Средства товарной информации. Кодирование товаров
Днепропетровский университет экономики и права
Кременчугский институт
Кафедра «Менеджмент и маркетинг»
Контрольная работа
По курсу: «Товароведение»
Тема: «Средства товарной информации.
Кодирование товаров».
Выполнил:
студент гр. МЗ-31
Мовчан Александр Алексеевич
Проверила: доцент
Блинова Надежда Петровна
Кременчуг 2004
Содержание: стр.
I.Классификация, кодирование и ассортимент
товаров.
2
I.1. 1. Классификация товаров.
3
I.2. Кодирование товаров.
4
I.3. Ассортимент товаров. 5
II. Стандартизация, сертификация и качество
продукции. 6
II.1. Стандартизация продукции. 6
II.2. Сертификация продукции.
7
0.3. Качество продукции.
8
III. Средства товарной информации.
9
III.1. Штрих-коды производителей. 9
III.2. Транспортная этикетка. 9
III.3. Порядок и место расположения маркировки на таре и ярлыках. 10
Список использованной литературы: 10
I.
Классификация,
кодирование и ассортимент товаров.
Товарная характеристика – это совокупность
отличительных свойств, признаков конкретного товара или группы товаров.
Основные
характеристики товаров как объектов коммерческой деятельности:
·
ассортиментная –
совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их
назначение и принципиальные различия;
·
качественная –
совокупность внутривидовых потребительских свойств товаров, способствующих
удовлетворению потребностей;
·
количественная –
совокупность свойств товаров, выраженных с помощью соизмеримых физических
величин;
·
стоимостная –
зависимость цен на товары от их качества с учётом конъюнктуры рынка.
В
рыночных условиях характеристики и свойства товаров тесно взаимосвязаны.
Важным
моментом при изучении любой дисциплины является метод (способ) познания, или методология.
Из существующих методов познания в товароведении выделяют классификацию товаров.
Классификация – это разделение множества на
подмножества по их основным признакам. Среди многочисленных признаков в
товароведении основным является назначение товара. Признаки могут быть взаимозависимыми
или независимыми.
Известно
два метода классификации – иерархический и фасетный.
При
иерархическом методе множество последовательно подразделяют на классификационные
группировки, между которыми существует подчиненная зависимость, или система
классификации на основе подчиненности нижестоящих группировок вышестоящим (рис.1).
Рис.1.Иерархический метод классификации:
М-делимое множество; м- подмножество.
Различают ступень
классификации – совокупность классификационных группировок, выделяемых по
характерным признакам, и глубину классификации – количество признаков.
От этих параметров классификации зависит её ёмкость.
Иерархический
метод классификации может быть строго определённым (с фиксированным количеством
группировок) и произвольным.
При фасетном (от
фр.facette—грань камня) методе
классификации классифицируемое множество подразделяют на независимые друг
от друга параллельные группировки. Объект классификации при этом методе
является многоаспектным, многогранным и характеризуется некоторым набором
признаков (рис.2).
В зависимости от задач,
решаемых
при классификации, одновременно
образуется
различное количество
товарных группировок или
комбинация
признаков
из различных фасет.
Примером могут быть фасеты
назначения материалов и оборудования,
их
происхождения и технологии производства,
размеров и т.д.
Рис.2. Фасетный метод классификации:
М - исходное множество объектов классификации; Ф1, Ф2,
…, Фn –
фасеты.
Каждый
из перечисленных методов классификации имеет преимущества и недостатки
(табл.1).
Метод
классификации
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Иерархический
|
Возможность сортировки информации
по соответствующим классификационным признакам, наличие резервных мест для
новых группировок, возможность выделения общности и сходства признаков,
высокая информационная насыщенность, неограниченная ёмкость системы, удобство
при изучении групп и отдельных объектов классификации.
|
Затруднённость сортировки
информации по признакам, громоздкость, высокие затраты, трудоёмкость,
сложность применения ручной обработки информации.
|
Фасетный
|
Комбинаторность и гибкость системы,
удобство использования, возможность быстрого ориентирования в системе во
время работы, ограничения количества признаков без потери объектов,
применения ЭВМ при формировании системы и работе с ней, свободный ввод новых
объектов.
|
Невозможность выделения
взаимосвязей объектов.
Неполное использование ёмкости.
|
Таблица 1. Преимущества и недостатки
иерархического и фасетного методов классификации.
При
создании системы классификации необходимо руководствоваться такими правилами:
·
система должна быть научно обоснована и иметь
практическое значение;
·
деление множества необходимо начинать с наиболее
общих признаков;
·
на каждой ступени можно использовать только один
признак;
·
разделение объектов следует осуществлять от общего
к частному;
·
необходимо обеспечивать возможность кодирования при
использовании ЭВМ в работе с классификаторами.
I.2. Кодирование товаров.
Практическое
применение системы классификации неразрывно связано с кодированием – составлением
и присвоением кода классификационной группировке или объекту классификации.
Код – знак или совокупность знаков,
которые служат для обозначения группировки или объектов классификации. Для
формирования структуры кода применяются цифры, буквы или их сочетания, штрихи в
комбинации с пробелами.
Последовательность
расположения знаков в коде определяется его разрядом, а количество знаков в
коде без учёта пробелов – его длиной.
Различают такие
методы кодирования:
·
порядковый;
·
серийно–порядковый;
·
последовательный (иерархический);
·
параллельный (фасетный).
Каждый
метод кодирования имеет достоинства и недостатки. Так, порядковый метод
простой, экономный, но недостаточно информативный; серийно-порядковый более
упорядочен, однако более сложен при формировании.
Методы
классификации и кодирования применяются при создании классификаторов - утверждённых
официальных документов, которые представляют собой систематизированный перечень
наименований и кодов групп и объектов классификации.
Приказом
Госстандарта Украины от 30 декабря 1997г. №822 утверждён и введён в действие
Государственный классификатор продукции и услуг (ГКПУ). Он адаптирован к Европейской
классификации продукции и услуг по видам деятельности и охватывает продукцию и
услуги, на которые распространяются действующие стандарты, технические условия
и равносильные им документы.
Использование
ГКПУ обеспечивает условия для решения следующих основных задач:
·
выполнение комплексного учёта продукции и услуг
органами государственной статистики;
·
построение межотраслевого баланса производства и
распределения продукции и услуг в стране;
·
осуществление сопоставления национальных
статистических данных с данными Статистической комиссии Европейского Союза и
ООН;
·
предоставление информации об отечественной
продукции и услугах для зарубежных рынков;
·
информационное обеспечение работ по исследованию
отечественных и зарубежных рынков.
Блок
идентификации имеет иерархическую систему классификации и последовательную
систему кодирования с использованием цифрового кода.
Общая
структура цифровых кодов для образования классификационных группировок в ГКПУ
отвечает такой схеме:
ХХ
-- раздел;
ХХ.Х
-- группа;
ХХ.ХХ
-- класс;
ХХ.ХХ.Х
-- категория;
ХХ.ХХ.ХХ
-- подкатегория;
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ
-- тип.
Буквенные
обозначения и цифровые коды ГКПУ до подкатегории полностью соответствуют
обозначениям и кодам Европейской классификации продукции и услуг по видам
деятельности (СРА).
Кодирование
продукции и услуг ниже уровня тип осуществляется по фасетной схеме. Это
позволяет оперативно изменять объекты классификации.
I.3. Ассортимент товаров.
Важнейшей
характерной группировкой товаров является ассортимент – совокупность товаров
и изделий определённого назначения, объединённых в группы по классификационному
признаку. Ассортимент подразделяют на групповой, видовой и внутривидовой.
Развёрнутый
ассортимент продукции чёрной металлургии называют сортаментом (сокр. от
«ассортимент»), лесной и деревообрабатывающей промышленности – сортиментом.
Номенклатура промышленной продукции – это
систематизированный перечень продукции в натуральном выражении с установленными
кодами позиции, применяемыми при автоматизированной обработке информации.
Все
товары по назначению подразделяют на три большие группы:
Страницы: 1, 2
|