В системе
управления персоналом выделяют четыре группы факторов:
1.
Технико-технологические:
1.1. изменение
структуры и форм занятости, дифференциация персонала и формирование
«внутреннего рынка труда»;
1.2.
непрерывное
повышение квалификации и переподготовка персонала;
2.
Личностные:
2.1.
пересмотр
принципов занятости, гибкие, индивидуальные формы работы;
2.2.
ориентация
системы стимулирования на предпринимательство, участие в управленческих
решениях;
3.
Экономические
и социально – политические
3.1.
аккумулирование
передового опыта управления кадрами;
3.2.
создание
новых форм конструктивного сотрудничества работников, профсоюзов и
администрации компаний;
4.
Развитие
теории управления:
4.1.
повышение
аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов;
4.2.
понимание
роли личности в обеспечении эффективной работы организации.
Значительно
повысилось значение функции отдела кадров – отбор персонала (особенно
руководящего). В связи с этим новый смысл и содержание приобретает такие
критерии оценки персонала, как образование, профессионализм, личная культура и
этика работников. Люди рассматриваются как самый ценный ресурс предприятия.
Кадровая политика в области отбора кадров состоит в определении принципов
приёма на работу, методологии закрепления, профессионального развития
персонала.
Значимость
правильного решения данной проблемы связана с высокой стоимостью кадров.
Поэтому, решая проблему набора, в первую очередь необходимо определить, нужен
ли данный человек или нет (плохо, если он через какое-то время заявит о своём
уходе).
1.
При
отборе кадров определённую помощь оказывают различные источники информации, а
именно:
2.
Заявление
о приёме (сообщает первое общее впечатление о кандидате);
3.
Фотография
(даёт представление о внешности);
4.
Биография
(наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать «детали» личности);
5.
Личная
анкета (содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию о
поступающем работнике, позволяет не забывать информацию);
6.
Трудовая
книжка (подтверждает места работы, освещает прежние сферы деятельности, иногда
ограничена из-за терминологии);
7.
Рекомендации
(освещают все аспекты профпригодности, как правило, делаются только
дополнительные выписки);
8.
Разговор
с поступающим (даёт возможность заполнить пробелы информации с помощью других
источников, даёт личное представление о поступающем);
9.
Пробная
работа (способность выполнять определённую работу, обладание навыками);
10. Медосмотр на профпригодность
(частично содержит характеристики профпригодности);
11. Психологические тесты
(интеллект, эрудиция, профессиональные качества, черты характера, допускаемая
пригодность).1
Зачастую
случается, что необходимо выбирать из двух-трёх кандидатов на замещение
должности. Здесь вступает (рекомендуется) система критериев оценки:
1.
количество труда (объём,
выполненный за определённый промежуток времени);
2.
качество
труда (доля брака в работе, качество продукции);
3.
отношение
к работе (инициативность работника, его возможность выдерживать большие нагрузки
на работе, возможность приспособления к работе (к новым ситуациям));
4.
тщательность
в работе (отношение к средствам производства, их использование, оптимальность
использования сырья и материалов);
5.
готовность
к сотрудничеству внутри предприятия (отношения в коллективе).
В общем виде весь
процесс набора и отбора кадров, реакция на замечания со стороны, другие
личностные качества можно изобразить следующим образом:
рис. 1 Процесс набора и отбора кадров
Получить высокие результаты в
управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы
руководите, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем. Для
работающего персонала основным фактором, обеспечивающим развитие умений,
навыков становится обучение (в какой-то степени постоянное, особенно при
изменении производственных условий).
Для организации процесса обучения
используется так называемая модель обучения (как бы «циклическая» модель):
Реализация
учебной программы
|
|
Составление
учебной программы
|
|
Составление
плана обучения
|
|
рис. 2 Модель систематического обучения
На каждом
предприятии в составе оперативного плана работы с персоналом составляются
программы обучения работающего персонала, а также вновь принятого персонала.
Формы обучения
могут иметь самые разнообразные формы:
1.
закрепление
за работником аналогичной функции, которую потом будет исполнять обучаемый;
2.
наставничество;
3.
ротация
(работник переводится на новую работу для дополнительной профессиональной
квалификации, обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев);
4.
курсовое
обучение с отрывом от производства;
5.
техническая
учёба;
6.
самообучение
и др., в том числе компьютерное обучение, рефераты.
Теперь
рассмотрим вопросы технологии управления персоналом на конкретном предприятии
ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж».
3. Технология управления
персоналом в ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж»
3.1.
Характеристика
ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж»
Открытое
акционерное общество строительно – монтажное управление «Дальэлектромонтаж» -
специализированное предприятие, которое производит электромонтажные работы на
строительных объектах от проектирования до сдачи под ключ, в том числе и на
объектах, связанных с освоением шельфа Сахалина. Предприятие создано в 1996
году в результате реорганизации монтажного управления треста «Дальэлектромонтаж»,
которое было организовано в 1962 году.
Основная
производственная база предприятия – цех по изготовлению монтажных изделий и
заготовок, металлоконструкций, гаражей для автотранспорта и спецмеханизмов,
участок производственно – технологической комплектации и материально –
технического обеспечения расположена в г. Южно-Сахалинске (ул. Достоевского,
3). В состав акционерного общества входят также монтажные участки в городах
Южно-Сахалинске, Охе, Корсакове, Холмске, Долинске, Поронайске, Невельске,
Шахтёрске, пгт Ноглики.
СМУ
«Дальэлектромонтаж» выполняет следующие виды работ: проектирование
электроустановок, пожарной сигнализации, производство строительных конструкций,
изделий, монтаж и накладку технологического оборудования, монтаж металлоконструкций,
распределительных электрощитов, электрические испытания и другие работы.
Высокий
профессиональный уровень подготовки кадрового состава позволяет решать самые
сложные задачи, в том числе смонтированы: линейный ускоритель онкологического
диспансера, пункт весового контроля, Дом печати, АЗС №1040 «Роснефть –
Сахалинморнефтегаз» и др.
Специалисты фирмы
устанавливали уникальное электрооборудование на перспективных нефтегазовых
месторождениях севера Сахалина, в рамках сотрудничества с российско-американским
предприятием «Натчик», выполняли работы на платформе «Моликпак». За 1999 – 2001
годы управление включено в состав 150 лучших предприятий строительного
комплекса России.
Производительная
деятельность фирмы обеспечивается подобранным высококвалифицированным
персоналом, действующим в рамках прав и обязанностей, определённых
организационной структурой управления персоналом (приложение 1).
Разработано
положение, определены работники и их обязанности, занимающихся управлением
персоналом в рамках разработанной технологии процесса управления персоналом.
Это не отдел, но выделенные специалисты разных отделов во главе с генеральным
директором (в том числе работники отдела кадров, старший инженер-плановик,
инспектор по технике безопасности и санитарии, юрист, председатель профкома).
Принятая
организационная структура (линейная) совершенствуется в течение десятков лет и
вполне устраивает фирму и её руководителей. Анализируя работу за длительный
промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной
системе:
1.
Единство
и чёткость распорядительства (даже при выполнении несвойственной или
незапланированной работы);
2.
Согласованность
действий исполнителей (например, в цех МЗМ доставлен для ревизии силовой
трансформатор, который перед этим должен быть испытан и замерен, то цех наладки
по звонку цеха направил специалистов для замеров, а отдел комплектации выписал
по заявке необходимые материалы и всё это без каких-либо распоряжений
руководства);
3.
Чётко
выраженная ответственность (так за ревизию упомянутого выше трансформатора
полностью отвечает начальник МЗМ);
4.
Оперативность
в принятии решений (получивший задание руководитель подразделения в силу своего
профессионализма, навыков руководителя немедленно принимает решение; например,
если в складе отсутствует необходимый автоматический выключатель по току и
наполнению, то начальник цеха по параметрам характеристик предлагает замену,
согласовывает с производственным отделом, отделом комплектации и начинает
работу. В то время как при официальной системе приёмки заказов – заказ должен
вернуться в группу подготовщиков, а это потеря времени);
5.
Простота
управления (выдача задания, распоряжения от одного руководителя и сдача
выполненного заказа в один адрес);
6.
Личная
ответственность руководителя подразделения за результат проделанной работы
(если не выполнена работа по какой-либо причине, то отвечает исполнитель
работы, не принявший своевременных мер по устранению недоработок).
В то же время у
этой структуры есть и отрицательные факторы:
1) очень высокие требования к
руководителю подразделения, который должен быть всесторонне подготовлен для
выполнения порученной работы (в том числе – частично несвойственные функции, но
необходимые в данный момент);
2) нет участков по планированию
и подготовке решений (задание дано, а детали планирует и согласовывает сам);
3) перегрузка информацией;
4) концентрация власти в
управляющей верхушке (это очень существенно, особенно в финансовых условиях и в
условиях рынка).
Очевидно, что для
эффективной работы фирмы нужны соответствующие кадры, которые нужно подбирать,
учить.
Рассмотрим
собственно технологию управления персоналом ОАО СМУ «Дальэлектромонтаж».
3.2.
Наём, отбор и приём персонала в ОАО СМУ
«Дальэлектромонтаж».
ОАО СМУ
«Дальэлектромонтаж» устойчиво функционирующее многие годы предприятие и первоначальный
наём персонала производится несколько иначе ввиду того, что все участники
работают и дополнительный персонал нужен для замены увольняющегося, открытия
новых производств, на перспективу.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|