Статистика цен
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.
1. Понятие и сущность цен и инфляции.
2. Задачи статистики цен.
3. Система показателей статистики цен.
4. Принцыпы и методы регистрации цен.
5. Методы расчета и анализа индексов цен.
6. Методы оценки уровня и динамики инфляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Переход к рыночной экономике наполняет новым
содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет
повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение
статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры
рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия
оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров
и услуг.
Термин “статистика” употребляется в различных
значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору,
накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население,
экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.
Статистикой также называют особую науку, т.е.
отрасль значений, изучающую явления в жизни общества с их колличественной
стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного
плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.
Между статистической наукой и практикой
существует тесная связь и взаимосвязь. Статистическая наука использует данные
практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических
исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются
теоретические положения статистической науки для решения конкретных
управленческих задач.
Статистика имеет многовековую историю. Ее
возникновение и развитие обусловленгы общественными потребностями.История
развития статистики покозывает, что статистическая наука сложилась в результате
теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта
учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями
управления жизни общества.
Во всем мире возрастает интерес к статистике.
В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением
экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических
данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих
информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет
результаты реформ.
Одним из непременных условий правильного
восприятия и тем более практического использования статистической информации,
квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание
статисической методологии изучения колличественной стороны социально-экономических
явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и
познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в
экономическом исследовании.
В настоящее время перед статистической наукой
встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования системы показателей,
приемов и методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической
информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности
автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков
данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы
способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная
категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные,
экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и
объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций
их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и
маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за
единицу товара, эквивалент обмена товара на
деньги.
Цены, процессы их образования и изменения
представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен
- самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка
и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах
государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен.
Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.
Сущность цены, ее экономическая природа
проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру
рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск.,
кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
- маркетинговый регулятор рынка, с помощью
которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость
рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и
т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов
и являются мотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции.
Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный
показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и
предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент
образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена
- это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на
инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности
инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок
труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных
социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Цены классифицируют по различным направлениям.
По сферам товарного обслуживания:
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах
продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между
отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии
разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют
посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые
организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках
поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
- розничные
цены, по которым товары
реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном
количестве;
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у
сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли
(например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские
тарифы).
По способу отражения транспортных расходов:
- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной
сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального
транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь
покрывает покупатель;
- цены франко-назначения, включающие
транспортные расходы до пункта назначения.
По формам продаж:
- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между
продавцом и покупателем;
- биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу.
Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за
качество, удаленность от места поставки;
- цены
ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают
стартовые цены и продажные).
Аукционы (публичные торги)
бывают трех типов:
1.С повышением цены
(товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
2.Вейлинговые торги
(цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход,
покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
3.С подачей заявок в
запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами
других покупателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|