рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Прогнозирование экономической эффективности производства

Эффективность = (результат (эффект), т. е. доход) / затраты или ресурсы

 
 

  

   Основные показатели экономической эффективности:

1.    

Общая рентабельность производства – показывает, насколько эффективно использует предприятие основной и оборотный капитал. Общая рентабельность характеризует размер общей (балансовой) прибыли, получаемой на 1 руб. вложенных в производство средств.

2.    

Рентабельность продукции. Расчёты рентабельности продукции во многом связаны с планированием и определением фактической ситуации и в меньшей степени – с ценообразованием, т. к. при этом методе основной цены являются затраты и не учитываются рыночные факторы (спрос и предложение).

3.    

Рентабельность продаж (Return on Sales) – рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции.

4.    

Рентабельность  использования основных производственных фондов (ОПФ) – показывает насколько эффективно используются ОПФ.

5.    

Фондоотдача – показывает, какой объём продукции (товарной, валовой) приходится на единицу стоимости ОПФ.

6.     Фондоёмкость – показывает, сколько ОПФ затрачивается на производство 1 руб. продукции. Чем меньше показатель, тем лучше используются средства.

7.    

Производительность живого труда – эффективность использования живого труда; степень плодотворности труда.

8.    

Трудоёмкость производимой продукции:

9.     Эффективность использования оборотных средств (ОбС).


Коэффициент оборачиваемости ОбС:

  

   Рассмотрим пример прогнозирования экономической эффективности производства. Даны следующие показатели работы предприятия.

Таблица 1.

   Показатели работы предприятия 

Показатели

Ед. изм.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Остатки готовой продукции

на начало года

на конец года

 прирост  (+), уменьшение (– )

Выпуск товарной продукции

Объём товарной продукции

Производственная себестоимость единицы продукции  

Остатки готовой продукции по себестоимости

на начало года

на конец года

 прирост  (+), уменьшение (– )

Выпуск товарной продукции по себестоимости

Коммерческие расходы (расходы по реализации и сбыту)

Полная себестоимость реализованной продукции

Полная себестоимость единицы продукции

Цена единицы продукции (средняя)

Остатки готовой продукции по ценам

на начало года

на конец года

 прирост  (+), уменьшение (– )

Выпуск товарной продукции по ценам

Выручка от реализации

Объём реализации

Прибыль от реализации

Среднесписочная численность рабочих

Среднегодовая стоимость ОПФ

Среднегодовая стоимость оборотных средств

-

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

руб.

-

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

-

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

шт.

руб.

чел.

руб.

руб.

-

15000

7450

-7550

70000

77550

15

-

225000

111750

-113250

1050000

31500

1194750

17,07

20

-

300000

149000

-151000

1400000

1551000

77550

356250

50

600000

387750

-

7450

13200

5750

65400

59650

18,5

-

137825

244200

106375

1209900

36297

1139822

17,43

21

-

156450

277200

120750

1373400

1252650

59650

112828

49

540000

417550

-

13200

16210

3010

70100

67090

24,3

-

320760

393903

73143

1703430

51103

1681390

23,99

29

-

382800

470090

87290

2032900

1945610

67090

264220

52

580000

555800

 

   Рассчитаем показатели  экономической эффективности производства (табл. 2).

 

   Таблица 2.

   Показатели экономической эффективности производства

Показатели

1997 г.

1999 г.

1999 г.

1.        Общая рентабельность производства, %

2.        Рентабельность продукции, % 

3.        Рентабельность продаж, %

4.        Рентабельность использования ОПФ, %

5.        Фондоотдача

6.        Фондоёмкость

7.        Производительность живого труда, руб.

8.        Коэфф. оборачиваемости ОбС

36,067

29,818

22,969

59,375

2,333

0,429

28000

4

11,783

9,899

9,007

20,894

2,543

0,393

28028,6

3

23,263

15,714

13,580

45,555

3,505

0,285

39094,2

3,501

   Перед началом составления прогноза необходимо проанализировать имеющиеся данные. Это позволит сделать прогноз точнее (произвести корректировку). Рассмотрим, например, показатель рентабельность продукции. Для исчисления этого показателя необходимо знать прибыль и себестоимость продукции. Динамика этих показателей отражена на диаграммах 1 и 2.










  


   Из диаграмм хорошо прослеживаются изменения показателей. Для объективной оценки данный необходимо учитывать факторы: динамику инфляции, экономический кризис августа 1998 г., неопределённость рыночной ситуации в стране и как следствие – снижение объёмов продаж, залёживание товаров на складах и др. Эти факторы необходимо учитывать при прогнозировании показателей на 2000 г.      

   Метод прогнозирования используют для оценки будущих доходов, показателей экономической эффективности производства на основе показателей прошедших периодов. При этом возникает необходимость в оценке некоторых количественных характеристик, например, таких как объём товарной продукции, прибыль и т. д.

   Многие компании слишком импровизируют при составлении прогнозов доходов, экономической эффективности производства и не используют новых эффективных способов прогнозирования при планировании своей хозяйственной деятельности. С помощью Ехсеl можно прогнозировать изменения многих переменных величин, если, есть приемлемая базовая линия для составления прогноза.

   Если менеджер управляет определенной производственной линией, то наверняка он будет прогнозировать количество единиц продукции, которое предполагаете продать, рентабельность производства, т. е. доходность. Такой вид прогноза способен помочь определить ресурсы, необходимые для поддержания деятельности, например, такие как установка оборудования, складские помещения и обеспечение технического обслуживания, определения потребности в основном и оборотном капитале.

   Для начала необходимо убедиться, что базовая линия действительно хороша. Базовая линия – числовое выражение результатов наблюдений, проводимых на протяжении длительного периода времени. С точки зрения прогнозирования, существует 4 важнейших характеристики базовых линий:

ü     базовая линия включает в себя результаты наблюдений, – начиная самыми ранними и заканчивая последними;

ü     все временные периоды базовой линии имеют одинаковую продолжительность;

ü     наблюдения фиксируются в один и тот же момент каждого временного периода;

ü     пропуск данных не допускается. Пропуск даже одного результата наблюдений нежелателен при прогнозировании, поэтому, если в наблюдениях отсутствуют результаты за незначительный отрезок времени, желательно восполнить их хотя бы приблизительными данными.

   Если базовая линия отвечает всем 4-м требованиям, то имеется гораздо больше шансов составить точный прогноз.

   В данном примере применяется метод скользящего среднего, который применять достаточно несложно. При использовании этого метода прогноз любого периода представляет собой не что иное, как получение среднего показателя нескольких результатов наблюдений временного ряда.    

   Вычисления с помощью этого метода довольно просты и достаточно точно отражают изменения основных показателей предыдущего периода. Иногда при составлении прогноза они эффективнее, чем методы, основанные на долговременных наблюдениях. Например, составляется прогноз  производительности труда давно и хорошо освоенной предприятием продукции, средний показатель объёма которой за последних несколько лет составляет 70000 единиц. Если предприятие планирует значительное увеличение штата рабочих, логично предположить, что среднемесячная производительность труда будет сокращаться, по крайней мере, на протяжении нескольких месяцев.

   Чем меньше число результатов наблюдений, на основании которых вычислено скользящее среднее, тем точнее оно отражает изменения в уровне базовой линии. Скользящее среднее, в отличие от простого среднего для всей выборки, содержит сведения о тенденциях изменения данных. Как правило, прогноз с применением скользящего среднего рассматривается как прогноз на период, непосредственно следующий за периодом наблюдения.  

                                          Формула скользящего среднего:

Aj – фактическое значение в момент времени j

Fj – прогнозируемое значение в момент времени j

N – число предшествующих периодов, входящих в скользящее среднее

Таблица 3.

   Прогноз на 2000 г. с помощью скользящего среднего 

Показатели

1997 г.

1998 г.

1999 г.

прогноз на 2000 г.

1. Общая рентабельность производства, %

36,067

11,783

23,263

23,70

2. Рентабельность продукции, % 

29,818

9,899

15,714

18,48

3. Рентабельность продаж, %

22,969

9,007

13,58

15,19

4. Рентабельность использования ОПФ, %

59,375

20,894

45,555

41,94

5. Фондоотдача

2,333

2,543

3,505

2,79

6. Фондоёмкость

0,429

0,393

0,285

0,37

7. Производительность живого труда, руб.

28000

28028,6

39094,2

31707,60

8. Коэфф. оборачиваемости ОбС

4

3

3,501

3,50

 


 

   Метод скользящего среднего слишком прост для создания точного прогноза и поэтому, можно использовать и другие методы прогнозирования.

   Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определённые коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.

   В этом, а так­же во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надёжным.

   Относиться к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь если было бы возможно владеть всей опорной информацией, экономике не потребовались бы менеджеры в современном понимании этого слова, да и специалисты множества других профессий.

   Так как наряду с объективными данными приходится использовать субъективную информацию, то возникает потребность в соответствующем методологическом обеспечении обработки собранных данных.

   Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности, которые менее всего поддаются формализации. К числу этих процессов относятся стратегическое планирование и прогнозирование.

 

 

 

Список литературы


1.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2000 (2 CD). 4-е изд. изм. и доп. М.: Кирилл и Мефодий, Большая Российская Энциклопедия, 2000.

2.     Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. 2-е изд., доп. Таганрог: ТРТУ, 1997. 258 с.

3.     Орлов А. И. Учебник по менеджменту. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 351 с.

4.     Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.

5.     Экономическая статистика: Учебник / под ред. Ю. Н. Иванова. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 480 с.









Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.