Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного
хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы,
крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также
различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы,
биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который
организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической
торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки
возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили
международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном
масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки
товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов,
семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным
ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе
происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте.
Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену.
Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с
целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые
организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения
аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.
Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность
публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.
Биржа
— место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки.
Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только
отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать
на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих
торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.
Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи
функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных
товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам.
Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так
называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 %
сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами
товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания
спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты.
Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает
производителям и потребителям минимальный ценовой риск.
На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных
бумаг: акции предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые
правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями,
а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже
происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от
соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются
реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены
зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов,
выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого
дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике
называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги
регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и
поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире
являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне,
Парижская.
Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций
между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она
позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан
время поиска места работы.
Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги
лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей
силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно
к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран
все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на
местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в
случае вынужденной безработицы.
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она
включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций,
обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все,
кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты,
а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она
включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют
прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости),
инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и
инвестиционные банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу
составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение
доходов, финансирование производственных и социальных программ.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства,
регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая
правила "рыночной игры".
Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы
конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство.
Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество
между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и
продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция —экономическая
борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ,
услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции,
выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция —
состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы
приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма
действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность
самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг
друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек
производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического
прогресса. Вместе с тем конкуренция обостряет противоречия экономических
интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе,
обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий.
Без административного вмешательства государственных структур конкуренция
превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и
удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих
законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах
фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции,
устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства.
Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя
наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам
рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от
рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается
конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения
наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая
конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное
средство развития производства и существуют в различных формах.
Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты
считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно
конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать
технологию производства.
В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную
конкуренцию.
Совершённая конкуренция - это соперничество многочисленных производителей,
создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны
следующие черты:
ü наличие большого числа фирм, производящих один
и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем
производимой продукции должен быть незначителен;
ü возможность свободного доступа
товаропроизводителей к различным производственным секретам;
ü однородность продукции, производимой
различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего
из множества фирм;
ü хорошее знание рынка покупателями и
продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и
предложение на товары.
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран
была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в.
появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые
рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная
конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.
Одной из моделей является монополия, для которой характерны:
ü единственный продавец (одна фирма или отрасль
является единственным производителем данного продукта или единственным
поставщиком услуги);
ü нет близких продуктов-заменителей (с точки
зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста
или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
ü диктуемая цена (чистая монополия диктует цены
или осуществляет значительный контроль над ценой);
ü вступление в отрасль конкурентов
заблокировано.
Критерием
оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве.
Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предприятия или
группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится
свыше 1/3 всего оборота на рынке.
В нашей хозяйственной практике в качестве занимающих доминирующее положение
на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота,
доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников,
доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцирование, в частности
выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке
с учетом его географических границ.
Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая
конкуренция. Ее отличительные признаки:
ü существует достаточно большое число фирм, что
ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и
фактически невозможен тайный сговор;
ü продукты характеризуются реальными и мнимыми
различиями и различающимися условиями их продажи;
ü экономическое соперничество влечет за собой и
ценовую и неценовую конкуренцию;
ü вступление в отрасль является относительно
легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению
ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
ü тип продукта дифференцированный;
ü неценовая конкуренция: значительный упор на
рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической
конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей
сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая
конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие
предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации,
качества, внешнего вида и т.д.).
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой характерны:
ü наличие нескольких фирм;
ü тип продукта (стандартизированный или
дифференцированный);
ü контроль над ценой;
ü наличие существенных препятствий при
вступлении фирм в отрасль;
ü типична неценовая конкуренция, особенно при
дифференциации цен.
Олигополия
более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и
отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта.
В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы.
К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья,
рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей
силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы
прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж,
государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним
относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым
методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях,
демпинговые, бросовые цены).
Страницы: 1, 2, 3
|