Специальные внебюджетные фонды в современной России
Министерство
общего и профессионального образования
Российской
Федерации
Иркутская
государственная экономическая академия
Факультет
ускоренной подготовки
Кафедра
«Финансы»
Специальность
«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнил: студентка Воропанова
Ольга
Борисовна
Проверил: Жигас М.Г.
г.Иркутск
1997 г.
С О
Д Е Р Ж А Н И Е
1.
Социально-экономическая сущность внебюджетных
фондов.......... 2 стр.;
2.
Источники формирования фондов...................................................... 4
стр.;
3.
Связи между внебюджетными фондами............................................. 5
стр.;
4. Внебюджетные фонды Российской Федерации................................. 6
стр.;
5.
Специальные внебюджетные фонды:
5.1. Пенсионный
фонд Российской Федерации..................................... 7 стр.;
5.2. Фонд
социального страхования Российской Федерации............... 13 стр.;
5.3. Государственный
фонд занятости населения РФ............................ 16 стр.;
5.4. Фонд обязательного медицинского страхования
РФ...................... 19 стр.;
6.
Экономические внебюджетные фонды:
6.1. Российский
фонд технологического развития
и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.................................. 24
стр.;
6.2. Государственный
внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы РФ......................................................... 25
стр.;
6.3. Фонд
инвестирования жилищного строительства.......................... 27 стр.;
6.4. Дорожный фонд РФ............................................................................ 28
стр.;
Список
использованной литературы....................................................... 31
стр..
1. Социально-экономическая
сущность внебюджетных фондов.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные
фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в
распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое
назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым
правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения
национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп
населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для
финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и
расширение социальных услуг населения.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде
специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета.
Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых
расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства
концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие
фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством
намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим
количество фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинается
период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов
был создан государственный бюджет.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается
значение внебюджетных фондов.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в
рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды,
обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов
соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе
соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их
деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и
направленность использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой
системы РФ, обладают рядом особенностей:
· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность;
· денежные средства фондов используются для финансирования
государственных расходов, не включенных в бюджет;
· формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и
физических лиц;
· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате,
имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются
обязательными;
· на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в
фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах
налоговой системы РФ»;
· денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они
не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на
какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа ( Правление фона ).
Внебюджетные фонды - форма
перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых
государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных
потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности
строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
2. Источники
формирования внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это
выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение,
другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов
для определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого
использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в
процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации
национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов -
специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются
законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет
средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов
поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от
налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и
заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может
быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме
дивидендов или процентов.
3. Связи между
внебюджетными фондами
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные
многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой
системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые
связи.
При односторонних связях денежные средства идут в
одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь
появляется при формировании фондов или использования ими средств.
При двусторонних связях денежный поток движется
между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух
направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет
страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии
активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся
кредитором бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд
одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и
другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между
ними.
4. Внебюджетные
фонды Российской Федерации
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в
соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР» ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания -
необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение
их самостоятельными источниками дохода.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает
Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы
субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в
собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило,
строго целевое назначение.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего
фонда;
· отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
· средства бюджета;
· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как
юридическим лицом;
· займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков;.
В Российской Федерации с 1992 г. начало
действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов.
Пенсионный фонд РФ относится к социальным внебюджетным фондам.
5. Социальные
внебюджетные фонды
5.1. Пенсионный
фонд Российской Федерации (ПФР)
ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от
22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
ПФР создан в целях государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными
учреждением.
В основные задачи ПФР входят:
· целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование
расходов в соответствии с назначением ПФР;
· организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
· капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных
взносов ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;
· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным
расходованием его средств;
· межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам,
относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в
установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и
соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Средства фонда формируются за счет:
¨ страховых взносов работодателей;
¨ страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;
¨ страховых взносов иных категорий работающих граждан;
¨ ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению
гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше
полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на
предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке
пенсий и пособий;
¨ средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ
в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;
¨ средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате
предъявления регрессивных требований;
¨ добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от
капитализации средств ПФР и других поступлений.
Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов
субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:
· работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и
совхозы;
· крестьянские хозяйства;
· родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся
традиционными отраслями хозяйствования;
· физические лица, зарегистрированные в государственных органах в
качестве предпринимателей без образования юридического лица;
· физические лица, использующие труд наемных работников в личном
хозяйстве;
· частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от
своего имени, а не от имени работодателей;
· нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей
у уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и
другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в
30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при
предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются
плательщиками внебюджетного фонда.
В 1996 г. тариф страховых взносов составлял:
Þ 28 %
для работодателей - предприятий, учреждений, организаций от начисленной оплаты
труда ( вознаграждения за выполненную работу, в том числе за выполнение работ
по договорам подряда и поручения);
Þ 20,6 %
для работодателей - колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции - от начисленной оплаты по всем основаниям, в
том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения. К этой
категории плательщиков отнесены с 1 января 1993 г. садоводческие и
садово-огороднические товарищества;
Þ 5 % для
крестьянских ( фермерских ) хозяйств, предпринимателей без образования
юридического лица; частных детективов и охранников, занимающихся этой
деятельностью в частном порядке, а не от имени работодателей; нотариусов,
занимающихся частной практикой;
Þ 1% для
граждан от их заработка;
Þ 28 %
для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве от
начисленной оплаты труда по всем основаниям.
Страницы: 1, 2, 3
|