рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок его функции и структура

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банков­ские и страховые системы, крупные самостоятельные бан­ковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммер­ческие банки.

Важ­нейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организу­ется в определенном месте. Она может быть местом пери­одической торговли или местом сезонной распродажи то­варов одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключа­ются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является полу­чение максимальной цены за какой-либо товар. На аукцио­не происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары доста­ются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводят­ся судебными органами с целью взыскания долгов с непла­тельщиков, и аукционы добровольные, которые организу­ются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, ра­ботающие на комиссионных началах.  Существуют и международные аукционы. Они пред­ставляют собой разновидность публичных открытых тор­гов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж явля­ются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великоб­ритании и Японии.

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандар­там. Распространены сделки с обязательством поставки то­варов в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потре­бителям минимальный ценовой риск.

На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компа­нии, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными пред­приятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей фи­нансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

Биржа труда— организация, специализирую­щаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предпри­ятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, со­бирают и распространяют информацию об уровне занятос­ти применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имею­щиеся на предприятиях вакантные места должны регистри­роваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужден­ной безработицы.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовло­жения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммер­ческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических но­вовведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государствен­ные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перерас­пределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая пра­вовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и опре­деляющая правила "рыночной игры".

 

Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция —эко­номическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворе­ние своих интересов, связанных с продажей этой продук­ции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм сти­хийного регулирования пропорций общественного произ­водства.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению ка­чества продукции, усилению научно-технического прогрес­са. Вместе с тем конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает эконо­мическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созда­нию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания кон­куренции и удержания ее на уровне нормального стимуля­тора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей про­дукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Исторически конкуренция возникла в условиях просто­го товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наи­более выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталис­тическая конкуренция. В современных условиях конкурен­ция также выступает как важное средство развития произ­водства и существуют в различных формах.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция за­ставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершен­ствовать технологию производства.

В западной экономической литературе различают со­вершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершённая конкуренция - это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

ü      наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

ü      возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;

ü      однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;

ü      хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

Одной из моделей является монополия, для которой характерны:

ü      единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);

ü      нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемле­мых альтернатив);

ü      диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

ü      вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, соглас­но законодательству ФРГ доминирующее положение пред­приятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.

В нашей хозяйственной практике в качестве занимаю­щих доминирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцирование, в част­ности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географичес­ких границ.

Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая конкуренция. Ее отличительные при­знаки:

ü      существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

ü      продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и различающимися условиями их продажи;

ü      экономическое соперничество влечет за собой и цено­вую и неценовую конкуренцию;

ü      вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде;

ü      тип продукта дифференцированный;

ü      неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

На практике предприниматель, действующий в услови­ях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его при­быль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой характерны:

ü      наличие нескольких фирм;

ü      тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный);

ü      контроль над ценой;

ü      наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

ü      типична неценовая конкуренция, особенно при диффе­ренциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эф­фективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта.

В современных усло­виях используются различные методы конкурентной борь­бы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скуп­ка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взры­вы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государст­венные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конку­рентной борьбы. К ним относится применение монополь­но высоких и монопольно низких цен. К ценовым мето­дам относится также метод ценовой дискриминации (раз­ные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.