Основные
организации, занятые работой в области международных стандартов учета и
способствующие их внедрению:
-
Комитет по международным бухгалтерским стандартам – International
Accounting Standards Committee (IASC);
-
Межправительственная рабочая группа экспертов по международным
стандартам и отчетности (ООН) – International Working Group of Experts on
International Standards of Accounting and Reporting (ISAR);
-
Европейское сообщество;
-
Комиссия по транснациональным корпорациям.
Проблема
стандартизации заключается в том, что для России не сделан выбор конкретной
модели (система) бухгалтерского учета.
«Если
бы тот, кто это начал (перевод на международные стандарты) знал, что
международные стандарты взяли себе из-за экономии средств разработку своих национальных
бухгалтерских стандартов слаборазвитые страны, как Малави, Зимбабве, Ботсвана,
то он не стал бы замахиваться на свою национальную систему учета, а сначала
глубоко бы ее изучил. Уже в который раз нас подвела некомпетентность»[8].
Судя
по изобилию переведенной американской литературы по методологии бухгалтерского
учета, российский учет, скорее всего, хотят организовать на американский лад, а
именно ориентировать на принципы англо-американо-голландской модели. Эти страны
имеют развитый рынок ценных бумаг, через которые в большей степени
осуществляется финансирование организаций. Их отличают высокий образовательный
уровень, как профессионалов, так и всего населения. Эта модель наиболее гибкая
и либеральная с точки зрения регламентации. Основная идея этой модели –
ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов. В
организации бухгалтерского дела доминирующую роль сыграют общепринятые принципы
бухгалтерского учета (General Accepted Accounting Principles - GAAP). Они
могут быть закреплены в законодательном порядке или рекомендованы профессиональными
бухгалтерскими органами на основании теории и практики учета и хозяйственных
традиций. Принципы служат основой общей концепции бухгалтерского учета. Стандарты
GAAP:
-
Финансовая отчетность организаций должна быть составлена в
соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
-
финансовая отчетность должна давать достоверное и
беспристрастное представление об имуществе, финансовом положении и результатах
деятельности организации;
-
финансовая отчетность должна быть понятна пользователю;
-
сроки представления финансовой отчетности должны
соответствовать периодичности деятельности организации.
При
изучении американских источников становится ясным, что в США теория
бухгалтерского учета, прежде всего, постоянно меняющаяся интерпретация его
принципов, правил, анализов методов исчисления прибыли. Но американская
практика не всегда соответствует теории. Формы отчетности не стандартизированы,
а унифицированы только по содержанию.
Типовой
план счетов отсутствует, формы счетоводства никаких преимуществ, по сравнению,
например, с нашей контрольно-шахматной формой, не имеют.
В
связи со всеми обстоятельствами все-таки нашими определившимися
«родственниками» в области бухгалтерского учета являются европейцы, прежде
всего французы и немцы, которые осуществляют учет по принципам Континентальной
модели. Она характеризуется достаточно жесткой регламентацией в области
бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне. Наиболее ярко это
представлено во Франции, где применяется обязательный общенациональный план
счетов, включающий стандартные формы бухгалтерской отчетности. Государством
регулируется деятельность профессиональных бухгалтерских организаций и правила
и практика аудита; система учета ориентирована на макроэкономике потребности планирования,
регулирования и налогообложения. Общим для этой модели является такая
зависимость организаций от банковского кредитования, что сказывается на
концепции бухгалтерского учета.
«Прежде
всего, России предстоит сделать выбор между англо-американо-голландской и
континентальной (европейской) системами бухгалтерского учета»[9].
Хочется
надеяться, что при решении этого аспекта будут учтены исторические традиции
регулировки общественной жизни в России, сложившаяся практика и методика
отечественного бухгалтерского учета. Не следует забывать, что в нашей стране
существует огромная литература по ведению бухгалтерского учета и сделать ее в
один момент ненужной не возможно и нелогично.
Не
целесообразно слепо принимать все западное, следуя принципу «советское» -
значит плохое», а нужно развивать российскую практику бухгалтерского учета.
Конечно, реформировать систему бухгалтерского учета, приводить ее в
соответствие с международными стандартами необходимо, но лишь для удобства,
сопоставимости данных, единства с мировыми моделями, а не для полного
перевода
существующей практики на западные варианты, забывая и выбрасывая собственные
устои, традиции, правила.
Лишь
после того, как Россия определится с выбором модели бухгалтерского учета, можно
будет говорить о действительном начале реформирования в соответствии с
международными стандартами.
А
пока работа в этом направлении только начата, ведь даже в самой Программе
реформирования не указывается конкретно, какие международные стандарты следует
принимать России.
Здесь
можно обратиться к опыту и примеру Германии. Несмотря на разработанные
европейские и мировые стандарты, немцы составляют свою финансовую отчетность на
основе собственного законодательства, в качестве которого выступает «Торговый
кодекс», а концерны, акции которых котируются на международных рынках ссудных капиталов,
предполагается предоставить возможность на основе подготовленного закона об
обеспечении условий займа капитала, составлять свои годовые отчеты по модели
международно-признанных правил.
Насколько
позволяют рамки данной работы, в этой главе в общих чертах рассмотрены
существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского учета. Можно
сделать вывод, что реформы следует проводить в соответствии с континентальной
моделью бухгалтерского учета, как более близкой к нам по принципам, но не в
коем случае не следует полностью на нее переориентироваться, забывая свою
практику ведения бухгалтерского учета. В следующем параграфе рассмотрим Программу
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами, в частности, одно из ее главных направлений – нормативное
регулирование.
§1.3.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ
С ПРОГРАММОЙ
РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Для
ускорения реформы бухгалтерского учета разработана и утверждена правительством
«Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами», в которой указываются конкретные направления реформ:
-
совершенствование правового регулирования; формирование нормативного
базы (стандарты) методическое обеспечение (инструкции, методические указания,
комментарии);
-
кадровое обеспечение;
-
международное сотрудничество;
«Цель
нормативного регулирования – приведение национальной системы бухгалтерского
учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными
стандартами финансовой отчетности»[10].
Программа
состоит из трех больших блоков. Первая часть – нормативное обеспечение. Должно
обеспечить реформу методологически. В течение ближайших двух лет предстоит
разработать большой комплекс документов. Методологическое направление реформы,
конечно, затро-
нет
законодательную базу: наверняка будут внесены изменения и дополнения в Закон
«О бухгалтерском учете», так как за время действия закона появились предложения
о его дополнении и включении вопросов, требующих законодательного решения, в
связи с чем предполагается, что в 1999 году будет подготовлен проект о внесении
изменений и дополнений, в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров.
Предполагается
пересмотреть главный технический документ – план счетов.
Уже
дважды обсуждалась концепция плана счетов на Международном совете
бухгалтерского учета при Минфине России. Трудность реформирования здесь
заключается в том, что нам предстоит отойти от заложенной в действующий план
счетов базы – от постатейного (калькуляционного) принципа учета. Новый план
счетов должен базироваться на поэлементном принципе учета затрат. Принимая во
внимание, что принятые в мире системы финансового учета базируются на
поэлементном учете, мы должны предусмотреть соответствующие «мостики» в плане
счетов между поэлементным и постатейным учетом. Специалисты предлагают перейти
на европейскую структуру плана счетов, состоящую из 10 классов с 3-единой
нумерацией кодов синтетически, 2-я-3-я резервными классами счетов для
организации управленческого, в том числе калькуляционного учета.
Определяющим
тормозом в разработке нового плана счетов является отсутствие цивилизованной
практики применения рыночных инструментов и соответствие их национальных стандартов.
В
соответствии с программой должны быть разработаны около 20 национальных
стандартов.
1-я
группа стандартов связана с общими вопросами раскрытия информации. Предстоит
очень многое уточнить в связи с такими понятиями как слияние, выделение,
объединения понятий. Как-то, намечен возврат к регулированию составления
бухгалтерской отчетности, то есть стандарту по сегментам. Ранее составление
такой отчетности было обязательно: «разбивали» промышленность, сельское
хозяйство, науку на несколько видов, подотрослей. В нашей отчетности мы
расшифровали до 20 видов деятельности и теперь возвращаемся - через международные
стандарты – к той практике, которая была в советское время.
2-я
группа стандартов связана с имуществом, обязательствами организаций. Решатся
такие сложные вопросы о доверительном управлении имуществом, аренды основных
средств, финансовых вложений, нематериальных активов.
3-я
группа стандартов связана с финансовыми результатами. Здесь дадутся четкие
определения доходов и затрат предприятий. Естественно должен быть стандарт по
расчетам налогов. Нововведением в Налоговом Кодексе является режим отложенных
налогов – налоговый дисконт. Так же необходим стандарт государственной помощи,
то есть необходимо определить особенности учета средств, получаемых организацией
из бюджета в виде субвенций, трансфертов, бюджетных ассигнований.
Многое
предстоит сделать в области методических указаний: почти для каждого стандарта
будет подготовлен документ методического характера, раскрывающей технику учета.
Вторая
составная часть программы – становление профессии бухгалтеров.
Должен
быть создан соответствующий механизм осуществления регулирования
профессиональных функций, в частности, через организованный в 1997 году
институт профессиональных бухгалтеров.
Существенную
роль в повышении статуса профессионального бухгалтера играет проводимая в
настоящее время работа по аттестации. Ее главная цель – повышение
квалификационного уровня специалистов, от которых зависит принятие решений.
Здесь же будут решаться проблемы учебно-методические вопросы. В ближайшие 2-а года
надо подготовить новые программы и учебные пособия, повысить уровень
механизации и автоматизации учета.
Третье
направление – международное сотрудничество. Здесь предполагается вступление и
активная работа в международных организациях. Должна быть налажена целенаправленная
систематическая работа с Комитетом по международным стандартам финансовой
отчетности, Международной федерации бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому
учету Комитета по торговле и развитию ООН, организацией экономического сотрудничества
и развития.
Хотелось
бы подчеркнуть, что программа будет выполняться не на пустом месте, в России
есть определенные полезные наработки. Функционирует российская система
бухгалтерского учета, которая сложилась на протяжении нескольких десятилетий.
Техническая часть российского бухгалтерского учета не самая сложная в мире. Уже
несколько лет организации работают в условиях обновленного плана счетов, новых
утвержденных стандартов по бухгалтерскому учету.
При
реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные традиции
регулирования общественной жизни в России. «Будет обеспечена непротиворечивость
российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к
ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия
системы налогообложения и системы бухгалтерского учета введены процедуры
корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы
обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности»[11].
Проблема
адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным
стандартам зависит не только от решения методологических, организационных и
технических вопросов в области бухгалтерского учета, но и от степени развития
действительно рыночных отношений в стране.
И
так, подведем итоги 1 главы: реформирование отечественной системы
бухгалтерского учета – процесс своевременный и необходимость его не вызывает
сомнений, так как существует множество предпосылок проведения реформ.
Цель
реформирования – гармонизация российского бухгалтерского учета с международными
стандартами.
Но
условия общего экономического кризиса в стране усложняют проведение реформ.
Законодательные органы постепенно решают вопросы и проблемы реформ. В частности,
принимается Программа реформирования российского бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами. Одним из основных направлений реформ
является совершенствование нормативного регулирования. В соответствии с ним уже
приняты и введены в действие новые стандарты бухгалтерского учета:
1.
Положение по бухгалтерскому учету. Учет основных средств
(ПБУ 6/97). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97 №65Н;
2.
Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организаций
(ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 №60Н;
3.
Положение по бухгалтерскому учету. Учет материально-производственных
запасов (ПБУ 5/98). Утверждено приказом Министерством финансов РФ от 15.06.98
№25Н;
4.
Положение по бухгалтерскому учету. События после отчетной
даты (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №56Н;
5.
Положение по бухгалтерскому учету. Условные факты хозяйственной
деятельности (ПБУ 8/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от
25.11.98 №57Н.
Раскроем
смысл некоторых, приведенных выше, положений, указав на предлагаемые ими
нововведения.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97)
устанавливает методологические основы формулирования в бухгалтерском учете
информации об основных средствах, находящихся в организации на праве
собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора
аренды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|