Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~ |
|
| Совокупные спрос и предложение, понятие равновесия |
Совокупные спрос и предложение, понятие равновесия
МИНИСТЕРСВТО
КУЛЬТУРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЙ СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
РЕФЕРАТ
Индивидуальные и совокупные спрос и предложение. Понятие
равновесия.
Выполнил: Тычков Дмитрий Викторович
студент III курса
факультета экономики
группа ЭО-709-01
Проверил: преподаватель
Рамазанов М.М.
Караганда 2000 г.
|
В моем реферате вашему вниманию относительно
кратко будут представлены и рассмотрены основные понятия совокупного и
индивидуального спроса и предложения, а также понятие равновесия на
конкурентном рынке. Также будут по данным темам, для полного их раскрытия
приведены примеры и графические построения в виде графиков.
|
Рис. 1. Кривая
спроса.
|
Желание покупателей приобрести какой-либо
товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара Р и цен других
товаров (P a, P b, …) от доходов покупателей, от их вкусов и
предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем
спроса, то есть максимальное количество единиц товара, которое покупатели
готовы приобрести за единицу времени при данных условиях. Зависимость объема
спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса.
Эта функция может быть представлена следующим образом:
|
QD=
f (P, P a, P b,…I/ T, W),
где
QD
– объем спроса на данный
товар в единицу времени;
P,
P a, P b – цены данного и других товаров;
I – денежный доход;
T – вкусы и предпочтения потребителей;
W
- накопленное имущество
Здесь можно допустить, что все
названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными,
за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению
цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая
зависимость носит название функции спроса и цены:
QD=f (P).
Логично предположить, что при прочих неизменных
условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость
представлена на рисунке №1 в виде графических линий DD.
Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует
объем спроса Q2<Q1 , то есть, чем больше цена, тем меньше объем
спроса. Следовательно объем спроса зависит от его цены. Также от цены должен
зависеть и объем предложения данного вида товара. Аналогично объему спроса,
объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара,
которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу
времени при определенных условиях (цены данного и других товаров, характер
технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические
условия).
Функцией предложения называют зависимость объема
предложения от определяющих его факторов: цены данного товара Р и цен других
товаров (Ра, Рb…); от характера применяемой технологии, налогов и
дотаций, природно-климатических условий.
Вид функции предложения:
Qs=f (P, Pa, Pb,…K, C, Z), где
Qs - объем предложения данного товара в единицу времени;
P, Pa,
Pb – цены данного и других товаров;
К – характер применяемой технологии;
С – налоги и дотации;
Z - природно- климатические условия.
Рис. 2. Кривая предложения
|
Если все факторы,
определяющие объем предложения, кроме цены, рассматриваемого товара
(Р), предположить неизменными, то от функуции предложения (3) можно перейти к
функции предложения от цены, которая характеризует зависимость предложение
данного товара от его цены:
Qs=f(P).
Раннее мы предположили (пока без доказательств), что с увеличением
цены товара объем спроса на этот товар уменьшается. Также по более высокой
цене на рынке предлагается большее количество товара.
|
То есть объем предложения увеличивается, когда
увеличивается цена. На рис. 2 изображена линия предложения SS некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо-вверх повышению
цен соответствует увеличение объема предложения. Цене Р1>P2 соответствует объем предложения Q2>Q1. Чем выше цена товара, тем прибыльней его
производство, тем большее количество его производители готовы произвести и
продать на рынке.
Теперь, рассмотрев функции и кривые о спросе и
предложении, я хотел для раскрытия темы своего реферата перейти к их
взаимодействию.
Рис. 3 равновесие на
рынке
|
Совместим линии спроса и предложения на
одном графике (рис№3) линия DD является
графическим изображением функции спроса от цены, линия SS – функцией предложения от цены.
Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и
равновесный объем QE. В
этой точке достигается равенство:
QE = Qs = QD, где
Qs – объем
предложения;
QD – объем
спроса.
В состоянии равновесия рынок сбалансирован.
Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению.
Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не
сбалансирован.
|
У покупателей или у продавцов появляется желание изменить
ситуацию на рынке.
Рис. 4. Дефицит и избыток.
|
Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной Р’>РЕ
(рис. 4). При такой цене объем спроса составит QD’, тогда как объем
предложения Qs’. В этом случае производители предпочтут несколько
снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно
превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения (Qs’’-QD’’)
будет оказывать понижающее давление на цену Р.
Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной,
например Р’’<PE. Тогда объем спроса QD’’
окажется выше объема предложения Qs’’, товар станет дефицитным. Некоторые
покупатели предпочтут заплатить более высокую цену.
|
В результате избыток спроса (QD’’- Qs’’) будет оказывать повышающее давление на цену Р.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена
не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и
предложения равны.
Равновесие на рынке, рассмотренные в моем реферате,
при определенных условиях оказывается устойчивым; любое отклонение от положения
равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное
состояние.
При совокупном спросе следует учитывать увеличение
или наоборот, уменьшение численности населения в том или ином районе города или
самом городе, населенном пункте, районе, области, республики, и государства в
целом. На этот процесс влияют различные факторы: демографический, наличие
рабочих мест, экологическая обстановка и другие.
Страницы: 1, 2
|
© 2009 Все права защищены.