рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Стратегический и конъюнктурный подходы к оценке инвестиционной деятельности в регионе

<*> Отмечается постоянное снижение рентабельности продукции машиностроения: 1992 г. - 47,0%; 1995 г. - 21,2%; 2000 г. - 14,1%; 2004 - 8,2%.


Анализ макроэкономических параметров, полученных с помощью метода трансформации межотраслевых балансов в схемы расширенного воспроизводства, показывает, что мера несбалансированности воспроизводства начиная с 1959 г. нарастает, а качественные показатели накопления и организации макроэкономики снижаются (табл. 2).


Таблица 2


Динамика основных воспроизводственных показателей СССР,

1959 - 1990 гг. [3, с. 29]


Показатели      

1959 г.

1966 г.

1972 г.

1987 г.

1988 г.

1990 г.

Объем чистого      
накопления         
(млрд руб.)        

24,8

32,5

46,9 

137,1 

148,9 

-9,6  

Доля его в ВНП (в %)

14,5

16,1

16,51

25,1 

25,72

-1,5  

Инфляционный       
потенциал          
(млрд руб.)        

14,6

31,9

66,1 

122,7 

128,8 

295,5  

Уровень накопленной
инфляции по ценам  
конечного          
потребления (в %)  

13,49

18,86

26,35

30,13

29,95

47,2  

Мера                
несбалансированности
воспроизводства    

1,59

1,98

2,33

1,89

1,86

-29,7  

Эффективность по   
накоплению (в %)   

10,53

8,40

7,89

10,44

10,76

-0,66 

Расчетный темп     
реального роста ВНП
(в %)              

0,96

0,68

0,56

1,39

1,48

-0,0003

М  - критерий      
д                 
(уровень           
прогрессивности    
организации        
макроэкономики)    

0,45

0,42

0,389

0,347

0,349

0,35 

Прибыль (млрд руб.)

60,8

92,9

143,3 

254,6 

274,4 

283,7  


Верификация логических утверждений, судя по ряду источников [3], подтвердила возможность регулирования направленности расширенного воспроизводства со стороны государства. Необходимость такого регулирование определяется рыночными эффектами конъюнктурного характера. При этом норма прибыли как критерий регулирования расширенного воспроизводства может обеспечить сбалансированное развитие хозяйственных систем вследствие двойственного влияния на динамику их развития (а конкуренция может обладать свойствами движущих сил развития и созидания) лишь в определенных границах, определенных общественными предпочтениями.

Очевидно, что равенство капиталов по стоимости не означает равенства их потребительных стоимостей. Высокая норма прибыли может быть обеспечена как реальными, так и спекулятивными вложениями капиталов, как производительными, так и разрушительными инвестициями. Значит, движение капитала к высокой норме прибыли может быть либо конструктивным, креативным (созидательным), либо деструктивным, приводящим к разрушительным последствиям для хозяйственных систем более высокого уровня.  С одной стороны, норма прибыли отражает тенденцию конкуренции частных капиталов в их борьбе за те сферы размещения и приложения, где достижим максимальный кругооборот расширенного воспроизводства. С другой стороны - тенденцию стихийности и диспропорциональности воспроизводства на основе частного капитала.


При разработке новых методов оценки инвестиционной деятельности в регионе представляется целесообразным учесть современные тенденции регулирования территориального развития в развитых странах путем реализации региональной экономической политики, которая:

- все чаще базируется на концепции "развития снизу";

- опирается не на внешние, а на внутренние источники финансирования;

- предполагает заметную роль региональных властей в регулировании экономического развития территории (подробнее см. [14]).


Перспективный анализ


Многоуровневая стратегия территориального развития государства с федеративным устройством (каковым и является современная Россия) может обеспечить устойчивое развитие национальной экономики только при условии устойчивости и безопасности ее регионов

Понятие "устойчивое развитие" - сложная и развивающаяся категория. В настоящее время специалисты склонны включать в эту категорию уже не столько охрану и воспроизводство окружающей среды, сколько сбалансированное решение экономических и социальных задач на основе сохранения и воспроизводства природно-ресурсного и человеческого потенциала соответствующей системы.


Как известно, экономическая безопасность зависит прежде всего от внутренних факторов, а нарушение предельно допустимых величин соответствующих параметров приводит к региональным кризисным ситуациям. Среди различных аспектов экономической безопасности региона в качестве наиболее значимой выделяют инвестиционную (воспроизводственную) безопасность, уровень которой зависит от пропорций воспроизводства и целостности воспроизводственной базы региона как основных характеристик структуры системы. Преобладающая часть региональных кризисных ситуаций связана именно со структурными изменениями в отраслях [7, с. 103]. Современные проблемы структурной модернизации промышленности, в свою очередь, прямым образом связаны с пропорциями регионального воспроизводства.

Региональные пропорции воспроизводства отражают уровень соответствия между различными элементами регионального воспроизводственного цикла и являются количественными показателями, позволяющими оценить состояние регионального воспроизводственного процесса.

Пропорции регионального воспроизводства, согласно результатам экономических исследований советских ученых 1970-х гг., тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, носят объективный характер и порождены сочетанием всех многочисленных процессов, которые протекают на территории региона. Установление прямых и косвенных взаимосвязей между ними, определение форм их проявления относятся к задачам управления регионом.

Теоретические выводы ученых относительно воспроизводственных пропорций в советские времена не вызывали возражений, но на практике в условиях административно-распределительной системы, основанной на принципах приоритета отраслевого управления, региональная экономика была наиболее слабым звеном. Комплексные планы развития регионов по существу не отражали требуемых внутренних пропорций региональной системы.

В современных условиях вопрос формирования прогрессивных пропорций региональной системы уступил место поискам факторов ее конкурентоспособности. С одной стороны, интегрируясь в мировую экономику, регионы вынуждены все более конкурировать между собой и на рынке товаров, и на рынке ресурсов: инвестиций, рабочей силы, природных ресурсов. Регион как продавец товаров и услуг становится равноправным участником рынка. Привлекательность территории в рыночных условиях приобретает форму товара, следовательно, имеет свою стоимость и полезность, оказывает значительное влияние на конкурентоспособность региона


С другой стороны, реализация концепции стратегического регионального маркетинга призвана способствовать совершенствованию структуры региональной экономики, созданию системы уникальных особенностей региона. (Примечательно, что соответствующий уровень развития и стратегической конкурентоспособности региона формируется, начиная с продуктового уровня.) В этом проявляется конъюнктурная сторона категории "конкурентоспособность".

Стратегическому аспекту конкурентоспособности соответствует оценка не столько конкурентных преимуществ, сколько стратегического потенциала социально-экономической системы. Дело в том, что конкурентные преимущества зависят от конъюнктурных факторов, а реализующиеся конкурентные преимущества относятся к сфере не стратегического, а текущего планирования деятельности хозяйственной системы.

Обеспечение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий, привлечение в регион новых предприятий, создание привлекательного для инвестора образа относятся к основным целям регионального маркетинга. Конкурентоспособность региональных предпринимательских структур обеспечивает выигрышные маркетинговые позиции региона, служит средством активизации внутреннего потенциала. Формируя стратегию бизнеса, рыночные структуры ориентируются на состояние рыночного потенциала региона, который специалисты приравнивают к потенциальной емкости рынка конкретного продукта. Для устойчивого и сбалансированного развития страны регионы, входящие в тот или иной экономический район, должны определить для себя в рамках исторически сложившихся отраслей специализации группы товаров, которые можно производить не только для внутреннего рынка, но и для внешнего. Повышенная конкурентоспособность товаров, на наш взгляд, является одним из наиболее существенных факторов инвестиционной привлекательности региона, если речь идет об инвестициях в реальный сектор экономики.

Таким образом, две стороны конкурентоспособности тесно взаимосвязаны, диалектически предопределяют друг друга, что не снимает задачи их обособленного анализа. Так, с анализом стратегической составляющей конкурентоспособности связана проблема возрождения рынка стратегических товаров и управления производственными объектами стратегического назначения. Отмеченные проблемы тесно связаны с региональной безопасностью и с оценкой ситуации в конкретных регионах.

В этой связи целесообразно проанализировать ситуацию, сложившуюся в топливно-энергетическом, металлургическом и химическом комплексах европейских и азиатских регионов России [7, с. 118]. Продукция этих комплексов имеет конъюнктурную значимость на мировом и российском рынках

Например, в промышленность Волгоградской области вкладывают капитал российские ФПГ, специализирующиеся на экспорте углеводородного сырья и металлов, а также на операциях финансового рынка, в том числе РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", НК "Лукойл", ФПГ "Мидланд", "Трубная металлургическая компания", ОАО "Северсталь", Сибирско-Уральская алюминиевая компания - "ОАО "Сибур", "СУАЛ", "Вимм - Билль - Данн" [9, с. 76].

Обеспечение анализа


Вопросы обеспечения стратегической конкурентоспособности региона решаются путем реализации инвестиционной политики инновационного содержания, в связи с чем исследование категорий инвестиционной деятельности в регионе приобретает особую актуальность. До настоящего времени эти категории не определены, в лучшем случае применяется микроэкономическая концепция. Микроэкономическую концепцию можно определить как бизнес-концепцию, так как в ее основе лежат коммерческие интересы участников рыночных отношений.

Очевидно, что за пределами бизнес-концепции остаются те факторы инновационного характера, движущей силой которых являются некоммерческие интересы, опосредуемые государством. В этом случае государство выступает контрагентом и заказчиком для предприятий, принимающих участие в соответствующих инновациях. Другая важная функция государства заключается в организации и регулировании взаимодействия участников рынка инноваций.

Инвестирование является одним из основных способов государственного регулирования процесса структуризации экономики, а выбор направлений инвестиций - одним из основных методов регулирования регионального воспроизводственного процесса наряду с налоговым и бюджетным регулированием. Путем инвестиций решаются проблемы регионального и отраслевого развития. Следовательно, именно в инвестиционной сфере замыкаются многие процессы экономического развития, что повышает системную значимость управленческих решений в этой сфере.

Более того, инвестиции самым непосредственным образом связаны с общественным богатством, которое структурировано в аспекте отношений собственности. Инвестиционный процесс также структурируется в аспекте отношений собственности. Именно отношения собственности, реализуясь посредством экономических интересов, формируют региональные воспроизводственные пропорции, поскольку эти отношения являются движущей силой, запускающей инвестиционный процесс. Следовательно, инвестиционные возможности региона - предмет интересов различного характера (коммерческого, некоммерческого характера, частных, общественных и др.), выявление и согласование которых - задача региональных органов власти.

По нашему мнению, стратегическим задачам развития экономики более соответствует подход к исследованию инвестиционной деятельности в регионе, опирающийся на концепт воспроизводственной безопасности региона (назовем его воспроизводственным).

В рамках такого исследования ключевым понятием является понятие инвестиционной деятельности на мезоуровне, которое на сегодня не определено в необходимой мере: инновационная деятельность представляется как набор автономных или взаимосвязанных проектов. Как правило, "инвестиционная деятельность - вложение средств, инвестирование; совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений" [10, с. 128]. "Инновационная деятельность фирмы - это подготовка и осуществление обновления продукции (услуг) и производства (основных фондов), включая создание (разработку и освоение) новых продуктов и технологий" [17, с. 24]. Такое понимание соответствует бизнес-концепции. Определения инвестиционной и инновационной деятельности в рамках бизнес-концепции не включают в рассмотрение интересов субъектов соответствующих процессов.



Придерживаясь идей воспроизводственного подхода, отметим, что инвестиционная деятельность в регионе включает деятельность всех участников реализации инвестиционных проектов, а также регулирующую деятельность органов государственной власти. "Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и др." [4, с. 10]. Такое понимание открывает возможности определить критерии эффективности инвестиционной деятельности в регионе с учетом не столько конъюнктурных факторов инвестиционной привлекательности, сколько стратегических факторов реализации инвестиционного потенциала региона, а значит, реализации общих региональных интересов территориального сообщества.

С представлениями бизнес-концепции согласуется следующее определение инвестиционного потенциала региона (оно и используется в рейтинговых оценках): "Инвестиционный потенциал региона - совокупность условий реализации инвестиционных процессов, выражающая интегральную оценку привлекательности региона для размещения на его территории инвестиций с позиций корпоративной эффективности (корпоративная эффективность трактуется как эффективность в рамках миссии компании)" [18, с. 101].

Более адекватным воспроизводственному подходу является другое понимание инвестиционного потенциала, а именно как совокупности ресурсов, "составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение потребностей воспроизводства капитала" [16].

Такое понимание не исключает, по крайней мере, условий реализации инвестиционных процессов с позиции эффективности достижения общих региональных интересов, к которым относятся императивы конкурентоспособности, безопасности и устойчивого развития региона в составе Российской Федерации. К таким условиям относятся прежде всего прогнозы экономического и социального развития региона, страны, а также минимальные требования общества к результатам и последствиям их реализации. В их числе - характеристики воспроизводственного характера, о которых шла речь выше. Установление условий, требований, ограничений и регламентов подобного рода, а также контроль за их реализацией - задача государственных органов власти.

Таким образом, именно воспроизводственный подход открывает возможности оценки эффективности инвестиционной деятельности в регионе с позиции обеспечения его конкурентоспособности, устойчивости и безопасности за счет включения в рассмотрение некоммерческих, общественных интересов, инновационных факторов развития реального сектора региональной экономики с учетом регулирующего воздействия государственной власти (федерального и регионального уровня).

При этом финансовый рынок находит свое основное предназначение - обслуживание инвестиционных процессов, реализующихся в социально-экономических системах реального сектора экономики различного уровня. Дело в том, что кругооборот инвестиционных ресурсов начинается с преобразования финансовых инвестиций и их рынка <10>. Далее инвестиционные процессы интегрируются с финансовыми процессами, направленными на обеспечение инвестиций финансовыми ресурсами на всех стадиях инвестиционного процесса, образуя финансово-инвестиционный комплекс соответствующего уровня.

Перед этим, на предварительной стадии, должно происходить их накопление. Если внутренних источников недостаточно, финансовые средства приобретаются на инвестиционном рынке в форме кредитных ресурсов, бюджетного финансирования, использования портфельных финансовых инвестиций.


Одной из самых перспективных форм интеграции инвестиционных и финансовых процессов является корпоративная форма. К осуществлению масштабных инвестиционных проектов крупных многоотраслевых корпораций могут привлекаться предприятия и организации, не входящие в корпорацию. В данном случае существенная консолидация ресурсов в границах корпорации дополняется существенным участием организаций (корпораций, предприятий) в совместном инвестиционном проекте на основе долевого участия в эффекте от осуществления проекта [15] . Корпоративная форма реализации реального инвестиционного проекта позволяет снизить его финансоемкость, происходит экономия финансовых ресурсов за счет их замещения активным использованием организационно-управленческого потенциала.

Ты всё мастурбируешь, вместо того, что бы писать рефераты? Вот увидит преподаватель этот абзац и вкатит тебе неуд.

В условиях деформирования воспроизводственных контуров у российских экономических систем различных уровней снизились способности в ходе своего развития формировать внутренние ресурсы. В связи с этим в настоящее время большое значение придается вопросам привлечения внешних источников. При этом высказываются различные суждения о целесообразности их привлечения. Думается, что ответ на обсуждаемый вопрос приобрел бы конкретные очертания в рамках воспроизводственного подхода при наличии неких количественных пороговых значений, обеспечивающих сохранение воспроизводственной безопасности региона, а также национальные интересы в части продвижения стратегических товаров. При этом для обеспечения устойчивости за счет сохранения структурных характеристик необходима активизация имеющегося потенциала региона, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации, накопленный экономический капитал), состояние "человеческого капитала".


Заключение


Обобщая результаты анализа подходов к оценке эффективности инвестиционной деятельности в регионе с точки зрения их соответствия задаче обеспечения устойчивого развития региональной хозяйственной системы, отметим следующее:

1) выполненный анализ, отразив последствия общей экономической нестабильности в стране (проявляющейся в резких скачках инвестиционной активности в разных федеральных округах), еще раз подтвердил обязательность более детального и конкретизированного исследования экономической обстановки в каждом регионе, в котором предполагаются инвестиции;

2) стратегические ориентиры, их количественные показатели (структура, пропорции, целостность) должны быть последовательно и системно выдержаны при толковании базовых категорий и их использовании в построении теоретических концепций;

3) конъюнктурный и стратегический подходы не являются взаимно исключающими, но требуют сочетания и поиска более совершенных принципов и механизмов их согласования;

4) методы оценки эффективности инвестиционной деятельности региона должны быть разработаны с учетом целей оценки, характеристики инвесторов, а также приоритетов регулирующих органов, включая общественные и бизнес-объединения.

Если в оценках эффективности инвестиционной деятельности российских регионов преобладает либо бизнес-подход, либо идеи конкурентоспособности конъюнктурного характера, то подходы к обоснованию управленческих решений инвестиционного характера на федеральном уровне ясно не определены.

Государственное регулирование экономического развития регионов в настоящее время осуществляется на основе адаптационной модели региональной экономики, т.е. рейтинговой оценки социально-экономического развития региона. При таком подходе (конъюнктурном, по сути) игнорируется проблема формирования оптимальной отраслевой структуры. Предложения по методике оценки эффективности региональной экономической политики сводятся к следующему: "Оценивая результаты региональной политики, можно прежде всего сравнить динамику социально-экономических показателей в среднем по стране и в регионах, не поддерживаемых государством. Региональную экономическую политику можно считать успешной, если темпы роста показателей в поддерживаемых регионах выше средних по стране, а такие показатели, как безработица, - ниже средних" [8, с. 65].

С точки зрения управления инвестиционной деятельностью в регионе ее эффективность является одним из ключевых элементов системы (модели) инвестиционной деятельности, инструментом инвестиционной политики региона. Выше показано значение решений в инвестиционной сфере с точки зрения формирования будущих воспроизводственных пропорций и задач структурной модернизации. Другим принципиально важным ориентиром инвестиционной политики являются приоритеты промышленной политики. Промышленная политика, в свою очередь, в качестве одного из механизмов реализации имеет формирование (выбор) организационных форм и стимулов, а также инструментов и механизмов мобилизации инвестиций. В этом проявляется один из аспектов системной связности промышленной и инновационной политики региона. Более того, в рамках стратегического подхода возникает возможность обеспечения системной связности инновационной, инвестиционной, структурной, кредитно-финансовой и других видов функциональных политик развития всех отраслей региональной экономики.

Таким образом, процедура оценки эффективности инвестиционной деятельности в регионе может быть использована в качестве одного из инструментов повышения эффективности региональной экономики с точки зрения задачи обеспечения ее конкурентоспособности, устойчивости и безопасности. Параметрами, задающими ограничения системы управленческих решений в инвестиционной сфере региона, являются: воспроизводственные пропорции, целостность воспроизводственной базы с учетом формирования сбалансированного финансово-инвестиционного регионального комплекса, а также приоритеты системно связанных функциональных политик развития промышленности и других отраслей экономики региона.


Литература


1. Владимиров С.А. О научном обосновании экономической эффективности стратегии сбалансированной программы государственных инвестиций // Финансы и кредит. 2006. N 3. С. 23 - 30.

2. Губанова Е. Инвестиционный процесс в Вологодской области: проблемы и перспективы // Экономист. 2004. N 7. С. 66 - 73.

3. Губанов С. Теория воспроизводства: новые данные // Экономист. 2006. N 2. С. 26 - 42.

4. Инвестиции: системный анализ и управление / Под ред. К.Б. Балдина. - М.: ИТК "Дашков и К", 2006.

5. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизм формирования и использования. - М.: Анкил, 2005.

6. Коршунова Г.В. Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики // Финансы и кредит. 2006. N 6. С. 74 - 77.

7. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2001.

8. Кузнецова О. Мировой и российский опыт региональной экономической политики // Мировая экономика и международные отношения. 2003. N 10. С. 60 - 69.

9. Материалы Волгоградского международного экономического форума "Инвестиции в Россию", г. Волгоград, 25 - 26 сентября 2005 г. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2005.

10. Райзберг Б.А., Лозовская Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА, 1999.

11. Самогородская М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. N 4.

12. Сизов В.С. Стратегическое управление воспроизводственным процессом. - М.: Экономистъ, 2004.

13. Сорокин Д. Воспроизводственная динамика и ее качество // Экономист. 2006. N 2. С. 6.

14. Точеная Т.И. Новая стратегия территориального развития России и ориентиры промышленной политики регионов // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей N 7(22). Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 4. Волгоград: ВолГТУ, 2006. С. 192 - 197.

15. Точеная Т.И. Социально-экономическое развитие регионов России и его корпоративная форма // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. Вып. 6. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2005. С. 451 - 460.

16. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. - М.: Экономика, 1999.

17. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Под ред. С.В. Валдайцева. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2006.

18. Чуб В.Е. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. - М.: Буквица, 2001.

19. Яшин С.Н., Пузов Е.И. Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов // Финансы и кредит. 2006. N 1. С. 15 - 19.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.