|
|
Рис.1
Табл.1 Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период.
Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь цены и спроса. Кривая С1-С2 на графике показывает, как при повышении
цены платежеспособная потребность людей сокращается и наоборот, когда цена снижается,
спрос на продукты увеличивается. Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение
цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью
спроса подразумевается степень изменения спроса ("чувствительность
" его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения
служит коэффициент эластичности спроса (Кс): Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам[6]. На предложение влияют несколько факторов: число продавцов на рынке; различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей); цены на продаваемые продукты,
субституты и другие виды изделий. 1. цену, ниже которой никто не стал бы продавать; 2. цены, по которым никто из них не откажется реализовывать продукт. Например, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать, как показано в шкале предложения.
Рис.2
| |||||||
Цена 1 кг яблок |
Продавцы готовы |
|||||||
200 |
25 |
|||||||
150 |
15 |
|||||||
130 |
9 |
|||||||
100 |
6 |
|||||||
80 |
4 |
|||||||
50 |
2 |
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Кривая П1-П2 на графике показывает, как с ростом цены
производители увеличивают объем продаж, и наоборот, предложение с их стороны
уменьшается при снижении цены.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует
эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его
изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент
эластичности предложения (Кп):
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена.[7] Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же по сравнению со спросом, предложение более инертно. Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.
Зависимость спроса и предложения от рыночной цены
проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и
предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей.
Имеется два варианта такого регулирования.
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к
снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате
экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают
выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода).
Второй вариант: цена на товары снижается, что
способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны,
сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же
сумму денег они приобретают больше благ).
Но существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения.
Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот (при уменьшении спроса
снижается цена). Во-вторых, чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот
(с сокращением объема предложения цена увеличивается).
Рис.3
Точка Р на графике - равновесная цена, свидетельствующая,
что цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой
покупателей (которая устраивает последних).
Если спроецировать равновесную точку на ось абсцисс, то мы обнаружим равновесное
количество (Кр), характеризующее количественное совпадение спроса и
предложения.
Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными
свойствами.
1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.
2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.
3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ. Цена, при которой прибыль производителя достигает максимума.[8]
4.
За пределами
равновесной цены и равновесного количества на рынке существуют две зоны,
которые свидетельствуют об определенном неблагополучии в отношении
экономического положения либо продавцов, либо покупателей. Одна зона (на
графике она занимает пространство, заштрихованное красным цветом или С2 - Р -
П2) - зона избытка товаров: здесь предложение блага со стороны продавцов
превышает покупательский спрос. Такое относительное товарное обилие может быть результатом
не только излишнего производства изделий, но и следствием непомерного вздувания
цен, невысокого качества продуктов, нехватки денег у населения при
неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельств. Когда
возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при
определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Выходом из
такой ситуации может быть, например, снижение цен (уценка товаров, их сезонная
распродажа).
Другая зона (на графике: синим цветом или П1 - Р. - С1) - зона дефицита
товаров: здесь величина спроса превышает количество предлагаемых товаров.
Нехватка продуктов образуется по разным причинам:
1. выпускается мало изделий высокого качества, пользующихся повышенным спросом;
2. цены искусственно снижают (ниже стоимости или равновесной цены), что ведет к расширению покупательского спроса;
3. денежные доходы населения возрастают быстрее, чем расширяется производство.
Постоянный дефицит товаров может при определенных условиях перерасти в кризис недоприозводства. Рынок реагирует на товарный дефицит прямым или скрытым ростом цен. Одновременно увеличивается спекуляция - скупка недостающих вещей по более низким ценам и их перепродажа по более высоким ценам в целях наживы. Выходом из критической ситуации может служить некоторое уменьшение роста денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение рыночных цен на эти продукты.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.