рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Стратегическое управление деятельностью коммерческого банка

Стратегическое управление деятельностью коммерческого банка

Содержание


 Введение                                                                                                                  

1 Сущность и роль стратегического управления деятельностью

коммерческого банка                                                                                                 

2     Основные направления стратегического управления коммерческим

банком                                                                                                                        

2.1  Управление банковскими рисками                                                                     

 2.2  Управление ликвидностью                                                                                

 2.3   Менеджмент и маркетинговая стратегия в банке                                           

 2.4   Контроллинг как элемент эффективного управления банком                       

 3 Совершенствование стратегического управления деятельностью

коммерческого банка                                                                                              

  Заключение                                                                                                            34  Список использованных источников                                                                                  















Введение


Внимание к управлению банками остается фундаментальной предпосылкой эффективного функционирования банковской системы.  Новые запросы клиентов, конкуренция в сфере банковской деятельности неизбежно требуют более высокого уровня управления.

Значение банковского управления возрастает в современных условиях в связи с массовым распространением информационных и коммуникационных технологий. Формирование сетей виртуальных банков, не имеющих контор и агентов, привнесет в банковскую практику новые элементы. С одной стороны, это позволит кредитным организациям привлечь новых клиентов, с другой стороны, в банковской практике появятся новые риски. Нельзя не учесть и то, что под влиянием новых технологий усилится конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг, посреднические возможности банков окажутся сниженными, поскольку традиционными банковскими операциями могут заняться и другие предприятия.

В целом нельзя не предположить, что усиление конкуренции в банковском деле неизбежно приведет к поиску новых методов, новых финансовых инструментов, новых технологий, отвечающих потребностям клиентов, неизбежно обострится проблема банковских рисков и проблема качества банковского продукта, а значит, и уровня управления банковской деятельностью.

Целью данной курсовой работы является изучение системы управления банком, а также основных направлений в  стратегическом   управлении деятельностью коммерческого банка.

Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть по плану следующие вопросы:

  - сущность и роль стратегического управления деятельностью коммерческого банка;

 - основные направления стратегического управления коммерческим банком (управление рисками, ликвидностью, маркетинговая деятельность, контроллинг);

 - совершенствование стратегического управления деятельностью коммерческого банка.

В ходе написания курсовой работы были использованы следующие экономические методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический.

В работе использованы труды отечественных ученых-экономистов: Белоглазовой Г.Н., Лаврушина О.И., Ольховой Р.Г., Осипенко Т.В.

Курсовая работа выполнена на 35 страницах машинописного текста. Включает 3 раздела, 4 рисунка. Список использованных источников состоит из 30 источников.


















1 Сущность и роль стратегического управления деятельностью коммерческого банка


Деятельность любого коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики требует высокого уровня управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности.

Банковский менеджмент – научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела. Банковская деятельность представляет собой специфическую сферу бизнеса, определяющую особенности мышления и поведения, занятых в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.

Банк представляет собой, прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков.

Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Он является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях [30, с.33].

Современное управление банком – это сочетание стратегического и оперативного управления, в котором стратегическое управление представляет собой процесс определения целей организации и решения о том, что нужно сделать для их достижения, а оперативное управление определяет, как необходимо действовать для выполнения целей.

Стратегическое планирование как логический и аналитический метод определения будущего положения организации в зависимости от внешних условий деятельности является более сложным, многогранным процессом, требующим большего времени, чем долгосрочное планирование. При этом если деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит будущую жизнеспособность организации в изменяющихся условиях, то оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции для достижения целей организации [19, с.1].

Эффективное управление предполагает своевременное предвидение перемен, приспособление к ним и контроль процессов преобразований и развития для блага клиентов, акционеров, служащих, отдельных социальных групп и общества в целом. Оно также подразумевает постоянное укрепление сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, а также уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций и ликвидацию слабых мест [3, с.538].

Деятельность организации представляет собой согласованный во времени поток различных ресурсов (люди, системы и технологии, техническая информация), которые движутся не в одном направлении, а образуют контур с положительными и отрицательными (обратными) связями.

Управленческие системы, особенно степень их формализации и децентрализации, зависят от множества факторов, включая размеры и структуру организации, стиль управления, конкуренцию и экономическое регулирование. При этом существует множество частных интересов, которые могут противостоять друг другу и при отсутствии эффективного управления ведут к ее разрушению.

Поэтому, основной задачей эффективного управления является объединение имеющихся ресурсов и интересов для работы на единую цель.

Процесс управления деятельностью банка для достижения поставленных целей можно изобразить схематично (рисунок 1).

Управление банком охватывает следующие важные сферы.

Управление кредитным риском. В связи с возрастанием ответственности за управление кредитным риском банки начали разрабатывать собственные системы управления кредитным риском, включая процедуру и политику кредитования, а также создание аналитических служб. В дальнейшем банки осуществили переход к полной системе управления кредитным риском, включая процедуры инициирования, одобрения, контроля и управления проблемными кредитами, в соответствии с потребностями каждого банка. При этом особое внимание уделяется процедурам внутреннего контроля, способами оценки и минимизации кредитных рисков, а также классификации и отслеживания просроченных платежей и их контролю.

 

Рисунок 1 – Управление деятельностью банка [19, с.2].

Финансовое управление. По мере либерализации процентных ставок, расширения финансовых рынков за счет внедрения новых инструментов, получения банками права предоставления кредитов, принятия вкладов в иностранной валюте и торговли иностранной валютой происходит диверсификация активов и обязательств банка, а также повышение их чувствительности к колебаниям процентных ставок. Это обусловило необходимость создания систем управления ликвидностью, активами и пассивами, рыночными и операционными рисками, что потребовало подготовки необходимых специалистов [19, с.3].

Управление персоналом. Банковская сфера является высококонкурентной и требует высококвалифицированного и заинтересованного персонала. Для обеспечения высокого качества персонала необходимы соответствующие процедуры и правила управления им. Управление персоналом должно стать одним из основных направлений деятельности руководителей коммерческого банка, если он стремиться к обеспечению себя высококвалифицированными кадрами. Одновременно возникает необходимость в изменении подходов и поведения для повышения эффективности работы.

Организация структуры банка тесно связана с его деловой стратегией и степенью децентрализации процесса принятия решений, что требует разработки структуры определения полномочий, обязательств и ответственности с целью ограничения дублирования прилагаемых усилий.

Система контроля. Чтобы быть уверенным в том, что банк работает устойчиво и надежно, руководство банка совместно с менеджерами и специалистами должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы свидетельствовали, как выполняются должностные обязанности служащими в соответствии с политикой и процедурами банка. Системы контроля могут включать системы внешнего аудита, внутреннего контроля, анализа качества активов, создание общей банковской системы управления рисками (системы риск-менеджмента).

Информационные технологии являются важной частью банковского управления, поэтому банки должны очень тщательно производить отбор программного и технического обеспечения, определить последовательность программ и их способность усваивать технологию.

Таким образом, современное управление – это универсальный процесс, выполняющий несколько взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль, направленные на формирование и достижение цели [19, с.3].

2 Основные направления стратегического управления коммерческим банком


Для успешной работы банку важно сформировать политику, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции. Банковскую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности.

«Банковская политика» - обобщающее понятие, включающее ряд элементов. К числу основных элементов банковской политики относятся: политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом и т.д. [7; с.468].


2.1  Управление банковскими рисками


Проблематика риска в международной банковской теории и практике занимает одно из главных мест. В условиях переходной экономики риски естественно выше, чем в экономиках стабильных. В деятельности коммерческого банка риск присутствует при выполнении практически любых операций, ведь без риска нет предпринимательства. Управление банковскими операциями – это по сути своей управление рисками, связанными с банковским портфелем. [8; с.60].

Целью управления рисками является сокращение финансовых потерь банка и, соответственно, повышение рентабельности, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций. Основными видами рисков банковской деятельности являются: кредитный риск, риск концентрации портфелей банка, рыночные риски, риск ликвидности, операционные риски.

В деятельности банка все виды рисков интегрируются, различные виды деятельности могут отличаться более высокой вероятностью или более низкой вероятностью финансовых потерь и преобладанием в них тех или иных определенных видов рисков [22, с.49].

Коммерческие банки иногда называют “покупателями и продавцами риска”, это связано с тем, что существует определенная взаимосвязь между принимаемым на себя риском и предлагаемой доходностью деятельности банка: более высокой доходности, как правило, свойствен более высокий риск. Интересно отметить еще одну общую закономерность: чем выше предполагаемый доход, тем меньше вероятность его получить, в отличие от практически безрискового получения некоего минимального гарантированного дохода [2, с.33].

Одной из целей деятельности банка выступает получение максимальной прибыли при минимально возможном риске. Оптимальной ситуацией является та, в которой достигается минимум для соотношения риск – доходность, или, что эквивалентно, максимум для соотношения доходность – риск (рисунок 2).

Кроме принятия разумного риска и его минимизации, банк должен осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить себе определенный доход, превышающий некий минимум – минимально достаточный доход. По рисунку 1 видно, что в зоне 3 банк обеспечивает себе минимально необходимый доход и принимает на себя разумный риск. Именно в этой зоне находится оптимальное сочетание доходности и риска. Выбор оптимальной зоны достигается в процессе управления рисками [8, с.61].

Динамика развития финансово-банковской сферы заставляет более внимательно относится к деятельности финансовых институтов. В этой связи риск-менеджмент приобретает особую роль в управлении банком: он становиться не только средством предотвращения убытков, но и способом создания дополнительной акционерной стоимости. Алгоритм интегрированного управления рисками давно уже существует на западе, в России он только начинает развиваться. Несмотря на это, в перспективе следует ожидать более широкого использования интегрированного подхода к риск-менеджменту в системе банковского управления.

Под интегрированным риск-менеджментом понимается формализованный подход к оценке и управлению всеми рисками банка, независимо от источников их возникновения. Риск-менеджмент как процесс представляет собой систематический мониторинг и управление рисками, присущими деятельности банка, с целью извлечения устойчивой прибыли от каждого вида деятельности и всего банковского портфеля.

В процессе исследования была выделена горизонтальная, диагональная и вертикальная интеграция риск-менеджмента (рисунок 3).

Рисунок 3 – Виды интеграции риск-менеджмента [2, с.33].

Во-первых, банки должны учитывать существующий ландшафт рисков при занятии новых рисковых позиций, непрерывно контролировать их и при необходимости использовать методы активного управления. В этом заключается горизонтальная интеграция риск-менеджмента, т.е. обобщение различных видов риска (рыночного, кредитного, ликвидности, операционного и т.д.). В настоящее время существует ряд устоявшихся и достаточно эффективных подходов к управлению отдельными видами рисков (в особенности рыночного и кредитного). Проблемой является учет взаимосвязей и взаимовлияния рисков в рамках банковского портфеля в целом. В области горизонтальной интеграции риск-менеджмента лежит потенциал максимально полного и прагматичного учета всех форм риска при осуществлении банковских операций.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.