|
|
Следует отличать: · Первичные цели Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника: § стабилизация уровня цен (процент инфляции); § достижение полной занятости (процент безработицы); § равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП); § внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс). Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. · Тактические цели Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры · Промежуточные цели Промежуточная цель денежно-кредитной политики – это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики. Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям: § Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики. § Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить. § Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно. § Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели. 2. Объекты и субъекты денежно-кредитной политики Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги. Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране: 1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции. 2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. Целевым ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций. 3. Денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики. 3. Методы денежно-кредитной политики В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы. Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связано с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние не денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия резкого нарушения пропорций воспроизводства. 4. Инструменты денежно-кредитной политики В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики: · изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банка обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструменты денежно-кредитной политики заключается в следующем: § если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточности резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора; § при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Норма резервирования увеличивается |
|
Количество ссужаемых денег уменьшается |
|
Предприятия берут меньше кредитов |
|
Денежная масса в обращении уменьшается |
Норма резервирования уменьшается
Количество ссужаемых денег увеличивается
Предприятия берут больше кредитов
Денежная масса в обращении увеличивается
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже изначальное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.
Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.
Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объемов денежной массы на величину большую, чем денежная база.
В России система обязательных резервов введена в 1990г. (а последний ее вариант – в 1995г.). норма резервов в настоящее время составляет 15-20% (в зависимости от видов вкладов). К сожалению, система излишне жесткая, потому что не подкреплена другими эффективно действующими кредитными регуляторами и поэтому явственно обнаруживает свою нерыночную природу. Одну из основных задач российская система резервирования, увы, не выполняет: стабильность в работе коммерческих банков она не прибавила и, скорее, рассчитана лишь на страхование всей банковской системы в целом.
Страницы: 1, 2
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.