Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ХАБАРОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра общеэкономических
дисциплин
РЕФЕРАТ
по курсу «Ценообразование»
Тема: Региональные
особенности регулирования цен
(на примере Хабаровского
края)
Выполнил: студент
гр.
ФК-82
Ким Вадим
Проверила:
Хабаровск
-2000-
ВВЕДЕНИЕ
Экономика страны тесно связана с
государственной политикой. Государство не может полностью устраниться от
регулирования экономической жизни. Основная цель государственного регулирования
экономики соблюдение интересов общества в целом и, прежде всего, незащищенных
слоев населения, защита интересов будущих поколений, охрана окружающий среды.
Реализуя данные цели, государство регулирует деятельность предприятий и
предпринимателей посредством законодательных ограничений и запретов, касающихся
вида товаров, размеров инвестиций, объема продаж, размеров прибыли, цен. Воздействие
государства осуществляется через налоговую систему, обязательные платежи и отчисления,
субсидии, льготы, кредитование, государственные инвестиции, осуществление
экономических и социальных программ.
Одним из главных видов государственного воздействия на
экономику является ценовое регулирование. Цена – это основной инструмент
уравновешивания денежных запросов производителя с возможностями потребителя.
Цена является тем фактором, который оказывает существенное влияние на структуру
и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум,
потребительский бюджет семьи. Сложность ценообразования состоит в том, что цена
– категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние
комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.
Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может
зависеть от психологии поведения покупателей. Известно, что уровень цен и его изменения
особенно чувствительно отражаются на населении.
Вследствие этого, государство должно отслеживать
изменения цен на все виды товаров, анализировать причины этих изменений и прямо
или косвенно воздействовать на процессы ценообразования.
Сегодня российская экономика вернулась
к необходимости государственного регулирования ценообразования, в той части,
которая является эффективным механизмом функционирования экономик всех развитых
рыночных стран. Если в начале 90-х годов многие российские авторы касались темы
либерализации цен, то в настоящее время весомый акцент в научных публикациях
делается на основании механизма рыночного ценообразования и с привлечением
опыта из этой области ряда зарубежных стран в экономику России.
1.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Объективная необходимость и методы государственного
регулирования цен.
В настоящее время многие страны отдают
предпочтение рыночной модели управления хозяйством, как наиболее эффективной
системе функционирования экономики, созданной обществом на современном этапе.
Казалось бы, в рыночной экономике нет
существенной необходимости во вмешательстве правительства в ее
функционировании. Она по природе является саморегулирующей и самокорректирующей
экономикой, исключающей значительную роль государства в ее управлении, в
установлении цен на товары и услуги, ставок процента на капитал и роль государства
в рыночной экономике может ограничиться лишь зашитой частной собственности и
установлением надлежащей правовой структуры, облегчающих функционирование
свободных рынков.
Однако во всех странах ориентированных
на рыночную экономику, правительства играют активную роль в управлении
экономикой, кроме того, активное вмешательство государства в экономическую
жизнь страны – одна из наиболее значимых особенностей современного капитализма.
Система цен – один из важнейших
элементов рыночной экономики, взаимодействующий с другими элементами рыночного
механизма. В то же время цена сама является экономическим инструментом и
используется государством для регулирования экономических процессов.
Государственное регулирование цен в
странах с рыночной экономикой – является попыткой государства с помощью
законодательных, административных, бюджетно-финансовых мероприятий
воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию
экономической системы в целом, т. е. Через цены нивелировать циклическими
колебаниями процессов воспроизводства.
Прежде всего, следует отметить, что
либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в
осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении
конкретных цен, а воздействии с помощью экономических мер на принятие
товаропроизводителем оптимальных решений по ценам, оказании им методической и методологической
помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Ценовое
регулирование преследует следующие цели: не допустить инфляции в результате
возникновения устойчивого дефицита, резкого повышения цен на экспортируемое
сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной
конкуренции, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках,
стимулированию и модернизации производства; добиваться конкретных социальных
результатов, в частности обеспечивать поддержание определенного прожиточного
минимума и возможность приобретения товаров первой необходимости. Регулирующие
акции государства в области цен могут преследовать краткосрочные цели или даже
экстренные цели, в данный конкретный момент не совпадающие с другими целями, но
в конечном итоге такие акции служат осуществлению темпов и пропорций
экономического развития и стабилизации социальной системы.
Степень государственного регулирования
цен зависит от состояния экономики. Она усиливается в кризисных ситуациях
ускоренной инфляции, при росте дефицита отдельных продуктов, при необходимости
быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса.
Меры воздействия государства на
производителей могут быть как прямыми (установление общих правил
ценообразования), так и косвенными (через различные экономические механизмы).
Прямое регулирования цен
осуществляется в основном в сфере деятельности монопольных рынков и
естественных монополий. Кроме того, регулированию всегда подвергаются цены на
товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества, т.е. на товары и
услуги первой необходимости (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция
оборотного значения, общественный транспорт, потребительские товары первой
необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.).
Административное или прямое
регулирование ценообразования предполагает прямое установление или изменение
уровня цен. Осуществление административного регулирования происходит
посредством выпуска законодательных актов и основывающихся на них действий
исполнительной власти.
В целях регулирования ценообразования
страны с рыночной экономикой имеют специальные административно-правовые
механизмы. Обычно это один или несколько правительственных органов.
При административном регулировании и
контроле цен могут использоваться следующие методы:
-
«замораживание» или блокировка или фиксация цен
(цены законодательно стабилизируются на определенный период);
-
таксация цен (правительство получает информацию от
производителей, анализирует рыночную ситуацию и на этой основе определяет цены,
которые подразделяются на твердо фиксированные, максимальные и минимальные);
-
плавающие цены (государство применяет так называемую
«вилку» цен, определив верхнею и нижнею границы);
-
государство устанавливает гарантированную
минимальную цену товара;
-
применение базисных минимальных цен (основано на
фиксации базисного размера и базисного качества той или иной продукции, причем
фактические цены не должны отличаться от базисных более, чем на величину
установленного отклонения);
-
«сметные» цены (производителю указывается способ
расчета цен исходя из сметной стоимости работ);
-
«рамочные» цены (указывается способ расчета цен на
основе круга затрат);
-
применение ценовых режимов, или декларирования цен
(производители сами определяют цены, но должны получить согласие на их
введение).
Существует режим свободных контролируемых цен, режим обусловленной свободы
ценообразования, режим свободных наблюдаемых цен.
-
Режим свободных контролируемых цен предполагает,
что на повышение цен должно быть получено согласие правительственных органов.
-
Режим обусловленной свободы ценообразования
(обязательное декларирование с правом вето) основывается на самостоятельном
установлении цен без получения предварительного согласия, за правительственными
органами сохраняется право на непосредственное вмешательство в процесс
установления и изменения ценовых уровней.
-
Режим свободных наблюдаемых цен (простое
обязательное декларирование, предварительная нотификация, уведомительные цены)
предполагает, что предприятия должны в обязательном порядке заявлять о ценах,
но при этом администрация не имеет право возражать. Т.о., нотификация носит в
определенной степени формальный характер. Однако она все же способствует
сдерживанию цен. Администрация может в любой момент ввести более жесткую
систему, если выявлены злоупотребления.
Все вышеперечисленные методы
регулирования можно условно подразделить на жесткие и мягкие.
Косвенные меры направлены на изменение
конъюнктуры рынка, создание определенного режима в области финансирования,
валютных и налоговых операций, а в конечном счете – на установление
определенного соотношения между спросом и предложением на рынке. Косвенное
влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие
действия, какой бы непосредственно цели они первоначально не служили.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|