Роль ВТО в регулировании международной торговли
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Кафедра: «Мировая экономика»
Дисциплина: «Международные
экономические отношения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Роль ВТО в регулировании международной
торговли»
Иркутск 2007
План
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I.
Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли
1.1 История создания ВТО…………………………………………………...5
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………5
1.3 Основные соглашения и принципы
ВТО…………………………...…...9
Глава II. Всемирная торговая организация и ее роль в
мировой экономике
2.1 Всемирная торговая организация и мировая
экономика…..………….12
2.2 Преимущества торговой системы ВТО…………..…………………….17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы ……………………………………………………………...26
Интернационализация хозяйственной
жизни, рост взаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение
и обострение глобальных проблем объективно предопределили необходимость
целенаправленного регулирования международных экономических отношений
объединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование
отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до второй мировой войны.
Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные
годы.
Межгосударственное
регулирование международных отношений — это совокупность добровольно
принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в
сфере мирохозяйственных связей.
В настоящее время
в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций
с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании
торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет
сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых
наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).
ВТО играет
решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами,
интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики
стран- членов и в урегулировании торговых споров между ними. Для того чтобы
понять значение этой организации, ее роль в регулировании международной
торговли, необходимо более подробно рассмотреть структуру, функции основные
соглашения и принципы, составляющие правовую основу, а так же преимущества
торговой системы ВТО.
Всемирная
Торговая Организация - это организационный межгосударственный механизм, задача
которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге
Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере
международной торговли товарами и услугами.
Моделью, на
основе которой создавалась ВТО, является Генеральное соглашение о тарифах и
торговле (ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 -
1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о
создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет
руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к
механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО.
ВТО во многом -
более жесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядом
обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное
Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав
Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).
Но одно
направление уже определилось - правовой комплекс, лежащий в основе ВТО,
определяет те правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и
услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц
ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих
экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые,
универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые
"правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны,
находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой
системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых
многосторонних переговорах по ее развитию.
Цель
настоящей работы - изучить вопрос о международном учреждении - ВТО,
познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися
направлениями ее деятельности, а также раскрыть ее роль в регулировании
международной торговли.
Глава I. Всемирная торговая организация и ее
роль в регулировании мировой торговли
1.1. История
создания ВТО
ВТО, как уже
отмечалось, родилась на основе хрупкого компромисса в последние недели
Уругвайского раунда.
15 апреля 1994
года в городе Марракеше официальный документ о завершении переговоров -
Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из них 104
подписали Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации - ВТО.
Соглашение о ВТО
и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны
были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и
услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в
общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и
носят сугубо конкретный характер.
Контуры пакета
договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены
перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его
содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной
"архитектуре" пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного
компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень
дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994
года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам
переговоров для принятия.
Центральное место
в пакете соглашений занимают следующие группы документов.
Соглашение об
учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа[1]:
Соглашения,
создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это
новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но
в новой редакции);
Генеральное
Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной
частью ВТО;
Соглашение о
торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - третья составная часть
ВТО.
Страна,
становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех
договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре
соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о
правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам,
Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в
отношении стран, их подписавших.
В 1998 году в
Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать
мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий,
просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой
основы многостороннего товарообмена.
1.2. Структура ВТО
ВТО – это и
организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода
многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств
в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО
составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994
года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
"Главные
задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее
справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и
повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на
июль 2007 г. насчитывалось 151, решают эти задачи путем контроля за выполнением
многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования
торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся
странам и проведения обзора национальной экономической политики
государств"[2].
Решения
принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что
является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие
решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не
было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели
место.
Решения на высшем
уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум
один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной
структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения
между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой
конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая
конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО;
кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой
электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999
года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда
торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Еще одна
Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар). В Дохе
было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров -
первый раунд в рамках ВТО. Он получил название "Раунд развития". В
программу переговоров были включены вопросы, связанные с развитием, уточнением
и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения
торговых барьеров.
Пятая Министерская
конференция ВТО состоялась в г.Канкуне (Мексика) в декабре 2001 года. Конференция,
таким образом, завершилась в целом безрезультатно. Ее единственным успехом можно
считать прием в члены ВТО двух наименее развитых стран - Камбоджи и Непала. В
Гонконге в декабре 2005 года открылась шестая министерская конференция
Всемирной торговой организации (ВТО), на которой обсуждались меры по дальнейшей
либерализации мировой торговли в рамках так называемого Дохийского раунда,
начатого в Катаре в 2001 году. Участники договорились об отмене всех экспортных
сельскохозяйственных субсидий к 2013 году.
В подчинении
Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за
выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в
Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных
органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того,
Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по
ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и
административным вопросам.
Генеральный совет
делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО:
Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов,
осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по
профессиональным услугам.
Совет по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за
выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами
предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей
поддельными товарами.
Многочисленные
специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями
системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды,
проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Секретариат ВТО,
который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его
возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных
органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта
функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата –
обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также
Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО
общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует
правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких
стран насчитывается более тридцати[3].
Страны-члены ВТО
взаимодействуют в рамках не дискриминационной торговой системы, где каждая
страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее
экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для
импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Основные правила
и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые
затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой
политики.
Ключевые принципы
ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ
представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных
пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал
важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате
переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и
получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые
правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной
собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.
ГАТТ в новой редакции
1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его
дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское
хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной
торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий,
предпринимаемых против демпинга.
Два
фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на
рынок.
Принцип
недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для
всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары
не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.
Страницы: 1, 2
|