рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль финансирования в стабилизации российской экономики

БЮДЖЕТНАЯ ССУДА (англ. budget advance) -денежные средства, выделяемые из одного бюджета другому на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Ее назначение - покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета, связанных с сезонными расходами либо сезонными колебаниями поступления доходов. В РФ бюджетные ссуды, как правило, выделяются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, а из последних - в местные бюджеты. Законодательством предусмотрена также возможность выделения бюджетных ссуд органами государственной власти и местного самоуправления одного уровня. Предоставление бюджетной ссуды оформляется соглашением. Если бюджетная ссуда не погашается до конца финансового года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетном регулировании на не формализованной основе, что делает непрозрачной методику такого регулирования. На этом основании ряд экономистов высказывается за отказ от использования данной формы оказания финансовой помощи бюджетам другого уровня. Непогашенная часть бюджетной ссуды в следующем бюджетном году подлежит незамедлительному возврату или погашению за счет уменьшения финансовой помощи, оказываемой из бюджета, которому она должна быть возвращена. Применение бюджетной ссуды в России вызвано также нестабильной экономической ситуацией, при которой в условиях бюджетного кризиса и низкого уровня оборотной кассовой наличности, а нередко и в связи с ее отсутствием в территориальных бюджетах не хватало средств для финансирования предусмотренных расходов. В этих условиях бюджетная ссуда подчас не погашались до конца года. Так, остатки невозвращенных в федеральный бюджет бюджетной ссуды на начало 2000г. составили 6,25 млрд р. Согласно Бюджетному кодексу РФ при финансировании бюджетных расходов в форме, предусматривающей предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету только на возвратной и возмездной основах, применяется бюджетный кредит.

 

СУБСИДИЯ (англ. subsidy, фр. subside) - бюджетные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам - предпринимателям с целью экономического воздействия на развитие их деятельности и финансовой поддержки, исходя из проводимой государством экономической политики. Кроме того, С. предоставляются определенным слоям населения в соответствии с законодательством в порядке оказания помощи с целью стимулирования потребления. В некоторых странах практикуется С. на конкурсной основе, с установлением определенных условий (напр., с условием, что часть средств на цели, под которые выделяется С. из федерального бюджета, должна предусматриваться в бюджете субъекта федерации). В США были случаи, когда штаты, получавшие право на С. по конкурсу, отказывались от нее в связи с тем, что у них не было возможностей для выполнения таких условий. С, предоставляемые на определенных условиях, называются «условными» или «обусловленными». С. иногда могут предоставляться в натуральной форме. Субсидирование может быть прямым и косвенным. К косвенному относится, например, предоставление государством различных льгот, регулирование цен в ущерб бюджету. Термин «субсидия» часто употребляется и как наиболее общее понятие, означающее выделение средств из бюджета одного уровня бюджету др. уровня в различных формах (без их конкретизации).

 

СУБВЕНЦИЯ (англ. subvention) - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня или юридическому лицу на определенные целевые расходы с указанием срока использования. Если С. выделяется с указанием и дополнением  условий, она называется «обусловленной СУБВЕНЦИЕЙ». В случае не израсходования С. в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого С. была получена. Чаще С. предусматривается на капиталовложения в конкретные объекты по целевым федеральным и региональным программам. По мере того как в РФ все в большей степени будет происходить переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования, можно ожидать расширения сферы применения С. и на текущие расходы. В странах с развитой рыночной экономикой (США, Италия, Германия, Япония и др.) метод выделения бюджетных средств в форме С. получил широкое распространение.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

   Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

   Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличие исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города – исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

   Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субвенций и субсидий, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов  часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах. Так, если в 1997 г. в территориальные бюджеты поступило из федерального бюджета 22263 млрд. руб., то передано федеральному бюджету 214 млрд. руб. Следовательно, 22049 млрд. руб. осело в доходах территориальных бюджетов.

   В значительной степени этот вид доходов в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов. 

 

2.2 Состояние федерального бюджета за 2006 год

Профицит федерального бюджета России за 1-е полугодие 2006 г составил: по объему финансирования расходов - 803 млрд 866,1 млн руб. /6,6 % к ВВП/, по объему кассовых расходов - 1 трлн. 083 млрд 415,9 млн руб. /8,9 % к ВВП/. Об этом говорится в материалах Министерства финансов РФ, подготовленных к сегодняшнему заседанию правительства РФ, на котором будет рассматриваться вопрос об исполнении бюджета за полугодие.

Первичный профицит федерального бюджета России в 1-м полугодии 2006 г составил: по объему финансирования - 892 млрд 004,4 млн руб. /7,3 % к ВВП/, по объему кассовых расходов - 1 трлн. 163 млн 425,7 млн руб. /9,6 % к ВВП/.

Федеральный бюджет России в 1-м полугодии 2006 г по доходам исполнен в сумме 2 трлн. 938 млрд 084,1 млн руб. Это составило 24,1 % к предварительной оценке объема ВВП за 1-е полугодие 2006 г /ВВП - 12 трлн. 167 млрд 300 млн руб./, 58,2 % к утвержденной годовой росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на 2006 г, 119,8 % к утвержденной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на 1-е полугодие.

Федеральный бюджет России за 1-е полугодие 2006 г по финансированию, произведенному главными распорядителями бюджетных средств, исполнен в объеме 2 трлн. 134 млрд 218 млн руб. Это составило 49,9 % к утвержденной годовой бюджетной росписи и 97,4 % к уточненной бюджетной росписи 1-го полугодия 2006 г.

По кассовым расходам федеральный бюджет России в 1-м полугодии исполнен в объеме 1 трлн.854 млрд 668,2 млн руб. Это равнялось 43,4 % к утвержденной годовой бюджетной росписи и 84,6 % к уточненной бюджетной росписи 1-го полугодия 2006 г.

Сальдо источников финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период по объему кассовых расходов составило минус 1 трлн. 083 млрд 415,9 млн руб. В том числе сальдо по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета равнялось минус 985 млрд 222 млн руб., по источникам внешнего финансирования – минус 98 млрд 193,9 млн руб.

Объем государственного долга России на 1 июля 2006 г составил 2 трлн. 918 млрд 095,8 млн руб. и уменьшился с начала года на 158 млрд 737,9 млн руб.

Объем средств Стабилизационного фонда РФ на 1 июля 2006 г составил 2 трлн. 066,8 млрд руб., или 8,5 % к годовому объему ВВП.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" утверждены следующие годовые плановые показатели федерального бюджета: по доходам - 5 трлн. 046 млрд. 137,5 млн руб. /20,7 % к ВВП/, по расходам - 4 трлн. 270 млрд 114,7 млн руб. /17,5 % к ВВП/, профицит – 776 млрд. 022,8 млн руб. /3,2 % к ВВП/.

Лимиты бюджетных обязательств по расходам утверждены министром финансов РФ и доведены до главных распорядителей бюджетных средств /ГРБС/ в сумме 3 трлн. 742 млрд 408,9 млн руб., что составляет 87,6 % от общего объема ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью на 2006 г.

Лимиты бюджетных обязательств не утверждены по расходам, финансирование которых в соответствии с законом "О федеральном бюджете на 2006 год" осуществляются в порядке, устанавливаемом правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Доведение оставшихся объемов лимитов бюджетных обязательств осуществляется после издания соответствующих нормативных правовых актов правительства РФ и ведомственных нормативных документов в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год".

Уточненный объем лимитов бюджетных обязательств на конец 1-го полугодия 2006г. составил 4 трлн. 236 млрд 742,6 млн руб., или 99,2 проц. от общего объема ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью на 2006 г.

Общая сумма расходов, предусмотренная федеральным бюджетом России на 2006 г на реализацию приоритетных национальных проектов, составляет 115 млрд 980 млн руб. В том числе на проект "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" запланировано выделить 21 млрд 900 млн руб., "Развитие агропромышленного комплекса" - 14 млрд 200 млн руб., "Здоровье" - 57 млрд 900 млн руб., "Образование" - 21 млрд 980 млн руб.

В 1-м полугодии текущего года в роспись расходов приоритетных национальных проектов внесены изменения на общую сумму 4 млрд 829 млн 514,1 тыс. руб. По состоянию на 1 июля 2006 г уточненная роспись расходов на реализацию проектов составила 120 млрд 809 млн 514,1 тыс. руб., кассовое исполнение - 41 млрд 977 млн 875 тыс. руб., или 34,7 % к уточненной годовой росписи.[3]

 

2.3 Совет Федерации утвердил бюджет на 2007 год

Бюджет на 2007 год, принятый в пятницу Советом Федерации, отличается от всех предыдущих финансовых планов резким увеличением расходов на социальные нужды.

Речь, в частности, идет о направлениях, которые президент России Владимир Путин выделил в "приоритетные национальные проекты".

Глава министерства финансов России Алексей Кудрин называет главный финансовый документ "бюджетом инвестиций в человека и будущие поколения". А многие наблюдатели связывают его социальную направленность с предстоящими парламентскими и президентскими выборами.

Парламент одобряет

Бюджет был утвержден депутатами без особых трудностей. В этом году депутаты перераспределили всего лишь 16,7 млрд. руб., или 0,3% от общих расходов бюджета. При этом больше половины принятых поправок были предложены правительством. Эксперты отмечают, что десять лет назад, работая над бюджетом, депутатам удавалось перераспределять до 20% его расходных статей.

24 ноября во время последнего, четвертого чтения в Думе за него проголосовали 348 депутатов, против высказался лишь 91 парламентарий. В Совете Федерации документ был принят 8 декабря почти единогласно: за принятие закона проголосовали 138 сенаторов, против - 2. В ближайшие дни документ попадет на стол президенту.

Основной финансовый документ на следующий год выглядит так: доходы бюджета составят 6,96 трлн. руб., расходы - 5,46 трлн. руб., профицит - 1,5 трлн. руб. По сравнению с прошлым годом бюджет вырос на 25%.

Бюджет рассчитывался, исходя из среднегодового курса рубля в размере 26,5 руб. за 1 доллар и прогнозной цены на нефть 61 доллар за баррель.

Причем, как обещает Кудрин, расходы бюджета не будут сокращены в случае, если цена на российскую нефть окажется ниже запланированного уровня. "Если цена будет ниже 61 доллара за баррель, то это отразится только на пополнении стабилизационного фонда", - подчеркнул он

Приоритетные вопросы

При этом во главу угла в этом году поставлены социальные вопросы, которые президент Путин выделил в "приоритетные национальные проекты". Это - здоровье, образование, развитие аграрно-промышленного комплекса и доступное жилье. Их финансирование выросло по сравнению с прошлым годом на 85 млрд. руб. до 230 млрд. руб.

Сам Алексей Кудрин боится, что эти деньги могут не дойти до населения. На днях, выступая в Счетной палате, он сказал, что опасается за эффективность использования бюджетных средств на социальные программы.

"Количество нарушений по их использованию растет, - констатировал он. - Когда страна увеличивает расходы и начинает реализовывать новые проекты, это сказывается, потому что не у всех министерств хватает опыта реализовывать проекты такого масштаба".

Еще одной особенностью бюджета предвыборного года является беспрецедентная сумма - 20 млрд. рублей - которую намерены выделить на поддержку телевидения и радиовещания.

Увеличение затрат на эту статью составит 64% по сравнению с прошлым годом, и основная часть этих средств пойдет на поддержку государственных и полугосударственных телеканалов ("Россия", НТВ, Первый канал), а также СМИ, создающих положительный образ России за рубежом. Отдельно 2,6 млрд. рублей получит государственная "Российская газета".[4]

 

 

 

 

Заключение

 

Методы бюджетного регулирования в РФ постоянно совершенствуются, позволяя лучше выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и муниципальных образований, создающую доступ гражданам, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.

Проведение активной государственной политики предполагает ее направленность на оживление инвестиционных механизмов деятельности предприятий, поддержку конкурентоспособных отечественных производств, в первую очередь высокотехнологичных, способных сформировать конкурентные преимущества на мировом рынке на основе системы государственных заказов, гарантий и программ, формирование рынка эффективных инновационных и инвестиционных проектов, их совместное финансирование.

Подводя итоги, хочется сказать, что привлечение финансовых ресурсов государством и внутреннее финансирование со стороны государства играет огромную роль в стабилизации экономики,  поскольку стабильная экономика - показатель стабильной общественной жизни в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –М.: Юрайт-М, 2001.

2. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под.ред.В.А.Галанова, А.И.Басова.-М.:Финансы и статистика, 1999.

3. Финансы: Учебник / Под.ред. М.В. Романовского,  О.В. Врублевской. –М.: Юрайт-М, 2001.

4. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 14, 2005г.

5. Агентство Экономической Информации «ПРАЙМ-ТАСС», www.prime-tass.ru

6. Ведомости. 22.11.2006, №220 (1747)

7. Русская служба Би-би-си / 08.12.2006 | BBCRussian.com

8. Журнал «Рынок ценных бумаг» № 17, 2006г.

 

 

 


[1] Ведомости. 22.11.2006, №220 (1747)

[2] Журнал «Экономика России: ХХI век» № 14

[3] Агентство Экономической Информации «ПРАЙМ-ТАСС», www.prime-tass.ru

[4] Русская служба Би-би-си / 08.12.2006 | BBCRussian.com


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.