шт.)
v Тематические
задачи категорий "А" и "В" (150 шт.)
v Комментарии к
тематическим задачам категорий "А" и "В" (150 шт.)
v Экзаменационные
билеты (150 шт.)
v Комментарии к
экзаменационным билетам (150 шт.).
4. Провести обновление
1/4 автопарка в течение первых шести месяцев.
Рис. 3. Дерево
целей "Автошколы — СТМО".
На рис. 3 представлен перечень
задач, которые необходимо осуществить для достижения цели НОУ по повышению
спроса на услуги по обучению. Ответственными за выполнение этих задач и
исполнителями являются следующие должностные лица и работающие "Автошколы
— СТМО":
² НОУ ведёт оперативный, бухгалтерский
статистический учёт своей финансовой деятельности в лице главного бухгалтера
бухгалтера-кассира. Они осуществляют необходимые расчёты и определяют
актуальность и размер скидок, которые может предоставить своим потребителям
автошкола. Полученные результаты главный бухгалтер предоставляет директору.
Директор принимает окончательное решение на основе этих результатов, а также
проанализировав поведение конкурентов.
² Директор принимает решение о том, какого
вида должна быть реклама (текстовая, с использованием графики и т. д.), а также
определяет место, время и частоту её распространения, осуществляет контроль за
правильностью проведения рекламной кампании. Распространением же рекламы
занимаются методисты, которые расклеивают и разносят по почтовым ящикам
объявления в районе расположения своего филиала, а также договариваются с
руководством кабельного телевидения о выделении времени для рекламы автошколы.
² Внедрением новшеств занимается
непосредственно сам директор. Он оценивает внешние и внутренние факторы,
влияющие на деятельность НОУ, вырабатывает стратегию, необходимую для
достижения целей автошколы, и осуществляет контроль за её реализацией.
² За техническим состоянием автомобилей,
принадлежащих НОУ, следит заместитель директора по технической части.
Автослесарь и механик регулярно сообщают ему необходимую информацию о состоянии
транспортных средств, а он в свою очередь принимает (не принимает) решение о
необходимости обновления или расширения парка автомобилей автошколы и выносит
(не выносит) этот вопрос на обсуждение с директором, который принимает
окончательное решение.
3.3. Оценка и
анализ внешней среды.
После установления миссии и
целей "Автошколы — СТМО" проведём изучение внешней среды.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством
которого контролируются внешние по отношению к организации факторы, чтобы
определить возможности и угрозы для фирмы.
Факторы внешней среды выделяют в
семь областей:
1.
Экономические
факторы:
v
Вследствие инфляции растёт
платёжеспособный спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена, так как
предложение не поспевает за спросом [3,
с.106]. Например, если при
инфляции будут расти цены на бензин, то увеличиться стоимость обучения в
автошколе. А так как большинство клиентов НОУ имеют фиксированный заработок,
следовательно, в условиях инфляции на полученные деньги они смогут купить по
возросшим ценам меньшее количество товара, и тем самым спрос на услуги
автошколы снизится.
При явлении, обратном инфляции,
— дефляции — цена снижается, и покупательная способность денежной единицы
растёт. Такой фактор окажет положительное влияние на достижение поставленных
целей "Автошколы — СТМО": многие люди, которые раньше хотели, но не
могли воспользоваться услугами автошколы по причине ограниченности в доходах, в
такой ситуации реализуют своё желание и тем самым повысят спрос на услуги НОУ.
v
"Автошкола —
СТМО" выплачивает налоги, которые взимаются с начисленной заработной
платы:
§ в пенсионный фонд (28%);
§ в фонд обязательного медицинского страхования (0,2%);
§ фонд социального страхования (5,4%);
§ фонд занятости (1,5%);
§ подоходный налог (3%).
Если автошкола получает больше прибыли,
она при этом не обязательно использует нераспределённую чистую прибыль на
увеличение фонда заработной платы. В этом случае, учитывая, что налоговые
ставки фиксированы, сумма налогов, выплачиваемых НОУ, не изменится. С
повышением же заработной платы пропорционально вырастет и величина налогов. Но
это не означает, что автошкола при получении достаточно высокой прибыли от
реализации своих услуг должна выплачивать фиксированную зарплату. Здесь нужно
учитывать такие факторы, как: инфляция, материальное стимулирование работников
и т. д.
v
С ростом безработицы
снизится число потенциальных клиентов "Автошколы — СТМО", так как
неработающий человек имеет меньше возможности для реализации своих
потребностей, в том числе и по обучению вождению транспортного средства и
получению водительских прав. С увеличением занятости населения повышается
вероятность роста спроса на услуги автошколы.
v
"Автошкола —
СТМО" не осуществляет внешнеэкономических операций, поэтому такой фактор,
как международный платёжный баланс, никак не влияет на её деятельность.
v
Курс доллара также не
оказывает влияния на достижение поставленных целей НОУ, так как автошкола не
связана с осуществлением валютных операций и не имеет валютные счета (средства
от внешнеэкономической деятельности) в банковских и других кредитных
учреждениях.
2.
Политические
факторы:
v
Деятельность "Автошколы —
СТМО" непосредственно зависит от нормативных документов местных органов,
властей региона и федерального правительства. Например, оперативный,
бухгалтерский статистический учёт и отчетность НОУ ведётся в соответствии с
законодательством РФ.
v
Ограничение по найму
рабочей силы может повлиять на деятельность "Автошколы — СТМО"
следующим образом: если такое ограничение будет предусматривать сокращение
численности персонала НОУ, работающего в данный момент, то это может привести к
снижению производительности труда работающих (при условии, что их количество
станет меньше оптимального). Следовательно, упадёт спрос на услуги автошколы.
v
Для осуществления
поставленных целей НОУ не требуются долгосрочные вложения и их финансирование.
v
"Автошкола —
СТМО" не осуществляет торговых операций, и поэтому не заключает соглашений
по тарифам и торговле.
3.
Рыночные факторы.
v
Спрос на услуги
"Автошколы — СТМО" в значительной степени зависит от демографических
условий. Известно, что среди желающих обучиться вождению много молодёжи.
Следовательно, если население "молодеет", то спрос услуги НОУ будет
расти, если "стареет" — падать.
v
В связи с тем, что другим
автошколам достаточно просто проникнуть на рынок, то число конкурентов
"Автошколы — СТМО" постепенно увеличивается. Поэтому повысить спрос в
условиях растущей конкуренции непросто. Нужно хорошо знать своих конкурентов,
чтобы выбрать правильную стратегию и добиться поставленных целей.
v
Естественно, что наибольшую
часть учащихся в НОУ составляет население с высоким и средним уровнями дохода.
Люди с уровнем дохода ниже среднего и низким навряд ли смогут воспользоваться
услугами автошколы в силу ограниченности в средствах. Поэтому число клиентов
"Автошколы — СТМО" напрямую зависит от распределения дохода населения.
4.
Технологические
факторы. "Автошкола —
СТМО" не занимается производственной деятельностью, а является
образовательным учреждением и поэтому не зависит от каких-либо изменений в
технологии производства и технологии средств связи.
5.
Международные
факторы. "Автошкола —
СТМО" осуществляет свою деятельность в пределах г. Москвы, поэтому такие
факторы, как: деятельность иностранных картелей, изменения валютного курса, —
не оказывают влияния на достижение её целей. "Автошкола — СТМО" не
осуществляет производственную деятельность и не имеет иностранных инвесторов,
поэтому возможность доступа к сырьевым ресурсам и политическая ситуация в
других странах также не представляют угрозу для НОУ.
6.
Факторы
конкуренции. Важнейшими
конкурентами "Автошколы — СТМО" являются другие автошколы, которые
тоже находятся в ЮАО г. Москвы. Получить информацию об их действиях не
представляет трудности. Так как, если автошкола-конкурент предпринимает
определённые шаги для увеличения спроса на её услуги (например, снижение
стоимости обучения, введение каких-либо скидок для определённого контингента
обучающихся и т. д.), то она отражает это в своей рекламной кампании
(объявления в газетах и на улицах, реклама по телевизионному вещанию). Руководство
НОУ может беспрепятственно следить за такой информацией, что позволяет при
необходимости принять ответные меры для того, чтобы удержать свои позиции на
рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|