Современные методы статистики финансов
Финансы - реально существующие в
обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается
движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых
ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и
использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы -
неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент
государственного регулирования. В рамках курса национального счетоводства и
макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на статистику
государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются
взаимосвязанными процессами на макроуровне.
Государственные финансы -
важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами
понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения
стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а
также части национального богатства, связанные с формированием финансовых
ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных
средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов
общества, производственно-экономические и научно-технические программы.
Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты
различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный
кредит, финансы государственных предприятий.
Важную роль в составе
государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном,
территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение
государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода.
Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные
фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие
экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления
(общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития
статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и
показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике
государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая
часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть
статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.
Государственный бюджет - важный инструмент
государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы
образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования
в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.
Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика
основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной
политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
·
общую
величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения
расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
·
структуру
доходов государственного бюджета;
·
структуру
расходов государственного бюджета;
·
источники
финансирования бюджетного дефицита;
·
размеры
государственного внутреннего долга;
·
размеры и
структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной
политики;
·
влияние
фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
·
эффективность
проведения государством фискальной политики.
Практическая статистика
государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую
информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов
государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на
важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики
вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная
структура экономики и особенности практической деятельности органов
государственного управления отражаются в отечественной статистике.
Одной из важнейших категорий,
применяемых в статистике государственного бюджета, является "сектор
государственного управления". Важность этой категории состоит в том, что
определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц -
государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат
отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность
которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция
заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг
нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.
Характер системы
статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые
отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами
государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам
экономики. Это такие категории, как:
§
поступления
или платежи;
§
поступления
(платежи) невозвратные или возвратные;
§
поступления
(платежи) возмездные или невозмездные;
§
текущие
или капитальные поступления (платежи);
§
приобретение
финансовых активов или принятие обязательств;
§
приобретение
финансовых активов в целях проведения государственной политики или для
управления ликвидностью.
Определение этих категорий
важно для правильного отражения экономических операций, имеющих различную
экономическую природу, например распределительных операций и операций, имеющих
перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть
бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную
часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой.
В действующем международном
стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в
статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе (т.е.
на основе регистрации фактических денежных потоков), в то время как в СНС - на
основе начисленных сумм или, другими словами, на момент возникновения
дебиторской и кредиторской задолженности. Тем не менее необходимо обратить
внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических
показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом
в 1995 г., предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому
методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения
обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 г., по крайней мере по способу регистрации
операций. Кроме того, это обеспечит более полный охват показателей запасов и
потоков, имеющих отношение к правительству, в том числе операций и обязательств
не денежного характера, позволит ввести в систему статистики государственных финансов
важные показатели, измеряющие не денежные потоки (потребление основного
капитала, списанные безнадежные долги и др.).
К основным показателям
государственного бюджета относятся:
Доходы как поступления в бюджет
включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.
Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и
неналоговые поступления.
Налоги - это обязательные,
безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с
целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также
прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными
монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж
иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Налоговые поступления включают возмездные
поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров,
услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и
некоторые безвозмездные поступления.
Официальные трансферты в государственном бюджете -
это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие
нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений,
которые получены от других органов государственного управления (отечественных и
зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных,
невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников
включаются в категорию доходов.
Расходы включают все невозвратные
платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и
для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи
другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются
в самостоятельную категорию.
Кредитование минус погашение
(чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с
финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения
государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и
приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи
акций либо возврата собственного капитала.
В статистике государственных
финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как
фактор, определяющий бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между
различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны
одной операций кредитования будут отражаться асимметрично, а именно:
орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а
орган-заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить
асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и
заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая
непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как
заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как
источник финансирования дефицита.
Дефицит государственного бюджета
исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы
расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования
дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным
знаком. С точки зрения финансирования дефицита последний может быть определен:
Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение
остатков ликвидных финансовых средств.
В результате накопления
бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный
долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов
государственного управления перед другими секторами экономики и остальными
странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна
быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в
бессрочный долг. В государственный долг не включаются: внутриструктурные и
межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых
составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного
регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|