Структурная перестройка и инвестиционная политика России
Министерство
образования Российской Федерации
Новосибирская государственная академия экономики и
управления
Институт экономики учета и статистики
Кафедра экономической теории
Структурная перестройка
экономики
России и инвестиционная политика
Курсовая работа по теме № 34
Выполнила: студентка группы 2092
института очного обучения, специальности «прикладная информатика в экономике»
на базе среднего общего образования
Черненкая Е.С.
Зачетная книжка № 021934
Руководитель: Буслаева А.Н.
Новосибирск 2003
Содержание:
Введение_________________________________________________3
Глава 1. Структурная перестройка российской экономики.
1.1.
Проблемы
структурной перестройки российской экономики4
1.2.
Основные
направления______________________________7
Глава 2.
Инвестиционная политика России в переходный период___11
Заключение______________________________________________19
Список используемой литературы ___________________________21
Приложение_____________________________________________22
Введение
Россия - одно из крупнейших
постсоциалистических государств, осуществляющих в своей стране переход к
рыночной экономике. Экономика России не может быть охарактеризована ни как
плановая, ни как рыночная - это своеобразная переходная экономика, сопровождающаяся
кризисными явлениями. Переходному периоду России присущи как общие
закономерности стран с переходной экономикой, так и свои особенности.
Проблема переходности экономики превратилась по многим параметрам
в глобальную. В настоящее время к странам с переходной экономикой, по
международной классификации, отнесено свыше 25 государств. Потребность в
осмыслении проблем переходной экономики России обусловливает необходимость
учета действия общемировых закономерностей и опыта в этой области, а также
конкретно-исторического своеобразия нашей страны.
Попытки совершенствования хозяйственного механизма в СССР, заключавшиеся
в расширении рыночных отношений в экономике. были предприняты в годы
«перестройки» (1985-1991 гг.). Однако они закончились усилением разбалансированности
экономики страны, нарастанием кризисных явлений.
После распада СССР в России в 1992 г. началась радикальная
экономическая реформа, основанная на монетаризме и так называемой «шоковой терапии».
Эта реформа, с одной стороны, способствовала нарастанию рыночных элементов в
экономике России, а с другой, привела к обострению многих
социально-экономических проблем.
Целью данной работы является анализ общих экономических закономерностей,
присущих нашей стране, места России в мировой экономике в условиях ее глобализации.
При этом ставится задача изучить особенности проявления структурной перестройки
в России и исследовать социально-экономические последствия проводимой в нашей
стране реформы, попытаться выявить перспективы ее развития.
Глава
1. Структурная перестройка российской экономики
1.1.
Проблемы
структурной перестройки российской
экономики
Отраслевая структура во многом определяет
общую эффективность экономики, социально-экономические и стратегические цели
общества, жизненный уровень населения и роль страны в международном разделении
труда. Структурная политика сыграла немалую роль в упрочении позиций
промышленно развитых стран и бурном экономическом росте ряда государств с
переходной экономикой (например, государств Восточной и Юго-Восточной Азии).
В середине 80-х
гг. насущной задачей, стоявшей перед советской экономикой, была перестройка
структуры народного хозяйства страны, т.е. изменение соотношения между
отраслями, производящими средства производства, оборонную продукцию, предметы потребления,
сферой услуг; между добывающими и обрабатывающими отраслями; между промышленностью
и сельским хозяйством и др. У страны появились непомерно большие военные
расходы, была раздута тяжелая промышленность, непомерно растянут фронт капитального
строительства. Необходим был сброс излишнего бремени, долгосрочный структурный
маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, но правительство
Горбачева выдвинуло прямо противоположную задачу - ускорить
социально-экономическое развитие страны на базе более полного использования достижений
научно-технического прогресса и опережающего развития машиностроения.
По-прежнему закреплялся курс на опережающее развитие отраслей, производящих
средства производства в условиях дефицита товаров народного потребления, продукции
сельского хозяйства и сферы услуг. Не была поставлена задача устранения
наиболее острых диспропорций в народном хозяйстве. Это усилило несбалансированность
экономики.
Более того, в
ходе перестройки было объявлено о том, что 1/3-2/3 советской экономики являются
неконкурентоспособными. а потому требуют ликвидации. В особую немилость попал
военно-промышленный комплекс (ВПК), который должен был быть подвержен
«кардинальной конверсии», т. е. переводу ею на нужды гражданской экономики. Интересно
при этом отметить, что 80-90% таких товаров народного потребления - как холодильники,
телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты и т. п., производились именно на
предприятиях ВПК. Советское правительство проводило конверсию беспланово и на
практике военные предприятия стали уничтожаться на основе хаотических
волюнтаристских директивных указаний. Непродуманная конверсия ВПК привела к его
обвальному падению и потянула за собой другие отрасли, в которых его
подразделения составляли солидную долю.
В 90-е гг.
либеральные реформы усугубили несбалансированность экономики страны.
Во-первых, это
было связано с распадом СССР, который нарушил весь порядок прежнего разделения
труда и механизм хозяйственных связей, а также изменил сами масштабы хозяйства
России, являвшегося до распада не самостоятельной национальной экономикой, а
элементом союзного народнохозяйственного комплекса.
Во-вторых,
радикальные сдвиги в системе ценообразования (отпуск цен. отказ от их
государственного регулирования, повышение их уровня) усилили кризис в экономике
ряда отраслей.
В-третьих,
произошло резкое снижение производства в отраслях ВПК. К середине 90-х гг.
общий уровень ассигновании на оборону снизился по сравнению с концом 80-х гг.
в 33 раза, в результате чего производство военной продукции упало в 1996 г. до
5,5% от ранее существовавшего и почти наполовину сократился отечественный
выпуск продукции гражданского назначения.
В-четвертых,
разрешение частного предпринимательства внесло принципиальные изменения в цели
хозяйственной деятельности. В первую очередь, полностью обесценилась прежняя
модель производства ради производства и милитаризованной экономики.
В-пятых,
отечественные производители потеряли внутренний рынок сбыта. Заниженный курс
доллара по отношению к рублю стимулировал массовый приток иностранных товаров в
Россию, которые заполнили большую часть внутреннего рынка страны.
В-шестых, в
экономической политике по отношению к отечественному производителю
господствует подход, присущий «дикому рынку» - пусть выживет тот, у кого есть
для этого финансовые ресурсы. Государство должно изменить такой подход - иначе
Россия очень быстро потеряет наиболее высокотехнологичные виды производства и
превратится в сырьевой придаток Запада с ярко выраженными чертами экономики
колониального типа.
Индекс
промышленного производства по России в 1997 г. составил 47,5% от уровня 1991
г., в том числе: в добывающих отраслях - 69%, в обрабатывающих - 44%, в машиностроении
и металлообработке - 37%, в легкой промышленности - 14%, в пищевой - 47%, а в
сельском хозяйстве - 62% (см. Приложение).
Спад в
высокотехнологичных отраслях оказался намного больше, чем в целом по
промышленности. При этом фактически наблюдалась аномальная тенденция: темпы
спада возрастали с повышением технического уровня отрасли. Так, снижение
производства в высокотехнологичных отраслях машиностроения составило 80-90%.
Доля расходов па научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в
ВВП сократилась более, чем в 5 раз и составляет всего лишь 0,7% от ВВП. При нормальном
течении структурного кризиса, как это бывает, например, в странах Запада,
сокращение экономической активности обычно не приводит к свертыванию прогрессивных
производств, имеющих хорошие перспективы роста на рынке и способных стать
локомотивами будущего экономического развития страны.
Отрасли сырьевого
и топливно-энергетического комплекса в связи с востребованностью их продукции
для экспорта подверглись меньшему спаду. В результате структура российской
промышленности все более и более приобретает черты экономики колониального
типа, характеризующейся вывозом из страны сырья и ввозом готовой продукции. При
этом Россия ввозит в основном потребительские товары при резком сокращении импорта
производственного оборудования. К тому же, не вкладываются средства в восстановление
сырьевой базы экспортных отраслей, что грозит России через 7-10 лет резким снижением
добычи многих видов полезных ископаемых, и прежде всего нефти, никеля, меди,
свинца, апатитов, калийных солей и др.
В постоянное
время в России наблюдается процесс структурной деградации промышленности,
выразившийся в трансформации структуры в сторону первичных, неквалифицированных.
менее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет
за собой как усиление зависимости национальной экономики от мирового рынка,
так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.
1.2.
Основные направления
Правительство
России неоднократно ставило вопрос о серьезной структурной перестройке
экономики, но дальше этого не пошло. И дело не только в отсутствии инвестиций.
Для проведения эффективной структурной политики нужна четко обозначенная
концепция развития экономики: принципы социально-экономического устройства и
желаемый тип хозяйства, определение места нашей страны в международном разделении
труда, определение источников и факторов экономического роста. Эти моменты пока
четко не определены.
Па модернизацию
структуры экономики предполагалось использовать средства от приватизации, но,
как было уже показано ранее, этих средств оказалось в несколько десятков, а то
и в сотни раз меньше, чем ожидалось. Экономисты сегодня говорят о том, что
приватизацию следовало проводить поэтапно, начиная с отраслей с быстрым
оборотом капитала (пищевая, легкая промышленность, торговля). Отрасли тяжелой
промышленности, у которых более сильная технологическая взаимозависимость,
замедленный оборот капитала, высокая капиталоемкость должны были
приватизироваться позднее, в период, когда общеэкономическая обстановка в
стране стабилизируется. Приватизация всех отраслей при бесконтрольном росте цен
поставила машиностроение, химическую и легкую промышленность на грань катастрофы.
За годы реформы
шла стихийная реструктуризация экономики - переориентация с развития тяжелой
промышленности как самоцели па рыночный спрос и с особым прицелом на конечное
потребление населения. Оказалась фактически разваленной сама
материально-техническая база производственного и внешнеэкономического
потенциала страны.
России необходима
новая промышленная политика. До настоящего времени о ней много говорилось, но
на практике она не осуществлялась в силу следующих причин: во-первых, в силу фетишизации
монетаризма предполагалось, что финансовая стабилизация приоритетнее проблемы
экономического роста; во-вторых, сознательно принижалась роль государства в
регулировании хозяйственных процессов при переходе к рыночной экономике.
В 1999 г. в
России наблюдалось оживление экономики. Это выразилось в том, что ВВП страны за
год вырос на 3,2%, а объем промышленного производства - на 8,1% (см. табл. 2).
Рост произошел в основном за счет обрабатывающих отраслей: машиностроения,
пищевой и легкой промышленности, которые понесли наибольший урон от трансформационного
кризиса. Капитальные вложения в национальное производство впервые за годы
кризиса не снизились, а в импортозамещающих отраслях возросли. Основными
причинами этого роста явились следующие.
Страницы: 1, 2
|