рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Создание и обеспечивание денег государством и банком

1) количества проданных на рынке товаров и услуг;

2) уровня цен товаров и тарифов;

3) скорости обращения денег.

 

 

 

 

 Создание и обеспечивание денег государством и банком  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Как отмечал Карл Маркс, в условиях, когда функцию денег выполняло золото, количество денег, необходимых для обращения, регулировалось стихийно: если денег было больше, чем реальная потребность в них, то золото уходило из обращения в частную тезаврацию, если же потребность в деньгах возрастала, то золото из сокровищ превращалось в обращение. Аналогичная ситуация складывалась в случае обращения банкнот, свободно размениваемых на золото. При обращении денег, не размениваемых на золото, количество денег, необходимых для обращения, должно регулироваться государством. Согласно марксистской концепции, эмиссия бумажных денег должна быть ограничена теоретическим количеством золотых денег, необходимых для обращения.

Денежная система – форма организации денежного обращения в стране сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв., хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. В денежных системах по мере их развития происходили существенные изменения.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:

- система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;

- система обращения кредитных и бумажных денег, при которых золото вытеснено из обращения.

Понятие современной денежной системы включает в себя следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег; эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Эмиссионная система в развитых странах означает выпуск банковских билетов центральным банком, а казначейских билетов и монет - казначейством в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом.

Характерными чертами современных денежных систем являются:

 - отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото;  

 - переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги;

 - выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (в основном выпуск ценных государственных бумаг);

- преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

- усиление государственного регулирования денежного обращения.

 

 

 

5.        Денежная система Российской Федерации.

 

Основа правового функционирования денежной системы России является Закон от 25 сентября 1992 г. «О денежной системе Российской Федерации». И также Федеральный закон о центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г.

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, а выпуск других денежных единиц запрещён. Официально соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, а исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит центральному банку России.

Видами денег, имеющими законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет, новых образцов, а так же их описание публикуется в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а так же для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более 5 лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а так же создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а так же их уничтожения;

- разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более 2 операционных дней в пределах субъекта Федерации и 5 дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный Банк привлекает следующие инструменты:

- ставки учетного процента (дисконтную политику);

- нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

- операции на открытом рынке;

- регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а так же других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при главных территориальных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приёму и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют большое значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объёма налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

- необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

- обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

- поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;

- сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счёт резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдаётся правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

 

6.      Денежная масса.  Денежная масса  России.

Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и при­надлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а за­тем и в нашей стране денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3, М4.

          Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банк­ноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях при­быльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии кото­рых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Рес­публике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии ко­торых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга. Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.