По существу
реорганизация носила административный характер ради реорганизации, а не ради достижения
эффективного использования денежных ресурсов. Спецбанки продолжали осуществлять
распределение ресурсов по вертикали между своими клиентами. В результате этого
не было альтернативы выгодному помещению кредитных ресурсов. Банки, как и
раньше, проводили финансовое обслуживание и субсидирование предприятий и
отраслей, продолжая сокрытие их низкой ликвидности и платежеспособности.
Спецбанки не создали условий для развертывания денежного рынка и торговли кредитными
ресурсами, но использовали при этом систему искусственных поборов с предприятий
и населения.
В результате
реформы 1987 г. банковский аппарат вырос, а банки повели войну между собой
за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов. Головной банк страны –
Госбанк – продолжал функционировать как орган правительства, тогда как мировая
практика показывает, что он должен быть независимым органом и строго следить
за ограничением правительственных амбиций, ведомств и госпредприятий в области
расходов и излишней денежной массы в стране. Более того, Госбанк должен регулировать
кредитные ресурсы других банков путем ужесточения процентных ставок и
ограничения кредитных резервов. В этом смысле создание в 1988-1989 гг.
отраслевых коммерческих банков без такого регулирования мало что дало с точки
зрения рационального воздействия кредитной системы в целом на экономику. Кроме
того, банк может быть действительно коммерческим, если он прежде всего будет
базироваться на вексельном обращении. Вексельный оборот – это картина
финансового состояния предприятия путем движения векселя от него самого к
коммерческому банку, а затем к учету его в Центральном Банке.
Созданные
коммерческие банки должны в определенном объеме хранить резервы в Госбанке (как
это принято в западных странах), тогда возможно подлинное кредитное регулирование,
приостановка кредита в случае неэффективных действий предприятий. Кроме того,
должна быть определенная связь между предприятием и банком по линии взаимного
владения ценными бумагами, тогда возможна взаимная эффективность и
ответственность кредита. Поэтому до конца 1990 г. отношения банков с предприятиями
носили не столько объективный экономический характер, сколько административный.
До конца 1990
г. в целом наша кредитная система, подогнанная под административную систему,
продолжала оставаться примитивной, если учесть, что страховые учреждения СССР,
располагающие долгосрочными резервами, продолжали находиться вне сферы
кредитной системы и действовали обособленно. Другим доказательством этого может служить тот факт,
что Государственный (или Центральный) банк до проекта закона 1990 г. не
осуществлял учета вексельного обращения, не хранил резервы других банков у себя
и, таким образом, не производил их регулирование, не определял процентную ставку
для других банков, а также не осуществлял покупку и продажу государственных
ценных бумаг другим кредитно-финансовым институтам.
Большое
значение при дальнейшей реорганизации банковской системы имело соотношение между
налоговыми ставками на прибыль предприятия и процентами, взимаемыми банками.
Высокий уровень и тех и других может поставить предприятия в довольно тяжелое
финансовое положение. Поэтому необходим гибкий механизм реагирования между
финансовой и кредитной системами, позволяющий иметь объективную эластичную
основу такого соотношения между налоговой и банковской процентными ставками.
Кроме того, банки, должны в ряде случаев сами заниматься реорганизацией
промышленности и других отраслей, если какая-то часть предприятий оказывается
нерентабельной. Такая практика широко используется в западных странах.
Использование опыта западных стран, бесспорно, может повысить эффективность
целей кредитной системы. Однако это зависит также от применения
прогрессивных, новых форм хозяйствования в стране. Поэтому финансовое
оздоровление экономики в определенной степени зависело также и от кардинальной
реорганизации кредитной системы страны.
До 1990 г.
были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг,
так как до этого времени не было свободной торговли деньгами и титулами
собственности. Первые попытки создания такого рынка 1988-1989 гг. носили
ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось только в
пределах данного предприятия или в отношении каких-то других предприятий. Это,
ограничивало свободу передвижения ценных бумаг. Кроме того, банки в основном
должны сами базироваться на акционерной
или кооперативной собственности или на партнерском участии. Поэтому ссудный
фонд страны должен быть заменен рынком капитала, основу которого составляет,
согласно мировой практике, рынок краткосрочных и долгосрочных денежных ресурсов
и рынок ценных бумаг. Все мероприятия и реорганизации, проводимые с 1987 по
1990 гг. оказались не эффективными, т.к. рыночные отношения не могли
развиваться в рамках существующей командно-административной системы. Поэтому
банковская реформа 1987 г. и выпуск первых ценных бумаг в условиях отсутствия
приватизации (акционирования предприятий) не способствовали формированию в тот
период ни рынка капиталов, ни рынка ценных бумаг. Возникла объективная
необходимость в дальнейшей реорганизации банковской системы и создании условий
для формирования рынка ценных бумаг.
В июне 1990
г. был разработан новый проект банковской реформы. Однако этот проект, представленный
правлением госбанка и Правительством до принятия Закона о Госбанке и банковской
деятельности имел существенные
изъяны. Он стал Законом в декабре 1990 г. с определенными модификациями,
которые выразились в создании Совета Управляющих на базе Госбанка и Центральных
банков республик, выходе банков из подчинения Правительству и создании новых
методов, регулирующих деятельность коммерческих банков. В этой связи
целесообразно проанализировать данный проект, который вводил двухъярусную
систему. На первой ступени стоит Госбанк, который призван регулировать резервы
других банков, на второй – коммерческие и кооперативные банки, предоставляющие
кредиты.
Далее в
проекте были особо рассмотрены специализированные банки, которые должны были
вести деятельность на коммерческой основе. Однако они продолжали осуществлять
львиную долю краткосрочного и долгосрочного кредитования, сохраняя, таким
образом, монополию. Недостаток июньского проекта 1990 г. заключался прежде
всего в том, что происходила перетасовка сложившейся банковской системы, но не
ставилась задача создания подлинной эффективной и гибкой кредитной системы,
способной аккумулировать и мобилизовать свободные денежные средства.
Согласно
мировой практике, банковская система включает Центральный банк и другие организационные
формы банков: большую группу коммерческих банков, сберегательных, инвестиционных,
а в ряде стран – ипотечных банков. Каждое из этих учреждений выполняет свои
четкие функции. Центральный банк занимается эмиссией денег, покупкой и продажей
государственных ценных бумаг, регулированием кредитных резервов коммерческих и
сберегательных банков. Коммерческие банки занимаются аккумуляцией денежных
средств компаний и предприятий, части населения, осуществляют коммерческие и
краткосрочные кредиты. Сберегательные
банки, занимаясь аккумуляцией денежных сбережений населения, вкладывают свои
средства в основном в государственные ценные бумаги. Инвестиционные банки
осуществляют в основном посреднические операции по размещению ценных бумаг и
консультативные функции для промышленности.
Наша
банковская система как элемент кредитной системы должна состоять из
Центрального (Государственного) банка, группы коммерческих и сберегательных
банков, а в дальнейшем, с началом выпуска предприятиями акций и облигаций, –
инвестиционных банков, которые занимались бы размещением иных бумаг. При этом
должна быть четко определена линия собственности в отношении каждого действующего
банка (государственная, кооперативная, акционерная). Особо следует остановиться
на деятельности Центрального банка. Его функции должны были быть расширены за
счет учета вексельного ращения, изменения норм обязательных резервов
коммерческих банков, продажи и покупки государственных ценных бумаг. С помощью регулирования кредитных резервов
должна была определяться кредитная рестрикция или экспансия в зависимости от
состояния экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий. Таким
путем банковская система должна была осуществлять контроль за кредитными
ресурсами не командно-административными, а экономическими методами. Таким
образом, вся банковская система, как принято в мировой практике, должна
находиться под денежно-кредитным контролем Центрального банка, базирующимся на
экономических методах. Сам Центральный банк должен находиться под контролем
либо законодательной власти, либо Правительства, как это принято в большинстве
западных стран. Эта сторона как раз была учтена в новом Законе о Госбанке.
Особо следует
остановиться на развитии коммерческих банков, которые представляют становой
хребет, как всей кредитной системы, так и рынка капиталов. Реально они начали
функционировать в 1989 г., их оборот и их количество были значительны. Оборот
коммерческих банков составлял всего 3,2 млрд.руб.; а количество их достигло 200
в 1989 г.[1]
Они базировались преимущественно на капитале, образованном из источников накопления предприятий и министерств, и осуществляли,
в основном, прямое банковское кредитование. В то же время классическое
функционирование коммерческих банков базируется исключительно на вексельном
обращении, которое было необоснованно ликвидировано в СССР в 30-е гг. Хотя
вексельное обращение в западных коммерческих банках, отражающее коммерческий кредит,
занимает сравнительно небольшой удельный вес, оно, однако, обеспечивает
контроль за деятельностью предприятий через товарный оборот. Кроме того,
необходимо было также создать независимые друг от друга сберегательные банки
вместо единого централизованного банка, представляющего собой по существу
монополию в сберегательном деле страны. Тем более, что его придание
государственному банку по существу усиливало эту монополизацию.
Другим важным
элементом кредитной системы и будущего рынка капиталов в бывшем СССР должна
была стать система специализированных кредитно-финансовых учреждений, которая включала
бы в себя страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании,
финансовые компании, предоставляющие потребительский кредит, общества или компании
по кредитованию жилищного строительства. Конечно, такие учреждения могут быть
созданы постепенно с развитием рыночных отношений и самого рынка капитала.[2]
До недавнего
времени у нас существовали монопольные страховые учреждения (Госстрах –
внутреннее страхование и Ингосстрах – внешнее страхование). В начале 90-х гг.
были созданы независимые страховые общества. Предполагается в перспективе
создание и других, т.к. Госстрах официально отказался от монополии на
страховом рынке. В этой связи особо следует сказать об отечественных страховых
учреждениях. Дело в том, что до начала 90-х гг. они не были интегрированы в
кредитную систему и стояли особняком, находясь в сфере контроля Минфина, и
продолжали служить для пополнения ссудного фонда страны.
На Западе
страховые компании представляют собой наиболее важный инструмент мобилизации
денежных средств для предоставления долгосрочных кредитов. В результате этого
образуются долгосрочные денежные средства. В США свыше 80% активов компаний
страхования жизни представляют долгосрочные вложения в
промышленность и другие отрасли. Они дают в этой стране 30% частных долгосрочных
займов в экономику. Они же являются основными покупателями облигаций частных торгово-промышленных
корпораций, тогда как банкам запрещено вложение в частные ценные бумаги.
Если исходить
из мировой практики, то и наши страховые учреждения должны были стать в дальнейшем
важным элементом кредитной системы и в последующем взять на себя основную долю
долгосрочного кредитования всех сфер хозяйства – увеличение за счет
страхования накопления денежных средств для инвестирования в экономику.
Важным условием
развития страхового рынка является правильное определение его цели. Если его
задача заключается в перекачке излишних денежных средств предприятий и
населения для покрытия нарастающего бюджетного дефицита через ссудный фонд,
тогда эффективность страхового рынка будет низкой. Цель страхового рынка должна
определяться инвестиционным аспектом, т.е. рынок должен стать средством
мобилизации денежных накоплении для вложения в экономику при решении актуальных
социально-экономических задач.[3]
Важным элементом
современной кредитной системы в дальнейшем должно стать также создание пенсионных
фондов, которые, как и страховые компании, аккумулируют и мобилизуют
долгосрочные сбережения. Пенсионные фонды, с одной стороны, могут стать
дополнительным источником к государственному пенсионному обеспечению, с другой
– дополнительным источником мобилизации долгосрочных кредитных ресурсов. При
этом, как принято в мировой практике, пенсионные фонды организуются на
предприятиях и управляются коммерческими
банками.
Средства
пенсионных фондов должны быть вложены в ценные бумаги. Так, на Западе активы пенсионных
фондов на 80% состоят из ценных бумаг торгово-промышленных предприятий, где 30%
составляют акции. Поэтому у нас должна быть создана трехступенчатая или
четырехступенчатая кредитная система с четким разграничением функций
учреждений. Она, будучи главным элементом, рынка капиталов, стала бы
поставщиком денежных средств для воспроизводства, базирующегося на рыночных отношениях.
Приблизительная
структура кредитной системы могла бы выглядеть следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Структура кредитной системы России
при рыночной экономике[4]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|