Следует отметить, что в состав
федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов)
входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие
целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический,
воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных
ресурсов и др.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему
Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты
субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные
бюджеты не включаются в региональные
бюджеты.
Кроме федерального и территориальных
бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в
бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд
РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения
РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды, субъектов РФ обязательного
медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и
направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До
1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время
имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в
бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда
РФ.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ
Функционирование бюджетной системы
Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:
1) единство бюджетной системы;
2) разграничение доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы;
3) самостоятельность бюджетов разных уровней;
4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5) сбалансированность бюджета;
6) эффективность и экономность использования
бюджетных средств;
7) общее покрытие расходов бюджета;
8) гласность;
9) достоверность бюджета;
10) адресность и целевой характер
использования бюджетных средств.
1. Принцип единства бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной
системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций
за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета
средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и
расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает
закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и
полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
3. Важнейшим является принцип
самостоятельности всех бюджетов, который означает:
1) право законодательных
(представительных) органов государственной власти и органов местного
самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов
бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
3) законодательное закрепление
регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих
бюджетов;
4) право органов государственной власти и
органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования
средств соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной власти и
органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования
дефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость изъятия доходов,
дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм
превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4. Принцип полноты отражения доходов и
расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные
поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных
фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и
муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств,
средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной
системе Российской Федерации.
5. Принцип сбалансированности бюджета
означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита.
6. Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и
исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить
из необходимости достижения заданных результатов с использованием
определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться
общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8. Принцип гласности предполагает:
1) обязательное опубликование в
открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту
представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных
сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной
власти, органов местного самоуправления;
2) обязательную открытость для
общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия
решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия
либо внутри законодательного (представительного) органа государственной
власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным
органами государственной власти.
9. Принцип достоверности бюджета –
это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей
территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип адресности и целевого
характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в
распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных целей.
1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении
общегосударственных задач
Основные функции управления государством
возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей,
для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется
централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в
первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной
финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде
федерального закона. В
Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды
регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного
национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и
социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с
обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой
высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются
главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений
в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных
комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет
в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный бюджет
в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым
кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми
доходами.
Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и
расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае
недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные
средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.
Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы
бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в
распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления.
Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены
в 2 группы :
-
налоги и другие
обязательные платежи;
-
прочие доходы.
К налоговым доходам федерального бюджета
относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и
ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации,
а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами
разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные
таможенные платежи;
3)
государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
К неналоговым доходам федерального бюджета
относятся:
1) доходы от использования имущества,
находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти
Российской Федерации;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в
государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые
установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами
органов государственной власти Российской Федерации;
3) часть прибыли унитарных предприятий,
созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
4) прибыль Банка России – по нормативам,
установленным федеральными законами;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности;
6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются
денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета – это экономические
отношения, связанные с распределением и использованием централизованных
денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному
назначению.
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого
государства есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная,
управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4
группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы
на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей,
обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных услуг
(здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощи
отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление –
связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти,
осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и
расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.
В соответствии с действующим в
Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие виды расходов:
-
обеспечение деятельности
Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации,
Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных
органов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|