рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Специальные внебюджетные фонды в современной России

Специальные внебюджетные фонды в современной России

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

 

Иркутская государственная экономическая академия

Факультет ускоренной подготовки

 

Кафедра «Финансы»

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 









Исполнил: студентка Воропанова

                     Ольга Борисовна


Проверил: Жигас М.Г.










г.Иркутск

1997 г.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

1.   Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.......... 2 стр.;

2.   Источники формирования фондов...................................................... 4 стр.;

3.   Связи между внебюджетными фондами............................................. 5 стр.;

4.   Внебюджетные фонды Российской Федерации................................. 6 стр.;

5.   Специальные внебюджетные фонды:

5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации..................................... 7 стр.;

5.2. Фонд социального страхования Российской Федерации............... 13 стр.;

5.3. Государственный фонд занятости населения РФ............................ 16 стр.;

5.4. Фонд обязательного медицинского страхования РФ...................... 19 стр.;

6.   Экономические внебюджетные фонды:

6.1. Российский фонд технологического развития

       и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.................................. 24 стр.;

6.2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства

       минерально-сырьевой базы РФ......................................................... 25 стр.;

6.3. Фонд инвестирования жилищного строительства.......................... 27 стр.;

6.4. Дорожный фонд РФ............................................................................ 28 стр.;

Список использованной литературы....................................................... 31 стр..

















1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть  с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства  начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года  органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

·      запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

·      денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

·      формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

·      страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

·      на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

·      денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

·      расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа ( Правление фона ).

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования  не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.


2. Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.


3. Связи между внебюджетными фондами

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних  связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.


4. Внебюджетные фонды Российской Федерации

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»  ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает  Федеральное собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов Федерации  и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

·      специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

·      отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

·      средства бюджета;

·      прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

·      займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков;.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. Пенсионный фонд РФ относится к социальным внебюджетным фондам.






5. Социальные внебюджетные фонды

5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

В основные задачи ПФР входят:

·      целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

·      организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

·      капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;

·      контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

·      межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства фонда формируются за счет:

¨    страховых взносов работодателей;

¨    страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;

¨    страховых взносов иных категорий работающих граждан;

¨    ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей  в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим  от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;

¨    средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;

¨    средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

¨    добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

·      работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;

·      крестьянские хозяйства;

·      родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

·      физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

·      физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;

·      частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;

·      нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются  в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

В 1996 г. тариф страховых взносов составлял:

Þ  28 % для работодателей - предприятий, учреждений, организаций от начисленной оплаты труда ( вознаграждения за выполненную работу, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения);

Þ  20,6 % для работодателей - колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - от начисленной оплаты по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения. К этой категории плательщиков отнесены с 1 января 1993 г. садоводческие и садово-огороднические товарищества;

Þ  5 % для крестьянских ( фермерских ) хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица; частных детективов и охранников, занимающихся этой деятельностью в частном порядке, а не от имени работодателей; нотариусов, занимающихся частной практикой;

Þ  1% для граждан от их заработка;

Þ  28 % для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве от начисленной оплаты труда по всем основаниям.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.