Риск в предпринимательстве и угроза банкротства
Московская Государстенная
Академия Водного Транспорта
КУРСОВАЯ
На тему: «Риск в
предпринимательстве и
угроза банкротства»
студента группы СМ-51
Комардина Д.В.
Москва
2000
Содержание:
Введение.................................................................................................................. 3
1. Виды рисков и методы их оценки...................................................... 4
1.1 Понятие и виды риска.............................................................................. 4
1.2 Факторы риска.............................................................................................. 6
1.3 Анализ риска................................................................................................... 6
1.4 Методы количественного анализа риска.................................. 8
1.5 Способы снижения риска.................................................................... 11
2. Понятие и процедура банкротства.................................................. 13
2.1 Причины банкротства............................................................................ 13
2.2 Процедура банкротства......................................................................... 14
2.3 Внешнее управление.............................................................................. 15
2.4 Санация........................................................................................................... 16
2.5 Принудительная ликвидация............................................................ 16
2.6 Добровольная ликвидация................................................................. 17
2.7 Мировое соглашение............................................................................. 18
Вывод:..................................................................................................................... 18
Список литературы:....................................................................................... 19
В условиях рыночных
отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых
ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность
невозможна без рисков. Однако и отсутствие риска, т. е. опасности наступления
непредсказуемых и нежелательных для субъекта предпринимательской деятельности
последствий его действий, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее
динамичность и эффективность. Нормальный ход экономического развития требует
достаточно полной и разнообразной «рисковой стратификации», которая обеспечивает
каждому субъекту возможность занять позиции в такой зоне хозяйствования, в
которой степень риска отвечает его наклонностям и личным качествам.
Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его степени
выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской
сферы экономики.
Любое предприятие несет риски, связанные с его
производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель
отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска
заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы,
обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих
сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно
увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого
инфляционными процессами, сверхдолгими кредитами и т.п.
Риск и предпринимательство – это вероятность того, что
предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие
(управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты
или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно
подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.
Производственный риск связан
непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным
риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием
своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски реализации
товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
В производственной деятельности
промышленного предприятия можно выделить следующие риски:
·
риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения
договоров на поставку необходимых при данной технологии материков,
комплектующих деталей и других исходных продуктов;
·
риск недополучения исходных материков из-за срыва заключенных договоров о
поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в
виде предоплат;
·
риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ
или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;
·
риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за
отгруженную на реализацию продукцию;
·
риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск
возврата;
·
риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов; инвестиций или
кредитов;
·
ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием
продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства
производства, используемое сырье, материны, топливо, энергию, рабочую силу и
капитал (в виде процентных ставок по кредитам). По некоторым расчетам, ошибка в
размере цены на реализуемую продукцию на 1% приводит к потерям, составляющим не
менее 1% выручки от реализации. Если спрос на данный товар эластичен, то потери
могут составить 2— 3%. При рентабельности продукции, составляющей 10—13%,
ошибка в цене на 1% может означать потери в прибыли на 5—10%. Ценовой риск
существенно возрастает в условиях инфляции;
·
риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов,
поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.
Финансовый риск – это вероятность
наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными
бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К
финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск,
риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитный риск связан с
неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит.
Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками; кредитными
учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок,
выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным
кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с
изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе
национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других
валютных операций. Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью
финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления
какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. В
инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в
ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска
снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных
бумаг, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вила рисков:
·
риск, связанный с техническими нововведениями;
·
риск, связанный с экономической или организационной стороной
производства;
·
риск, определяемый «молодостью предприятия».
Риски могут быть
классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и
спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные. Чистые
риски означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к
ним относят производственные и инвестиционные риски. Спекулятивные риски
выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного
результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.
Динамический риск — это риск
непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или
изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах
общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к
дополнительным доходам. Статический риск — это риск потерь вследствие нанесения
ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации.
Этот риск может привести только к потерям.
Абсолютный риск оценивается в
денежных единицах (рублях, долларах и т.д.); относительный риск — в долях
единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить
абсолютной величиной — суммой убытков и потерь и относительной величиной —
степенью риска, т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия
или недостижения намеченного уровня прибыли; дохода, цены. Оба показателя
необходимы и несут соответствующую информацию — абсолютного и относительного
риска.
Предпринимательский риск
складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних)
факторов.
К наиболее важным внешним
факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на
сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные
и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских
процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин;
изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и
др. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов,
которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по
оценкам зарубежных экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано с
неопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям,
консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, к
принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
К субъективным факторам можно
отнести и фактор отношения к риску. Люди различаются по своей готовности пойти
на риск. Так, одним руководителям нравится рисковать, другие рисковать не хотят,
а иные к риску безразличны. От поведения конкретных людей зависит и выбор
рисковой стратегии в деятельности предприятия. Руководитель, который
предпочитает стабильный доход, в предпринимательской деятельности выбирает
стратегию, не расположенную к риску. При таком антирисковом поведении обычно
имеет место невысокий доход (прибыль) предприятия. Руководитель, нейтрально
относящийся к риску, ориентируется на ожидаемый доход, невзирая на возможные
убытки. Расположенные к риску руководители готовы рисковать в надежде получить
большую прибыль, т.е. готовы бороться за минимизацию потерь с целью
максимизации результата.
Риск, которому подвергается
предприятие, — это вероятная угроза разорения или несения таких финансовых
потерь, которые могут остановить все дело. Поскольку вероятность неудачи
присутствует всегда, встает вопрос о методах снижения риска. Для ответа на этот
вопрос необходимо количественно определить риск, что позволит сравнить величину
риска различных вариантов решения и выбрать из них тот, который больше всего
отвечает выбранной предприятием стратегии риска.
При анализе риска обычно
используются допущения, предложенные известным американским экспертом Б.
Берлимером:
·
потери от риска независимы друг от друга;
·
потеря по одному направлению деятельности не обязательно увеличивает
вероятность потери по другому, за исключением форс-мажорных обстоятельств;
·
максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей
участника.
Общая схема проведения анализа
риска представлена на рис. 1.
Анализ рисков можно подразделить
на два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Качественный анализ позволяет
определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды.
Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски,
провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используются
различные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:
·
статистический метод;
·
анализ целесообразности затрат;
·
метод экспертных оценок;
·
аналитические методы;
·
метод аналогий;
·
анализ финансовой устойчивости предприятия и оценка его
платежеспособности.
Рис. 1. Блок-схема
анализа риска
Статистический метод заключается
в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или
аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, установления
величины риска. Вероятность означает возможность получения определенного
результата. Например, вероятность успешного продвижения нового товара на рынке
и течение года составляет – 3/4, а неуспех - 1/4. Величина, или степень, риска
измеряется двумя показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью)
возможного результата.
Страницы: 1, 2, 3
|