рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Россия в мировой экономике

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и, прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран – экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.

Несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1—1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.

          Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или «утечка мозгов». С 1994 по 1997 г. «утечка мозгов» из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета безопасности России на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировало из страны навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам страну покинули 70—80 ее математиков, 50% физиков-теоретиков.

          По оценкам российских специалистов, прямые ежегодные потери России в результате «утечки мозгов» можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды – в 50-60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1\3 всей своей задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80—100 млрд. долл. в год.

           Параллельно «утечке мозгов» в 90-е годы появилось новое для России явление – бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности в России, засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.

          К концу 90-х годов в процессе интеллектуальной международной миграции появились новые черты и особенности.

          Во-первых, на смену «утечке мозгов» пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны.

          Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним». Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру.

          В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.

          В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира.

          Рассматривая безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России. 







      

Глава 2. Международное движение капитала и иностранные

инвестиции в экономике России.

             

2.1. Вывоз капитала из России.

 

            Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным «Круглого стола бизнеса России», в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом «экспорт капитала», начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.

          За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское  время, однако, подавляющее число в последние годы. По некоторым оценкам  объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10млрд. долл. Для сравнения, например аналогичные капиталовложения США, приближаются к 1 трилн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.

          Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т.е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т.п.). Часть из них размещена там, на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долл.

          Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».

          Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении правительства России. В этой связи к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

          К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. На начало 1994г. они составляли 20млрд. долл., увеличившись только за 1992 год на 4 млрд. долл. Например, в 1994г. банк «Менатеп» приобрел двадцати процентный пакет акций в акционерном капитале группы компаний «Валмет», выкупив часть пакета долевого участия американского банка «Риггснэншил Бэнк Вашингтон».

          Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого «бегства капитала». Оно началось в 1989 гг., процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие

цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 1995 г. составил 12,3 млрд. долл.

           В настоящее время утечка капитала стала принимать весьма изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю в рамках действующего законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:

          1.Не переведенную в Россию экспортную выручку. Наибольшие недоступления в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.

         2. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках.

         3.Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.

        4.В результате недобросовестных бартерных операций из России «утекает» около 1 млрд. долл.

        5. Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.

       Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.

        Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:

1)единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от   экспорта и        импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными  операциями;

 2)лицензирование вывоза капитала;

3)инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения  действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.

     Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

                         




2.2. Инвестиционный климат в России и меры

государства по его улучшению

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависят от  существующего в ней инвестиционного климата (ИК).

          В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая нестабильность, экономический кризис, разгул преступности и другие «прелести» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира.

          При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитываются взвешенные значения ряда наиболее важных факторов риска, включая задолженность, наличее средств на текущих счетах, политическую стабильность.

          В 1999г. показатель составлял 78 среди стран с развивающимися рыночными экономиками. В прогнозе журнала «The Economist» на 2001 год для 93 государств с развивающимися рыночными экономики рискованность инвестиций и ведения бизнеса России с 63 пунктами поделила третье место с конца с Пакистаном, уступив по рискованности только Мьянме и Зимбабве.

          Россия пока не готова к жестокой конкуренции на рынке иностранного капитала. Для положительного сдвига в этом направлении необходимо удалить три главных препядстви. Во-первых, ликвидировать «финансовую управляемость» (защита прав инвесторов, умение строить эффективный бизнес и др.)

          Во-вторых, освоить и использовать маркетинговые механизмы по увеличению инвестиционной привлекательности. Необходимы  PR-компании по раскручиванию инвестиционной привлекательности России, а также осуществление репутационного менеджмента. Иными словами, нужно научиться «продавать себя » инвесторам.

          И, в-третьих, определить приоритетные инструменты привлечения иностранных инвестиций (прямые инвестиции АДР (американские депозитарные расписки), корпоративные облигации, формирование новых акционерных корпораций, понятных для зарубежного инвестора, создание «параллельного» фондового рынка).

           Поддерживая точку зрения о недостаточно благоприятном инвестиционном климате России для иностранных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны западу. Причем как в экономическом, так и в политико-экономическом аспекте в инвестиционной политике промышленно развитых стран по отношению к России все еще остаются отголоски, рецидивы «холодной войны», которые вряд ли исчезнут автоматически. Российское государство должно проводить более активную политику по привлечению иностранных инвестиций, не допуская втягивания страны в интеграцию с мировым хозяйством на невыгодных условиях.

          Следует признать также наличие негативного влияния на иностранных инвесторов не отвечающей мировым стандартам проработки российских инвестиционных проектов. Так, по данным Президента Всемирного банка Дж. Вулфенсона, еще в начале 1996 г. российский портфель проектов считался одним из самых неудачных во Всемирном банке - лишь 39% проектов имели удовлетворительный рейтинг реализации. Через год этот показатель вырос до 65%, но все еще остается малоудовлетворительным.

          Как факторы играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию?

          Это, прежде всего:

 1)богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);

2)огромный внутренний рынок;

3)достаточно высокий уровень базового образования кадров, способных к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

4)относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

5)отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;

6)осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;

7)возможность получения сверхприбыли.

Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном валовом внутреннем продукте всех «новых мировых рынков» доля России составляет более 25%. Причем это единственный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам, у России больше природных ресурсов «10,2 трлн. долл.», чем у Бразилии «3,3 трлн. долл.», Южной Африки «1,1 трлн. долл.», Китая «0,6 трлн. долл.» и Индии «0,4 трлн. долл.» вместе взятых.

          Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в «новые рынки» составляет всего 0,5% .Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся страны и НИС.

          Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших факторов по привлечению иностранного капитала является наличие благоприятной правовой обстановки, стабильной законодательной базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.

          Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют более 30 законов и равнозначных законам указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций.

          Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов страны. Но на практике такие ограничения существуют.

          Весьма важным компонентом инвестиционного климата является налоговый режим.

          России пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения. В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в России» и другими законодательными актами предусмотрена возможность льготного налогообложения для частного иностранного капитала, который осуществляет приоритетные инвестиционные проекты.

          По оценкам иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных инвесторов. Власти не могут ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных  льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.