рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сущность аудита и аудиторской деятельности

Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь соответствующие лицен­зии и материально-технические возможности, а специалисты, оказывающие услуги, должны обладать необходимым опытом ра­боты и квалификацией.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с действующим законодательством и с условиями договора, заключа­емого между аудиторской организацией и экономическим субъек­том.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономичес­кий объект несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, полноту и юридическое оформление представ­ляемых документов, точность и достоверность представляемой ин­формации, своевременность представления документов, инфор­мации, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств. 

заключение

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (ад­министрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его де­ятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующи­ми обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны ее со­ставителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвестора­ми, кредиторами);

2) зависимость последствий принимаемых решений (а они мо­гут быть весьма значительными) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информа­ции;

4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Обязательный аудит регламентируется государством. Правитель­ство Российской Федерации утвердило основные критерии (систе­ма показателей) деятельности экономических субъектов, по кото­рым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обяза­тельной ежегодной аудиторской проверке. В приложении2 даны критерии деятельности экономических субъектов, предусматривающие обязательный аудит.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страхо­вых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюд­жетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь соответ­ствующие лицензии, выдаваемые Центральным банком и Минфи­ном Российской Федерации. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате Российской Федерации существует должность аудитора.

Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов (ауди­торских организаций) по осуществлению независимых проверок бух­галтерской отчетности, платежно-расчетной документации, нало­говых декларации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими фи­нансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действую­щим в Российской Федерации.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эф­фективности системы управления предприятием, и прежде всего си­стемы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятель­ностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результа­там. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансо­вой отчетности - реальности статей баланса, достоверности бух­галтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг - возможное состоя­ние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показате­ли, качественные характеристики организационной структуры уп­равления, системы учета и контроля.

В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавлива­ется точность отражения в них финансового положения и резуль­татов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтер­ского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законода­тельства и составление аудиторского заключения по этому вопро­су выполняет независимый аудитор.

Цель аудита - конкретная задача, на решение которой на­правлена деятельность аудитора; она определяется законодатель­ством, системой нормативного регулирования аудиторской дея­тельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Основная цель аудита - установление достоверности бухгал­терской (финансовой) отчетности экономических субъектов и со­ответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных опера­ций нормативным актам.

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинно­сти и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета.

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятель­ности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решении профессионального характера следу­ющие профессиональные этические принципы: независимость; че­стность; объективность; профессиональная компетентность; добро­совестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается пред­принимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита.

Аудиторская организация обязана осуществлять профессио­нальную деятельность, т. е. проведение аудита и подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответ­ствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Пре­зиденте Российской Федерации.

библиография

 

 

1.     Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. М., 1998.

2.     Подольский В.И., Аудит. Учебник для вузов. М., 1997.

3.     Скобара В.В. Аудит: методология и организация. М.,1998.

4.     Терехов А.А. Аудит. М., 1999.

5.     Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. М., 2000.


Нормативные документы

1.     Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 №34-н.

3.     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ).

4.     Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 13.03.2002 №28-ФЗ).

5.     Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.

6.     Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 №135.

7.     Приказ Минфина РФ «Об утверждении бланка квалификационного аттестата аудитора» от 25.04.2002 №34.


Приложения 1

 

Таблица 2

Особенности внутреннего и внешнего аудита

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

1

2

3

Постановка за­дач

Определяется собственни­ками и (или) руководством, исходя из потребностей управления как подразделе­ниями предприятия, так и предприятием в целом

Определяется договором между независимыми сто­ронами: предприятием и аудиторской фирмой (ауди­тором)

Объект

Решение отдельных функ­циональных задач управле­ния, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности пред­приятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодатель­ством по аудиту: оценка до­стоверности финансовой отчетности и подтвержде­ние соблюдения действую­щего законодательства

Средства

Выбираются самостоятель­но (либо определяются стандартами внутреннего аудита)


Определяются общеприня­тыми аудиторскими стан­дартами


Вид деятельно­сти

Исполнительская деятель­ность


Предпринимательская дея­тельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором са­мостоятельно, исходя из общепринятых норм и пра­вил аудиторской проверки

Взаимоотноше­ния

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате пред­приятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим ви­дом предпринимательства

Квалификация

Определяется по усмотре­нию руководства предприя­тия

Регламентируется государ­ством

Оплата

Начисление заработной платы по штатному распи­санию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за вы­полнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установ­ленная законодательными и нормативными актами

Методы

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детально­сти

Отчетность

Перед собственниками и (или) руководством

Итоговая часть аудиторско­го заключения может быть опубликована, аналитиче­ская часть передается кли­енту


Приложения 2.


Таблица 3

Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

Критерии

Экономические субъекты,

показатели отчетности

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта

Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного ка­питала

2. Вид деятельности эконо­мического субъекта

1. Банки и другие кредитные учреждения

2. Страховые организации и общества взаим­ного страхования

3. Товарные и фондовые биржи

4. Инвестиционные институты (инвестицион­ные и чековые инвестиционные фонды, хол­динговые компании)

5. Внебюджетные фонды (если источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные законодательством Россий­ской Федерации со стороны юридических и физических лиц)

6. Благотворительные и иные (неинвестици­онные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования юридических и физических лиц)

7. Другие экономические субъекты, обязатель­ная аудиторская проверка которых предусмот­рена федеральными законами, указами Пре­зидента Российской Федерации и постановле­ниями Правительства Российской Федерации

3. Источники формирования уставного капитала

Если в уставном капитале есть доля иностран­ных инвесторов

4. Финансовые показатели экономического субъекта

(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собст­венности)

1. Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год,

если более чем в 500 тыс. раз превышает ми­нимальный размер оплаты труда (МРОТ*)

2. Сумма активов баланса на конец года, если более чем в 200 тыс. раз превышает МРОТ

* МРОТ - в среднегодовом исчислении



[1] Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. М., 1998. ст.203


[2] Подольский В.И., Аудит. Учебник для вузов. М., 1997. ст.307


[3] Подольский В.И., Аудит. Учебник для вузов. М., 1997. ст.68


[4] Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»


1.        [5] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. М., 2000. ст.205


[6] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 №34-н.


[7] Терехов А.А. Аудит. М., 1999. ст.127


[8] Скобара В.В. Аудит: методология и организация. М.,1998. ст.185


[9] Подольский В.И., Аудит. Учебник для вузов. М., 1997. ст.143


[10] Подольский В.И., Аудит. Учебник для вузов. М., 1997. ст.173



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.