рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок ценных бумаг и банки

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает: 1) Структура органов государ­ственного регулиро­вания российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Но на начало 1996г. ее составляли:

а) высшие органы государственной власти, к которым относятся: Государственная Дума, издающая законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент, издающий указы; Правительство, выпускающее постановления, обычно в развитие указов прези­дента.

б) государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня, к которым относятся: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, имеющая  много полно­мочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования; Министерство финан­сов РФ, регистрирующее выпуски ценных бумаг корпо­раций, устанавливающее правила бух­галтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляющее вы­пуск государственных ценных бумаг и регулирующее их обращение; Центральный банк РФ, действующий на основа­нии законов; Государственный комитет по антимонопольной политике, устанавливающую ан­тимоно­польные правила и осуществляет контроль за их исполнением и Госстрахнадзор, регу­лирующий особенности деятельности на рынке ценных бу­маг стра­ховых компаний.

Государственные и иные нормативные акты. Так основными законодательными акта­ми, регулирующими российский рынок ценных бумаг являются: Гражданский кодекс РФ, части I и II, 1995-1996 гг.; Закон “О банках и банковской деятельности”, 1990г.; Закон “ О Централь­ном банке Российской Федерации”, 1995г.; Закон “ О приватизации государственных и муници­пальных предприятий в РСФСР”, 1991г.; Закон “ О товарных биржах и биржевой торговле”, 1992г.; Закон “ О валютном регулировании и валютном контроле”, 1992г.; Закон “ О государ­ственном внутреннем долге Российской Федерации”, 1992г.; Закон  об акционерных обществах, 1996г.; Закон о рынке ценных бумаг, 1996г.; Указы Президента по развитию рынка ценных бу­маг; за период с 1992г. вы­пущено порядка 50 указов, которыми в основном и регулируется рос­сийский рынок ценных бумаг; постановления Правительства Российской Федерации в основ­ном касаются регулиро­вания и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их раз­новид­ностях.

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бу­маг, или само­регулирование осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе ее выясняется профессио­нальная пригодность кандидата.  Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддер­жанием правопорядка в от­расли, т.е. компетентные институты могут учинить рас­следование нарушений закона, приме­нить административные меры и передать дело в суд. Помимо законов существуют “законы” и “ведомства”, обеспечивающие самоконтроль и саморегулирование - это биржа, основопола­гающий принцип которой - ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности является институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными вы­ставления­ми каж­дым маркет-мейкером двусторонних коти­ровок по определенным ценным бумагам, ста­билизация - вве­дением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей коти­ровки. Появление этого института связа­но с необходимостью обеспечения устойчивого функ­ционирования торговли, и он предус­матривает ряд компонентов:

а) листинг - подбор для торговли наиболее ка­чественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продол­жительного времени;

б) создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, спо­собных поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и предо­вращает временную по­терю ликвидности.

в) делистинг - ис­ключение ценных бумаг из списка котирующихся в системе.

 

2.5 Коммерческие банки на рынке ценных бумаг

 

В зависимости от национального законодательства той или иной страны , ис­торичес­ких традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль. Например, мировая практика знает два подхода к проблеме со­четания обычной банков­ской дея­тельности с деятельностью на рынке ценных бумаг. Согласно одному из подходов банкам должно быть за­прещено заниматься некоторыми видами профес­сиональной деятель­ности на рынке ценных бумаг, а также должны быть ограничены отдельные виды непрофессиональной  деятельности в качестве инвесторов. Этот подход применялся в США, где разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено как реакция на волну массовых банкротств банков, вследствие их чрезмерной активности по вложению привлеченных средств клиентов в  негосударственные ценные бумаги и предоставление гарантий по таким  ценным бумагам.

Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные бан­ковские операции с большинством операций на рынке ценных бумаг, он преобладает в европейских стра­нах. Согласно этому подходу ограничение рисковос­ти банковских  инвестиционных опера­ций должно осу­ществляться  введением специальных “встроенных” ограничителей путем над­лежащего государственного контро­ля за банковской деятель­ностью и повышенного внимания к проблеме конфликта инте­ресов при опера­циях на финансовых рынках. В самом завершенном виде это подход преоблада­ет в ФРГ.

 С момента возрождения современной российской банковской системы (конец 80-х - начало 90-х годов ) законодательство придерживалось второго подхода. По действовавшему с 1990г. банковскому законодательству банки в России яв­лялись универсальными банками. Рос­сийские банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам, действующим для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по допол­нительным правилам, установленным Банком России. Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется по общим бан­ковским лицензиям, выдаваемым Банком России. При этом предполагается, что Банк России как единый надзорный и кон­трольный ор­ган имеет все полномочия проверять и регламентировать профессиональную дея­тельность бан­ков, и него  для этого есть воз­можность требовать обычную и специальную отчетность, право назначать банковские проверки и применять к банкам санкции. На ряду со всем этим Банк Рос­сии применяет ряд встроенных ограничений на инвестиционные опе­рации банков: повышенные коэффициенты рисковости при расчете коэффициентов соотношения соб­ственных средств бан­ков и различных статей их активов, и  жесткие требования к созданию внутренних  банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в ценные бумаги. С вступлением в силу фе­дерального закона “ О рынке ценных бумаг” лицензи­рование профессиональной деятельности на фондовом рынке всех организаций осу­ществляется Феде­ральной комиссией по рынку цен­ных бумаг. Поэтому те рос­сийские банки, которые захотят совмещать ведение классических банков­ских операций с профессиональной деятельностью на фондовом рынке, должны будут иметь две лицензии - от Банка России и от Федеральной комиссии по рынку цен­ных бумаг.

Теперь можно подвести итог - итак, коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим законодатель­ством: брокерская и дилерская деятельности; управление инвестициями и фонда­ми; расчетное обслуживание участ­ников рынка ценных бумаг; ведение реестра и депозитарное обслуживание; консультационная деятельность и т. п. Коммерческий банк может принять  от заемщика ценные бумаги в качестве залога по выданной краткосрочной ссуде, причем  стои­мость залога оценивается по рыночному курсу ценных бумаг, а не по их номиналу.

Помимо этих функций коммерческие банки РФ осуществляют эмиссионную деятель­ность. По Российскому законодательству  они могут эмитировать акции, об­лигации, депози­тарные и сберегательные сертификаты, векселя, производные ценные бумаги. Основным доку­ментом, определяющий особенности выпуска ценных бумаг кре­дитными организациями  явля­ется ин­струкция Банка России от 11 февраля 1994г. № 8 “О пра­вилах выпуска и регистра­ции ценных бумаг кредитными органи­зациями на территории РФ” с изменениями и дополнени­ями, внесенными распоряжением ЦБ России от 11.04.96г. № 274. Эмиссионная деятельность банков направлена на привлечение финансовых ре­сурсов и поэтому вполне обоснованно может идти речь о цене их привлечения. Цена привлечения фи­нансовых ресурсов сравнивается с эффектив­ностью их размещения и рассмат­ривается механизм поддер­жания их ликвидности. Финансовое положение банка в основном определяется величи­ной маржи - разницей между ценой привлече­ния и размещения  ре­сурсов.

 

 

 

3. Проблемы и пути совершенствования рынка ценных бумаг на современном этапе

 

3.1. История развития российского рынка ценных бумаг

 

Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте можно выделить: дорево­люцион­ный (до 1917г.), советский период (с нэпа и последующие годы) и современный этап, начав­шийся с приватизации государственной собственности. Все они имеют свою специ­фику, связанную с услови­ями формирования.

Исторической точ­кой отсчета возникнове­ния Российского фондового рынка можно считать 1769г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственно­го займа. Соб­ственно на российском рынке госу­дарственные долговые бумаги появились лишь в 1809г.

В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировалось принятым в 1836г. Законом о про­мышленных обществах. Реформы  третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фон­довом рынке долговых обязательств местных органов власти, что было вы­звано нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.

 Международ­ный политический кризис 1914г., приведший к началу первой ми­ровой войны, вызвал панику на европейских биржах и в течении нескольких дней после объявления войны прекратили опера­ции с ценными бумагами российские биржи. Но в конце 1916г. нача­лось некоторое оживление на фондовом рынке и в январе 1917г. была открыта Петербургская фондовая биржа. Однако после революции рынок ценных бумаг фактически пе­рестал сущест­вовать. Декретом советского правительства 23 декабря 1917г. были за­прещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918г. были аннулированы го­сударственные займы. В период нэпа товарные и фондовые отде­лы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была пре­дусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных опе­рациях. С переходом к рыночной экономике российское государство стало более ак­тивно ис­пользовать рынок ценных бумаг.  Фактически на период 1992-1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики разме­щения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.

Особенностью российского рынка государственных облигаций  является их  высокая доходность, позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков ка­питалов.  Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), рас­полагающая тор­говой, расчетной и депозитарной системами. Следует заметить, что российские государствен­ные ценные бумаги обращаются и на зарубежных рынках. Так с конца 80-х годов на междуна­родном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европей­ских валютах.

 

 

3.2 Развитие рынка ценных бумаг в 90-е  годы

 

В отличие от рынка государственных ценных бумаг, который существовал в России на протяжении всего периода ее социалистического развития, рынок негосудар­ственных, или кор­поративных ценных бумаг возродился с начала 90-х годов, прежде всего в связи с началом про­цесса приватизации государственной собственности в 1992г., а раньше - с образованием акцио­нерных коммерческих банков и бирж. Условно современную историю российского рынка кор­поративных ценных бумаг можно разде­лить на три этапа:

1) 1990-1992 гг. - создание предпосылок для развития фондового рынка: обра­зование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Здесь нача­лось формирование законодательной базы  российского рынка ценных бумаг.

Однако  первоначальному этапу создания рынка фондовых ценностей должна была предшествовать более широкая приватизация государственной собственности, что позволило бы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это накопление осуществлялось в основном за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов. Торговля ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. В результате увеличения про­центной ставки Центрального Банка на 50%, а затем до 80% повысились процентные ставки коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах, но т.к. они носили краткосрочный характер, то заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиций. Это характерно для всех фондовых бирж Российской Федерации. В основе этих искажений несколько причин:

а) на начальной стадии формирования рынка ценные бумаги и сами акционерные об­щества не отвечали принятым международным стандартам. К концу 1992 г. было зарегистриро­вано 10% акционерных компаний, а остальные находились на нелегальном положении;

б) 90% акций были выпущены с нарушением закона;

в) в ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попали и убыточные предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.