рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сертификация продукции

Сертификация продукции

Введение

 

 

Тема контрольной работы «Сертификация продукции» выбрана не случайно, так как сертификация является одним из важнейших механизмов управления качеством, дающим возможность объективно оценить продукцию (услуги), предоставить потребителю подтверждение ее безопасности, экологической чистоты, а также повысить ее конкурентоспособность.

«За рубежом безопасность продукции для человека и окружающей среды давно подтверждается сертификацией, и хотя стоимость ее довольно высока, изготовитель вынужден получать сертификаты, чтобы иметь рынок сбыта и избегать потерь при продаже своей продукции.

А потери эти весьма ощутимы – до 25% от объема продаж. А иногда и выше. Например, Сумский завод бурильных труб до сертификации продавал утяжеленные бурильные трубы по 600 долларов США за тонну, а после сертификации в США – от 900 до 1600 долларов за тонну в зависимости от типа и размера.

До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.

В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются».[5]

Методика исследования предмета управление качеством – работа с правовыми и литературными источниками, указанными в разделе «литература». Работа состоит из следующих разделов: содержание, введение, основная часть, заключение, литература.













1.    Правовая основа и терминология

 

1.1  Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

 

Правовой основой сертификации продукции являются: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 № 2300 – 1 (с изм. от 21.12.2004); Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 № 5151-1 (с изм. от 22.11.2001).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» установил ряд принципиально новых для России положений:

- закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах;

- предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг;

- определил механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в данном законе:

«потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи;

стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги)». [2]

На основании статьи 5 Закона обязательной сертификации подлежат:

- товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды (продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги), а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

- средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.

Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.

Законом запрещена реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности. Товары могут иметь сертификаты, выданные национальными органами по сертификации, а также зарубежные сертификаты, признаваемые в России.

На товары, прошедшие сертификацию и имеющие сертификат, должен быть нанесен знак соответствия, установленный государственным стандартом (возможна маркировка на таре, упаковке или документации). Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет продавец (изготовитель).

Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношение которых известны факты причинения вреда потребителю или окружающей среде, несмотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки. При поступлении сигналов от обществ по защите прав потребителей, государственных и общественных организаций, судебных органов Закон обязывает изготовителя приостановить производство (реализацию) товаров, работ, услуг и устранить причины, вызывающие подобное несоответствие стандартам.

Потребитель обязательно должен располагать информацией об изготовителе, чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения. Поэтому Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя на информацию о производителе и продавце товара.


Некоторые сведения об изготовителе продукции потребитель может подчеркнуть из торговой марки производителя, товарного знака, штрихового кода, знака соответствия, размещаемых на самом изделии (этикетке) или его упаковке.

Товарные знаки крупных, широко известных фирм всегда обеспечивают доверие покупателей к их продукции, основанное не на наличии сертификата соответствия, а на высоком и стабильном качестве, которое гарантируется высокоэффективными системами управления качеством продукции на предприятиях. Товарные знаки, являясь интеллектуальной собственностью, защищены законодательными положениями и не могут быть использованы другими изготовителями продукции без разрешения их владельцев. На зарегистрированный товарный знак владельцу выдается свидетельство.

В статье 40 Закона «О защите прав потребителей» определены полномочия государственных органов управления по установлению требований к продукции и контролю за их соблюдением. Основные государственные органы, ответственные за качество и обеспечение безопасности товаров (работ, услуг), - Госстандарт, Госсанэпидемнадзор, Госкомэкология, Министерство природных ресурсов, Министерство промышленности и другие органы в пределах своей компетенции. Согласно данному Закону они устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за их соблюдением; направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности, о снятии с производства, прекращении реализации, отзыве таких товаров от потребителей и информировании потребителей; предъявляют иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности.

Национальным органом по сертификации товаров выступает Госстандарт. На него Законом возложена координация деятельности органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасность товаров.

Статья 41 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров для потребителей. За нарушение правил сертификации, испытательными лабораториями установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализуемых товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации.

В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».





1.2  Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»

 

Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» принят 10 июня 1993 года (в новой редакции от 22.11.2001) № 5151-1. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, и обязанности и ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, принимаемые в соответствии с их компетенцией, которые регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

В Законе установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации – Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ), определены основные направления его деятельности по сертификации.

«Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

-защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер».[3]

В области сертификации Законом определены следующие обязанности Госстандарта:

- «формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

- проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

- опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;




- готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

- представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации». [3]

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены:

- государственные органы (Госстандарт и др.);

- организации, которые создают систему сертификации;

- испытательные лаборатории;

- центральные органы сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции;

- изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации конкретных видов однородной продукции. Причем, все они должны руководствоваться едиными правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации ГОСТ Р.

Согласно Закону осуществлять руководство и координацию мероприятий по сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального Закона «О связи», а испытания осуществляются в уполномоченных испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом. Сертификат соответствия выдается органом исполнительной власти в области связи.

Законом определяются следующие формы контроля:

- государственный контроль и надзор;

- государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

- инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией.

Орган сертификации не имеет права на имущественные санкции в отношении нарушителей Закона. Если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается на положение об аккредитации.


Поэтому при выявлении нарушений этих положений контролирующие органы имеют право лишать участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Его цель – проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Закон «О сертификации продукции и услуг» регламентирует права и обязанности участников сертификации: государственных органов управления, центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательной лаборатории, а также изготовителя (продавца) товара.

Закон также определяет условия ввоза импортируемой продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. «В развитие требований Закона в 1996 году было принято постановление Правительства «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров», в котором предусматриваются дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Данное постановление устанавливает следующие меры:

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.