рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Социальные, экономические и политические последствия привлечения иностранных инвестиций в экономику ...

Своеобразием модельной схемы (14)—(15) яв­ляется наличие стационарной точки m*, когда dλ/dm = 0:

           (11)    

При b + h > 0 стационарная точка (18) является точкой минимума, в противном случае - точкой максимума. Это означает, что в первом случае увеличение доли иностранного сектора поначалу может даже сдерживать темпы экономического роста, но по достижении критического значения m* начинает содействовать их росту. Во втором случае ситуация прямо противоположная, и увеличивать долю m имеет смысл только до уровня m*.

При всей привлекательности моделей типа "хищник-жертва" нельзя не указать и на ряд их минусов. Во-первых, как уже было сказано, роль ПИИ в данных моделях отражается косвенно. Фактически в них моделируются чисто производственные межсекторные связи, а инвестицион­ные процессы остаются за бортом исследования.

Во-вторых, работа с формулами (10) и (11) предполагает предварительную эконометрическую оценку параметров модели (7)—(8). Однако здесь могут возникнуть серьезные трудности. Де­ло в том, что зависимости типа (7)—(8) на прак­тике отнюдь не всегда выполняются, а если и вы­полняются, то, как правило, являются неустойчи­выми.

В-третьих, сам вид нелинейных зависимостей (7)—(8) берется догматически, хотя и имеет оп­ределенное теоретическое обоснование. На са­мом деле функциональные зависимости динами­ки двух секторов могут быть сколько угодно сложными и разнообразными.

Таким образом, модели типа "хищник-жертва" позволяют учесть прямые и обратные связи в раз­витии двух секторов экономики, но при этом со­пряжены с довольно тонким эмпирическим ана­лизом по установлению характера таких связей, что делает весь метод технически весьма трудо­емким.

Мы рассмотрели основные принципиально различные подходы к исследованию влияния ПИИ на экономический рост страны. Кроме приведенных моделей существуют различные их модификации и соединения моделей. В целом модели вполне работоспособны и позволяют оценить роль ПИИ. Однако при оценке ПИИ в данной конкретной ситуации применительно к конкретной стране необходимо аккуратно определять наиболее удачный инструментарий. Это позволить выработать наиболее адекватную политику в отношении ПИИ для страны.


5. Инвестиционные процессы в условиях глобализации. Транснациональные компании.

Глобализация является характерной чертой современной мировой экономики. Инвестиционные процессы неразрывно связаны с процессами глобализации мировой экономики. Более того, движущей силой процесса глобализации выступают именно иностранные инвестиции.

ТНК являются главными субъектами международного движения капитала. По данным ООН, в 1995-1998 гг. общая численность их возросла с 44 тыс. до 60 тыс., а зарубежных филиалов - с 280 тыс. до 500 тыс.[2] Объем продаж зару­бежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу века 11 трлн. долл., а их экспорт приблизился к 2,5 трлн. долл., что составляет около трети мировой торговли.[3]

Наиболее активными в поиске сфер приложения капитала в сегодняшнем мире прогрессирующей глобализации и экономической интеграции являются транснациональные корпорации (ТНК), которые должны обеспечить себе высокий уровень продаж и роста путем увеличения доли на рынках развитых стран и растущих экономиках. Таким образом, рыночные мотивы становятся предпосылкой ПИИ-решений. Рыночно-ищущие прямые иностранные инвестиции (ПИИ) высококонкурентны, они преследуют цель вытеснения конкурентов с существующих или новых рынков, тем самым они тесно связаны с стратегическими ПИИ. В то время, как средние игроки преследуют в основном рыночные цели, крупные могут обладать средствами для создания производств на проблемных рынках, первыми выходить на них, преследуя цели завоевания большей доли рынка и контроля рынка в течение долгого времени.

Международные корпорации в первую очередь стимулируют распространение современных технологий, развитие человеческого капитала и формирование новой культуры управления и предпринимательства в принимающей стране. В специальном опросе, проведенном Всемирным экономическим форумом, на вопрос, существенна ли роль прямых иностранных инвестиций в распространении технологий, большинство стран, включая индустриально-развитые, указали на достаточно важную роль прямых иностранных инвестиций для технического развития этих стран. И только 5 из 53 охваченных опросом, показали, что для этих стран ввоз прямых иностранных инвестиций не имеет важного значения.

Прямые иностранные инвестиции ТНК дают возможность принимающим странам увеличить объем внешней торговли и получить новые ранее не доступные им рынки сбыта. Так, например, приток капиталовложений США способствует развитию не только импор­та, но и экспорта стран-получателей инвестиций, поскольку значительную часть своих потребностей в сырье, комплектующих и оборудовании филиалы американских компаний удовлетворяют за счет закупок в стране пребывания. Увеличению закупок комплектующих зарубежными филиалами компаний США способствует и политика ряда развивающихся государств, направленная на увеличение доли национальных компонентов и материалов в стоимости го­товой продукции, выпускаемой американскими филиалами. Такой политики придерживаются страны АСЕАН (кроме Таиланда) и многие государства Ла­тинской Америки

Иностранные инвестиции, увеличивая экспорт, способствуют повышению конкурентоспособности принимающей страны, поскольку для иностранных филиалов ТНК характерно более высокое отношение экспорта к выпуску продукции. Так, например, в Малайзии экспортируется ¾ выпуска, произведенного филиалами американских ТНК. В обоснованности роли иностранных капиталовложений авторы доклада Всемирного экономического форума приходят к жесткой зависимости: чем выше отношение прямых иностранных инвестиций к ВВП, тем больше доля экспорта в ВВП принимающей страны, тем выше индекс конкурентоспособности.

Помимо увеличения объема торговли иностранных государств, иностранный капитал способствует изменению ее структуры. Например, под воздействием научно-технического прогресса и усиливающейся интернационализации капитала и производства одной из ос­новных сфер зарубежного приложения американского капитала стала обраба­тывающая промышленность. Созданные в странах приложения капитала аме­риканские предприятия (в конце 90-х годов их было около 23 тысяч), которые в значительной степени действовавшие в наукоемких отраслях обрабатываю­щей промышленности иностранных государств, создали основу для производ­ства и экспорта новых видов готовой продукции этими странами.

Деятельность иностранного капитала способствует также ос­лаблению остроты актуальной проблемы современности - безработицы. Например, на американских предприятиях за границей в начале 1998 г. работало около 8 млн. рабочих и служащих, в том числе более 40% - в Западной Европе. На американских предприятиях обрабатывающей промышленности за рубежом сегодня работает столько же рабочих, сколько в целом в обрабатывающей промышленности Франции или Италии, и значительно больше, чем в Испании, Канаде или Швеции. Только в Великобритании и Канаде на предприятиях, принадлежащих американскому капиталу, занято более чем по 1 млн. человек, в Германии — 640 тыс. и во Франции - около 500 тыс. человек. Кроме того, во многих развитых странах американские ТНК создают новые рабочие места быстрее, чем местные компании. Те же позитивные последствия имеет деятельность американского капита­ла в развивающихся странах. Являясь источником дополнительного спроса на рабочую силу, американский капитал в то же время влияет здесь, в большей степени, чем в развитых странах, и на уровень заработной платы. Работнику здесь выплачивается более высокая за­работная плата (на 20—25%) по сравнению с национальными компаниями и га­рантируются более выгодные социальные условия.[4]

В последнее время возрастает влияние иностранного капитала и на научно-технический по­тенциал развитых стран, в частности США. Западноевропейские компании, например, переносят часть своих научно-исследовательских работ в США. Так, если их расходы на НИОКР в США в 1977 г. составляли 0,9 млрд. долл., то в 2000 г. они превыси­ли 3,7 млрд. долл., т. е. возросли более чем в 4 раза.[5] Подавляющая часть НИОКР, проводимая иностранным капиталом, носит прикладной характер или представляет собой доработку продукции в целях её адаптации к национальному рынку. Тем самым вносится вклад в повыше­ние эффективности экономики страны путём улучшения качества выпускае­мой продукции.

В современных условиях быстрого развития экономики, основанной на знаниях, применяется и структура «корпоративных преимуществ» ТНК: самое большое значение среди них приобретает быстрый прогресс в инновационной деятельности, применении новейших технологий. Кроме того, они устанавли­вают тесные связи с научными учреждениями, с системой подготовки кадров и информации, используя возможности доступа ТНК на национальные рынки, где их присутствие способствует обострению конкуренции.

Между тем, расширение деятельности ТНК приносит и негативные последствия. Транснациональный капитал нередко вытесняет национальный капитал из экономики страны. Как уже упоминалось ТНК могут переносить в развивающиеся страны производства товаров, заканчивающих свой жизненный цикл. Использование иностранными ТНК трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных оборо­тах. Внутрифирмен­ный торговый обмен между подразделениями иностранных ТНК, расположен­ными в разных странах, ограждает их от влияния международной конкуренции. Кроме того, внутрифирменный обмен позволя­ет иностранным ТНК избегать воздействия тарифных барьеров при импорте в страну своего базирования товаров, произведённых их филиалами, а также использовать внутрифирменные цены для такого калькулирования издержек производства, которые позволяют минимизировать налогооблагаемые доходы.

В последние годы ускорение процесса глобализации усилило обеспо­коенность определенной части общественности, особенно в развитых странах, по поводу того, что деятельность ТНК может привести к усилению различий между отдельными государствами в стандартах в сфере охраны окружающей среды, условий труда.

Среди общей массы ТНК выделяется группа из 100 крупнейших, чьи совокупные активы которых составили в 1997 г. 1800 млрд. долл., или 15% всех зарубежных активов ТНК.[6] Это гигантские конгломераты, чья деятельность распространяется на все отрасли современной экономики и большинство регионов мира. И хотя они рассматривают мировое хозяйство как единое мировое пространство для своей деятельности, но руко­водствуются лозунгом "Мыслить - глобально, действовать - локально». При этом их интересы далеко не всегда совпадают с интересами принимающих го­сударств, а зачастую и противоречат им, поскольку правительства принимаю­щих стран стремятся стимулировать национальное развитие, тогда как ТНК в первую очередь заботятся о повышении своей конкурентоспособности в меж­дународном плане. Это обосновывает экономическую необходимость проведе­ния определенной политики в отношении привлечения и регулирования дея­тельности иностранных компаний.


IV Политические последствия привлечения иностранных инвестиций.

Мы рассмотрели основные сферы влияния иностранных инвестиций на экономику принимающих стран. В целом влияние это положительное. Но ряд негативных последствий приводит к беспокойству руководства принимающих стран.

Напомним, что в каждой стране существует законодательно закрепленный перечень видов деятельности, запрещенных для иностранного инвестирования. Это обусловлено стремлением обеспечить охрану государственной тайны, исключить нанесение ущерба национальной безопасности, обороне, стратегическим, экологически и социальным интересам страны.

Поэтому быстрый рост инвестиций не остаются без внимания политических и деловых кругов. В большинстве своем политический истеблишмент не препятствует привлечению иностранного капитала. Между тем, споры о пользе и вреде иностранных инвестиций не утихают ни в развитых, ни в развивающихся странах. И политики обычно очень внимательно следят за результатами деятельности иностранных компаний, за соблюдением ими правил поведения на национальном рынке.

1. Либерализация инвестиционного законодательства.

Вместе с тем середина 80-х годов отмечена радикальным поворотом в политике регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во всем мире. Это было обусловлено ускорением процесса гло­бализации и началом проведения широкомас­штабных рыночных реформ в ряде стран Третьего мира, а затем и в постсоциалистических государст­вах. В подавляющем большинстве государств, где прежде существовало множество ограничений на доступ иностранного капитала и жесткий кон­троль за его деятельностью, общий вектор регули­рования ПИИ сменился на прямо противополож­ный. Был пересмотрен инвестиционный режим в направлении максимально полного включения прямых зарубежных инвестиций в стратегию эко­номического развития и роста. Это отразилось в беспрецедентной по масштабам и темпам либера­лизации режима регулирования ПИИ. Сейчас уже можно говорить о сильной конкуренции принимающих стран за иностранные инвестиции.

За последнее десятилетие многие страны от­менили большинство ограничений для иностран­ных инвестиций и сделали акцент на разработку и внедрение мер, которые должны способствовать их привлечению. Согласно обследованиям, еже­годно проводимым ЮНКТАД, в 1998 г. в 60 раз­витых и развивающихся странах мира в области регулирования ПИИ в целом осуществлено 145 изменений[7]. Практически все эти изменения (94%) были направлены на создание более благо­приятных условий для деятельности ТНК и лишь оставшиеся 6% вводили дополнительные меры контроля над их инвестициями.

В конце 80-х-начале 90-х годов стимулирую­щие меры в первую очередь были обусловлены крупномасштабными шагами по открытию для зарубежных инвестиций целых секторов нацио­нальной экономики, традиционно считавшимися стратегически важными для экономической безопасности принимающих стран (энергетика, транспорт, телекоммуникации).

В большинстве отраслей, открытых для инве­стиций, были отменены такие широко практиковавшиеся ранее элементы политики регулирова­ния ПИИ, как ограничения на приобретение за­рубежным капиталом акций местных компаний в обязательность создания совместных предприя­тий.

Однако к середине 90-х ресурс привлечения в экономику новых инвестиций за счет общей ли­берализации их регулирования оказался в основ­ном исчерпанным. Поэтому сегодня в сферу госу­дарственной политики все чаще попадают более частные, хотя и не менее важные вопросы, свя­занные с непосредственными условиями функци­онирования капитала, в том числе иностранного. Именно в этой сфере наблюдается растущая конкуренция между странами, стремящимися привлечь иностранные капиталовложения и максимально использовать их для реализации национальной стратегии хозяйственного развития.

По данным международной статистики, в 1998 г. почти половина (45%) всех зафиксированных изменений режимов регулирования прямых инвестиций в различных странах касалась принятия специальных мер по стимулированию капиталовложений, 39% - либерализации условий деятельности предприятий с ПИИ и лишь 10% - дальнейшей либерализации доступа иностранного капита­ла в отдельные сектора экономики.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, России и Бразилии 1997-1998 гг. наиболее четко продемонстрировал основные преимущества пря­мых инвестиций над другими видами иностран­ных капиталовложений (долгосрочный характер, вклад в развитие производственного потенциала принимающей страны) и подтолкнул ряд стран к принятию дополнительных мер по их стимулиро­ванию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.