рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок ценных бумаг, и его роль в решении финансовых проблем предприятия

2. Институциональные инвесторы, т. е. различные финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды и т. п.). Многие из этих институтов объединяют средства различных инвесторов (юридических и физических лиц) и ищут возможности их вложения в доходные ценные бумаги. Они стремятся либо завладеть контрольными пакетами акций, либо, во избежание риска, разместить свои капиталы между различными отраслями хозяйства.

3. Индивидуальные инвесторы — различные частные лица, в т. ч. владельцы небольших предприятий венчурного бизнеса. Ценные бумаги малых предприятий всегда таят в себе немалый риск: статистика свидетельствует, что примерно 3/4 их числа довольно быстро исчезает и только около 1/4 добивается успеха. Некоторые малые предприятия оказываются очень перспективными и доходными: именно на малых предприятиях началось производство электронно-вычислительной техники, ракет, высококачественных предметов быта и т. п. Некоторые малые предприятия успешно занимаются экспортными операциями (например, шерстяных и кожаных изделий, галантереи и т. п.). Поэтому экономически активная часть населения, склонная к риску, приобретает акции этих предприятий в расчете на высокие дивиденды.

4. Профессионалы рынка ценных бумаг — брокеры и дилеры. Они имеют доступ к информации, необходимые связи, и это весьма облегчает им операции с ценными бумагами. Дилеры совершают эти операции с наибольшим размахом, так как обладают значительными капиталами. Как правило, брокеры и дилеры недолго держат у себя купленные бумаги: когда конъюнктура рынка становится благоприятной, они их продают. Fix операции на рынке ценных бумаг носят открыто спекулятивный характер.

В России участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы и инвестиционные институты. Закон точно определяет, кто ими является.

Непременным условием любой деятельности на рынке ценных бумаг является для юридических лиц получение государственной лицензии, а для отдельных граждан — квалификационного аттестата Министерства финансов РФ.

 

1.7 Российский рынок государственных ценных бумаг

До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг. С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг.

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов. В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачным для государства оказались в конечном счете выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейских обязательств..

Особенностью российского рынка государственных облигаций является их высокая доходность (до 100 и более процентов годовых), позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в существующих российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечить подобную доходность. Однако в конечном счете высокая доходность стала разорительна для государства, результатом чего стал обвал пирамиды ГКО.

В отличие от рынка корпоративных ценных бумаг рьнок государственных облигаций в своей большей части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной системами, обеспечивающими на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг в режиме компьютерных биржевых торгов.[6,C.65]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование рынка ценных бумаг в России в процессе приватизации

2.1. Приватизация - катализатор развития рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг может развиваться только в уровнях нормальных товарно-денежных отношений и отношений собственности. Преобразование государственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.

В последние десятилетия приватизация имела место во многих странах мира. Особенно интенсивно она осуществлялась в Англии. Но в странах Запада приватизация происходила в условиях развитой рыночной экономики, когда емкость рынка позволяла поглотить любое количество акций приватизируемых предприятий. В России ситуация иная.

В условиях неразвитого российского рынка ценных бумаг приватизация, связанная напрямую с акционированием, является начальным импульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку создает условия для участия в таком рынке большинства предприятий и населения.

Приватизация крупных и средних предприятий начинается с преобразования их в акционерные общества. У акционерного общества множество собственников-акционеров. Право собственности каждого акционера удостоверяется акцией.

Организаторами приватизационных мероприятий выступают комитеты по управлению имуществом, созданные по национально-государственному и территориальному принципу, и фонды имущества, осуществляющие полномочия по признаку собственности.

Приватизационный чек представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой собственности. На приватизационный чек можно было купить акции любого приватизируемого предприятия России. Работающий на приватизируемом предприятии человек имел право купить акции своего предприятия по льготной цене. Такая покупка полностью или частично могла быть оплачена приватизационным чеком. Продажа за приватизационные чеки акций других предприятий, преобразованных в акционерные общества, производилась местными отделениями Российского фонда федерального имущества, а в случае их отсутствия — территориальными Комитетами по управлению имуществом на специальных аукционах. О проведении таких аукционов сообщалось в средствах массовой информации. Участник аукциона должен узнать как можно больше о предприятии, в которое он собирается вложить свой приватизационный чек. Поэтому каждое приватизируемое предприятие обязано было опубликовать подробную информацию, которая поможет принять обоснованное решение.

Задача финансовых менеджеров приватизируемых предприятий на первом этапе состояла в составлении плана приватизации, который при акционировании служил одновременно и проспектом эмиссии, а также устава создаваемой коммерческой организации, определяющего порядок распределения прибыли, состав и условия образования фондов денежных средств, права владельцев акций различных типов, организацию и управление финансовой деятельностью.

Российские варианты акционирования в процессе приватизации предусматривают выпуск простых (обыкновенных) акций и двух разновидностей привилегированных акций (типа «А» и «Б»). Разница заключается в том, что владельцы привилегированных акций типа «А» получают право ограниченного голоса, тогда как держатели акций типа «Б» могут лишь вносить предложения по поводу участия в голосовании. Обладатели акций типа «А» имеют первоочередное право на получение части оставшегося имущества ликвидируемой компании, тогда как держатели акций типа «Б» могут претендовать на это лишь после удовлетворения заявок собственников акций «А». И, наконец, держатели акций типа «А» при ликвидации акционерного общества получают номинальную стоимость акций. В случае продажи акций типа «Б» Фондом имущества владельцы этих акций обменивают их на обыкновенные.

Таким образом, процесс приватизации способствует становлению акционерных обществ в качестве ведущей организационно-правовой формы предприятий. Это является причиной эмиссии не только новых акций и облигаций, но и производных от них видов ценных бумаг, расширяет обращение корпоративных ценных бумаг. Следовательно, приватизация — это начальный этап возрождения рынка ценных бумаг в России, превращения их в финансовый инструмент, доступный широким слоям населения.

2.2 Способы приватизации

Приватизация осуществляется несколькими способами:

- продажа акций акционерных обществ открытого типа;

- продажа предприятий на специализированных аукционах, по коммерческому конкурсу, по инвестиционному конкурсу;

- продажа активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

- продажа предприятий обществам с ограниченной ответственностью;

- выкуп арендованного имущества.

Наиболее сложен процесс организации продажи акций акционерных обществ открытого типа. Он включает продажу акций работникам предприятий и приравненным к ним лицам по закрытой подписке с использованием льгот, реализацию акций по инвестиционному конкурсу, коммерческому конкурсу, на аукционе с использованием институтов фондового рынка, на специализированном аукционе по продаже акций.

Начиная с 1 июля 1994 г. выделены две группы предприятий по отношению к используемым способам приватизации:

1. Первая группа включает мелкие предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1994 г. не более 20 млн. руб. и подлежит продаже по коммерческому и инвестиционному конкурсу, на аукционе.

2. Вторая группа включает все остальные предприятия, преобразуемые в акционерные общества открытого типа.

При продаже государственных или муниципальных предприятий по конкурсу или на аукционе все вопросы по организации решает комитет по управлению имуществом. Он определяет начальную цену продажи объекта. Первоначально назначаемой ценой является оценочная стоимость имущественного комплекса, устанавливаемая комиссией по приватизации. Реализация производится по максимальной цене, предложенной покупателем, включая работников. При этом работники могут воспользоваться рассрочкой платежа до трех лет и скидкой с продажной цены в размере 30%, если они объединяют не менее одной трети списочного состава работников приватизируемого предприятия.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий в хозяйственные общества размер уставного капитала устанавливается исходя из оценочной стоимости имущества, порядка и условий распространения акций или паев.

Большую роль играют пропорции распределения акций между потенциальными инвесторами; членами трудового коллектива, юридическими лицами и гражданами, органами государственного управления. От этого зависит сумма, подлежащая взносу в бюджет. Введение искусственных ограничений на выкуп акций у государства приводит к дополнительным трудностям, связанным с их размещением.

Акционирование предприятий включает два основных аспекта: организационно-правовой и финансовый. Организационно-правовой аспект означает, что предприятия регистрируются в форме коммерческой организации. Финансовый аспект заключается в выпуске и размещении акций.

 

 

Глава3. Финансирование предприятий с помощью эмиссии ценных бумаг

3.1. Понятие эмиссии ценных бумаг

Цикл жизни ценных бумаг состоит из следующих фаз:

 

- конструирование нового выпуска ценных бумаг:

- первичное размещение ценных бумаг (первичная эмиссия);

- обращение (купля-продажа) ценных бумаг;

- погашение (выкуп) долговых (облигаций и др.) ценных бумаг.

Рассмотрим процедуру эмиссии корпоративных ценных бумаг, т.е. их первоначального размещения на рынке ценных бумаг или поступления (выхода) в обращение.

Эмиссия ценных бумаг — выпуск в обращение акций, облигаций и других финансовых инструментов, осуществляемый акционерными обществами в процессе их учреждения, а также при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных финансовых ресурсов.

Первичная эмиссия ценных бумаг, это — продажа ценных бумаг эмитентами их первым владельцам —инвесторам.

Процедура эмиссии ценных бумаг акционерными обществами регламентируется:

- Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах», принятым Государственной Думой 24 ноября 1995 г.;

- Федеральным законом Российской Федерации «О рынке ценных бумаг», принятым Государственной Думой 20 марта 1996 г.;

- Инструкцией Министерства финансов РФ от 3 марта 1992 г. №2 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации».

Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества и при увеличении размеров его уставного капитала (фонда) путем выпуска акций.

Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме:

- открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов с публичным объявлением о выпуске ценных бумаг, проведением рекламной кампании и регистрацией проспекта эмиссии;

- закрытого (частного) размещения — без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного круга инвесторов (до 500 включительно), или на сумму не более 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

В случае, если круг инвесторов ценных бумаг одного вида, выпущенных ранее в форме закрытого (частного) размещения, предполагается расширить сверх 500 инвесторов либо в случае дополнительного выпуска ценных бумаг того же вида, при котором их общий объем превысит 50 тыс. МРОТ, эмитент, инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу его ценных бумаг, обязаны зарегистрировать и опубликовать проспект эмиссии в том же порядке, который предусмотрен для открытого (публичного) размещения ценных бумаг.

В момент учреждения акционерного общества первичная эмиссия акций осуществляется только в форме закрытого (частного) размещения.

В соответствии с действующим законодательством эмиссия ценных бумаг подлежит государственной регистрации. Большое значение для понимания сущности эмиссии ценных бумаг как механизма формирования капитала и привлечения финансовых ресурсов на денежном рынке имеет анализ достоинств и недостатков выпуска акций в открытую продажу.

К достоинствам публичного размещения акций можно отнести:

- возможность повысить ликвидность ценных бумаг компании. Держатели публично обращающихся акций встречаются с меньшими трудностями при их продаже, чем учредители закрытого акционерного общества при выходе из него;

- более широкое привлечение новых денежных ресурсов. Возможности закрытого акционерного общества в заимствовании средств на денежном рынке и привлечении капиталов своих участников, как правило, ограничены. Публичное размещение акций дает большие возможности для финансирования крупных проектов;

- использование рыночной оценки стоимости активов компаний. К недостаткам публичного размещения акций можно отнести:

- возрастание издержек по обслуживанию корпоративного капитала. Так, открытое акционерное общество должно нести издержки по составлению ежеквартальных и годовых отчетов о своей деятельности, которые оно обязано рассылать своим акционерам. Подобного рода издержки могут быть обременительны для относительно небольших компаний;

- поддержание компанией курса своих акций на вторичном рынке и определенные затраты, связанные с этим;

- вынужденное раскрытие части конфиденциальной информации о деятельности акционерного общества, что в ряде случаев учредителям компании невыгодно;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.