рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты США между кейнсианством и монетаризмом

США между кейнсианством и монетаризмом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


















Реферат

по предмету «История экономических теорий»

 

Тема: «США между кейнсианством и монетаризмом».






Преподаватель к.э.н. Клисторин В.И.

Выполнила студентка гр. 774 ЭФ Филипенко В.








НОВОСИБИРСК 2000

Содержание


Содержание............................................................................. 2

Кейнсианство и монетаризм................................... 3

Экономическая политика США 80-х - 90-х годов          5

«Либеральная» Рэйганомика...................................... 5

Неолиберальные преобразования.......................................... 5

Результаты неолиберальных преобразований................... 7

Изменения в экономической политике................................ 10

Программа Конгресса США на 90-е годы........... 12

Выводы..................................................................................... 22

Список литературы........................................................ 24


Кейнсианство и монетаризм

В 1936 г. на свет вышла книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег“. Кейнсианский подход соединил два разных элемента. Во-первых, Кейнс разработал понятие совокупного спроса, а во вторых, он утверждал, что цена и заработная плата негибки, или даже жестки.

Кейнсианская концепция занятости и стабилизационной политики доминировала в макроэкономических воззрениях большинства экономистов всех стран с рыночной индустриальной экономикой. Однако за последние два десятилетия этой теории был брошен вызов альтернативными макроэкономическими концепциями, в частности монетаризмом и теорией рациональных ожиданий (ТРО). Лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года Милтон Фридмен, являющийся интеллектуальным лидером монетаристкой школы, положил начало эмпирическим и теоретическим исследованиям, показывающим, что деньги играют гораздо более важную роль в определении уровня экономической активности и цен, чем предполагала кейнсианская теория.

Нет четкой линии, разделяющей современных кейнсианцев и монетаристов. Но в крайних проявлениях кейнсианские и монетариские взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики. У них есть и важные идеологические различия, касающиеся в частности роли государства.

 Кейнсианцы: нестабильность и государственное вмешательство. Они убеждены, что капитализм и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками. Наиболее важным для анализа является кейнсианское утверждение, что капитализм лишен механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Поэтому государство должно играть активную роль в стабилизации экономики.

Монетаристы: стабильность и свободная конкуренция. Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию, согласно которой, обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность.

Монетаризм, как следует из его названия, делает упор на деньгах и его основополагающим уравнением является уравнение обмена:


MV = PQ

 

М - предложение денег

V - скорость обращения денег

Р - уровень цен

Q - объем производимых услуг


Поэтому в данной работе именно степень вмешательства государства в экономику, степень либерализма и будет главным критерием при определении того, какую теорию используют США в тот или иной промежуток времени.

Экономическая политика США 80-х - 90-х годов


«Либеральная» Рэйганомика

Неолиберальные преобразования

В 1981 г., когда к власти в США пришла администрация Р. Рейгана, перед Америкой стоял широкий спектр внутренних и внешнеэкономических проблем, сохранение экономического лидерства в мире было под вопросом, а события за рубежом продемонстрировали неспособность Америки воздействовать на внешнюю ситуацию. Соединенным Штатам были необходимы решительные энергичные преобразования для придания импульса экономическому и техническому развитию.

Первоначально основными направлениями программы экономических преобразований были:

1.   сокращение федеральных расходов (кроме военных)

2.   радикальное снижение налогов

3.   отмена или смягчение государственных норм, регулирующих деятельность частного бизнеса, в частности, в сфере охраны окружающей среды

4.   проведение жесткой кредитно-днежной политики.

Предполагалось, что реализация первых трех пунктов повысит производительность труда, приведет к высвобождению частной инициативы и росту производства, реализация последнего пункта должна была привести к снижению инфляции и общему оздоровлению экономики.

В первую очередь планировалось постепенное снижение дефицита федерального бюджета путем секвестра ряда незащищенных статей, главным образом, содержащих в себе расходы на социальные нужды, образование, занятость, охрану окружающей среды. Предполагалось в течение четырех лет добиться сбалансированности бюджета на уровне 19 % ВНП. При этом было намечено значительное поэтапное наращивание военных расходов.

В программе декларировался отказ от манипулирования объемом дефицита бюджета в качестве метода экономической политики, поскольку, согласно использованной в качестве официальной теоретической концепции (синтеза монетаризма и теории предложения), финансовые акции могут влиять на производство только через структуру относительных цен, и бюджетный дефицит инфляционен не сам по себе, а лишь в той мере, в какой он монетаризируется (если же снижение налогов стимулирует сбережения и расширение производства, то необходимость в монетаризации отпадает). Указывалось на необходимость устранить институциональную связь между денежной экспансией и бюджетным дефицитом.

Важным звеном экономического курса стало проведение налоговой реформы, первоначально предусматривающей значительное снижение уровня налогообложения. Планировалось трех этапное тридцати процентное снижение налоговых изъятий в период 1981-1984 гг. в равных долях. К концу 1984 г. реальная величина ставок подоходного налога должна была быть снижена с 14-70 % (по состоянию на 1981 г.) до 10-50 % вне зависимости от источника доходов. Предельные ставки налогов на прибыль должны были составить 20% по сравнению с 28 % в 1981 году. Предусматривалось также введение ускоренной амортизации.

Согласно планам администрации, налоговые преобразования должны были настолько стимулировать деловую и, особенно, инвестиционную активность, что это привело бы к значительному увеличению темпов экономического роста, которое способно расширить базу налогообложения и, уже в среднесрочной перспективе, обеспечить увеличение общего количества налоговых сборов.

Намечалось проведение жесткой денежной политики с целью установления контроля над инфляцией. Администрация рекомендовала Федеральной резервной системе удерживать темпы роста денежной массы, но проводить это в пределах, достаточных для поддержания экономического роста. В качестве основного принципа политики в финансовой сфере была сформулирована идея денежного правила, то есть целесообразности увеличения денежной массы постоянным темпом независимо от состояния конъюнктуры и фазы цикла.

Планировалось ослабление регулирующей деятельности государства, в частности, в таких сферах как охрана окружающей среды, обеспечение безопасности рабочих на предприятиях, контроль за качеством продукции. Намечалось дерегулирование транспорта и жилищного строительства.

Наиболее существенным мероприятием по дерегулированию экономики стал отказ от ФРС от краткосрочного регулирования уровня процентных ставок. Администрация выступила против использования денежной политики в качестве инструмента краткосрочного и антициклического регулирования процентных ставок, производства, занятости, средства финансирования бюджетных дефицитов.


Результаты неолиберальных преобразований

На фоне роста военных расходов, стимулировавшего расширение совокупного спроса и экономический рост, секвестирование ряда статей бюджета не позволило снизить федеральные расходы. На протяжении всей первой половины 1980-х годов происходило устойчивое повышение доли расходов федерального бюджета в ВВП: с 20,6% в 1979 до 23,9% в 1984 году. Что означает увеличение влияние государства на экономику, а это прямо противоположно заявленной концепции либерализма.

Согласно программе, дефицит федерального бюджета должен был быть сокращен в 1983 г. До 5,2 млрд. дол., а в 1984 г. Должны были даже превзойти расходы. Реально же дефицит федерального бюджета достиг в 1983 г. 207,8 млрд. дол., в 1985 г. - 212,3 млрд. дол..

Уровень безработицы, по оценкам американской администрации, даже при самых неблагоприятных обстоятельствах не должен был превысить 9,5%. Уже в 1982 г. Этот показатель составил 9,7%, в 1983 г. - 9,6%.

При этом снижение уровня налогообложения, не дав ожидаемого стимулирования экономического роста, привело к уменьшению доходной части федерального бюджета и также способствовало увеличению его дефицита, финансируемого, главным образом, за счет реализации государственных ценных бумаг, что привело к наращиванию величины государственного долга. За период 1980-1981 гг. произошло беспрецедентное увеличение государственного долга США, отношение которого к ВНП возросло с 34,0 % в 1980 г. до 54,3 % в 1988 г. Только проценты, выплачиваемые из государственного бюджета по госдолгу возросли с 8,8 % от уровня общих федеральных расходов в 1980 г. до 14,2 % в 1988 г..

 Проведение политики жестких денег привело к усугублению циклического кризиса 1981-1982 гг., который стал самым глубоким в послевоенной истории США, поэтому уже в 1982-1983 гг. произошел отказ от этой меры как неприемлемой в данных условиях.

После отказа в 1982 г. от использования денежного правила, на протяжение периода 1982-1988 гг. имело место конъюнктурное манипулирование уровнем прироста денежной массы в обращении в зависимости от темпов экономического роста и динамики инфляционных процессов.

Так, после стабилизации экономического роста в 1984 г. и в 1987-1988 гг. была вновь использована политика жестких денег, что явилось важным мероприятием оперативного регулирования экономического роста. В 1984 г. обозначилась тенденция к перегреву экономики, поэтому темп прироста агрегата Ml был снижен до 6,0 %, однако последовавшее резкое замедление экономического роста потребовало его централизованного стимулирования дополнительной эмиссией. Уже в 1985 г. произошло годовое увеличение агрегата Ml на 12,3 %, а в 1986г. еще на 16,8%.

Это подтверждает несостоятельность денежного правила монетарной версии количественной теории денег, исходя из рекомендаций которой декларируется целесообразность ежегодного прироста денежной массы постоянным темпом на уровне 3-4 %.

Поскольку экономика представляется весьма сложной системой, постоянно структурно изменяющейся, технологически обновляющейся, контактирующей с динамичной внешней средой, эта рекомендация монетаристов является сильным упрощением, не подтвержденным практикой.

На фоне снижения объема частных сбережений, увеличения дефицита федерального бюджета и высокого уровня процентных ставок происходил значительный приток капиталов из-за рубежа, что способствовало росту курса доллара, снижению ценовой конкурентоспособности американских товаров, ухудшению торгового и текущего платежного баланса. В этих условиях одностороннее снижение США торговых барьеров ослабило позиции американских компаний на внутреннем рынке и не решило проблем доступа на внешние рынки. В результате вырос дисбаланс внешней торговли.


Изменения в экономической политике

Американцам потребовалось два года для проверки на себе некоторых положений теории предложения и монетарной версии количественной теории денег, после чего они пошли на изменение экономического курса. После 1982г. Был проведен ряд успешных мероприятий по усилению государственного воздействия при трансформации форм и методов регулирования.

Уже в 1983г. Советом управляющих ФРС было официально объявлено о возврате к краткосрочному регулированию уровня процентных ставок с целью поддержания деловой и инвестиционной активности, уровня производства и занятости. После чего произошло последовательное снижение процентных ставок (в 1988г. уровень учетной ставки снизился до 6,0-6,5%).

Начиная с 1984 г. произошел окончательный переход от долгосрочного таргетирования к антициклическому регулированию денежной массы. Так, в 1984г., когда наметился перегрев экономики, уровень прироста М1 был снижен до 6,0% и до 3,5 и 4,9% в 1987-1988гг.

Ухудшение экологической обстановки и давление влиятельных общественных организаций привело не только к возврату, но и к ужесточению контроля. Были восстановлена часть упраздненных положений, регламентирующих ситуацию на рынке труда. Попытки сокращения государственного аппарата также были заблокированы, в 1988 г. численность государственных служащих выросла в сравнении с 1981 г. на 1, 34 млн. человек.

Ухудшение состояния торгового баланса и текущих платежей заставило пересмотреть политику в области внешней торговли. Были введены торговые ограничения на импорт при дифференцированном подходе к регулированию экспорта.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.