Сущность национальной психологии в экономике
Институт
Калининградская Высшая Школа Управления
Факультет высшего образования
Реферат
Тема: Сущность национальной психологии в экономике
Предмет: Социально-экономическая политика государства
Выполнил:
Москаленко Артём Александрович
Группа 00-ВГ-2
Проверила: Блюер Надежда
Сергеевна
Калининград
2001 г.
Оглавление
Введение
2
1. Из истории экономической
психологии 3
2. Экономическое сознание и экономическое
поведение
современного
общества 4
3. Экономико-психологическая
адаптация 7
4. Национальная психология на мировом рынке
труда 8
5. Национальная психология в деловых отношениях
( Тактика
переговоров) 10
Заключение
12
Ссылки
13
Список использованной
литературы 14
Введение.
Вопрос о том, как мы отражаем
экономическую составляющую нашей жизни, кажется на первый взгляд банальным, а
механизм внутренней регуляции экономического поведения представляется
удивительно естественным. С раннего детства мы вступаем в отношения обмена и
постоянно осуществляем свой выбор. Жизнь учит покупать, тратить, накапливать,
запасаться, обменивать рабочую силу на материальное и нематериальное
вознаграждение, выбирать более полезное, выгодное, нужное. Взвешиваются
альтернативы и просчитываются польза и потери от нашего выбора, соотносятся
вклады (усилия, время, способности, деньги) и отдачи (заработная плата, доходы,
прибыль), а также степень удовлетворённости всех своих потребностей соотносится
с затратами. Несмотря на кажущуюся простоту, эти процессы сложны, скрыты и
требуют последовательного изучения.
Экономика- наука об отношениях людей
по поводу хозяйствования, но поскольку она описывает эти отношения прагматично,
рационально – упрощенно, на языке вещей и цифр, возникла необходимость в её
содружестве с психологией. Как результат интеграции научного знания на стыке
политической экономии и частных экономических наук, с одной стороны, и
социальной психологии, с другой стороны, возникла новая дисциплина -
экономическая психология.
Предметом
экономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознании
и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены
экономического поведения, механизмы и закономерности экономической
деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения,
выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.
Таким
образом, экономическая психология- это психология хозяйствующего субъекта. Им
может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект
исследования экономической психологии, может быть представлен на разных
уровнях- микро -, мезо- и макроэкономическом. Экономическая психология почти не
имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей
психологии, так и чисто экономические методы, например, метод
логико-теоретического анализа или метод экономического моделирования.
Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные
методики, реже используется эксперимент.
За
годы, прошедшие с начала социально- экономических трансформаций России, трудно
назвать какую-либо науку, которая могла бы считаться столь же актуальной, как
экономическая психология. Это объясняется рядом причин, в том числе,
возникновением множества вопросов, ответы на которые ожидались практиками-
экономистами (прежде всего, менеджерами) от специалистов именно этой науки.
1. Из истории экономической психологии.
Что касается истории экономической психологии, то её
истоки можно, прежде всего, найти в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита
(1723-1790), признанного основателем экономики как самостоятельной науки,
Альфреда Маршалла (1824-1924), создателя микроэкономической теории, Джона
Кейнса (1883-1946), автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов
оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности
которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции
является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации
собственной выгоды. Идея «экономического человека» длительное время
доминировала в экономической психологии, принимая всё новые формы. Рамки этой концепции
не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.
Как самостоятельная отрасль психологического знания
экономическая психология начала формироваться в начале XX века.
Развитие ветви экономической психологии производства связывают с именем Г.
Мюнстербурга, а получившая преимущественное развитие в западной психологии
маркетинговое ветвь была заложена Г. Тардом. Она охватывает психологические
проблемы обмена, распределения и потребления. Одним из самых ярких
представителей маркетинговой ветви экономической психологии стал американский
психолог Дж. Катона.
Основы
отечественной экономической психологии заложили в 80-е годы работы А. И.
Китова, В.П. Попова, А.В. Филиппова. Но интерес учёных в основном был
сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в
производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в
отличие от психологии труда, промышленной психологии и других отраслей
психологического знания, исследующих производителя, состоит в том, что она изучает
производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими
связь двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни- производства и потребления,
являются заработная плата и цена, налоги и прибыли, и другие чисто
экономические категории, которые, тем не менее, имеют психологический смысл,
психологическую составляющую.
Обращаясь
к структуре экономической психологии, следует заметить, что проблематика этой
синтетической междисциплинарной науки очень богата и разнообразна. В
западноевропейской и американской науке она включает три крупных раздела,
рождённых тремя типами экономической реальности, а именно:
-
рынок (это, прежде всего психология потребителя и
психология ведения домашнего хозяйства);
-
бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя,
заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.
-
отношения «общество-гражданин» (налоги, прибыли,
инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической
политики).
2. Экономическое сознание и экономическое поведение современного общества.
Существуют
расхождения в определении своего предмета молодой отечественной экономической
психологией и достаточно зрелой и практически ориентированной
западноевропейской и американской. Представители последней, как правило,
остаются на небихевиористской позиции и ставят во главу угла экономическое
поведение. Предостерегая от потери собственного специфического предмета и
превращения экономической психологии в психологическую экономику, А.В. Филиппов
и С.В. Ковалёв подчёркивают, что предметом дисциплины должно быть экономическое
сознание.
Следует ожидать, что будущее
экономической психологии будет связано с преодолением ограничений,
накладываемых бихевиоритским подходом, и применением системного подхода, который
позволит рассматривать в единстве и взаимосвязи экономическое поведение и
экономическое сознание. Экономическое сознание - системная составляющая
сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений
общественно развитым человеком. Экономическое поведение- поведение, вызванное
экономическими стимулами.
Как подструктура общественного
сознания экономическое сознание недооценивалось психологами и социологами и
часто даже не упоминалось в дореформенный период. Необходимо восполнить этот теоретический
дефицит по следующим причинам. Во-первых, изменение интенсивности и характера
хозяйственной деятельности в историческом процессе повлекло за собой
формирование новой психологии (нового сознания), в которой экономический аспект
сознания занимает относительно самостоятельное место, во-вторых, будучи
подструктурой общественного сознания, экономическое сознание оказывает влияние
на другие его подструктуры. Очевидно взаимовлияние и взаимопроникновение его в
нравственное, историческое, политическое, правовое, религиозное и даже
эстетическое сознание. В- третьих, именно в сфере экономического сознания часто
скрыты истоки экономического поведения населения, отдельных его групп и
представителей. Как раз на примере обратного влияния экономического сознания на
такую часть бытия, как хозяйственная жизнь общества, наиболее наглядно
подтверждается правомерность утверждения о возможности обратной детерминации
бытия сознанием.
Так,
М. Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что протестантские
и католические ценности по- разному выражается в специфике и темпах
экономического развития стран, часто находящихся по соседству друг с другом.
Суть различий выражена в пословице: «Протестанты хорошо едят, а католики хорошо
спят». Поощрение индивидуальных усилий человека, его активности находит место в
мировоззрении и мировосприятии первых. Как следствие - более быстрое развитие
производства и потребления. Взращиваемое в таких условиях экономическое
сознание мотивировано на активность и творчество, что обеспечивает более
высокий жизненный тонус гражданина и общества. Католики же привыкли уповать на
волю Господа и в экономических отношениях, что способствует притормаживанию
темпов экономического развития.
Пример
влияния сознания экономическое поведение В.П. Зинченко берёт из ближайшей
истории нашего Отечества. Определённые успехи в экономике в самом начале
перестройки в СССР были детерминированы именно изменениями в экономическом
сознании, а не бытия. Минимальные изменения в сложившейся экономической системе
осуществлялись на первых порах в сопровождении эффектных лозунгов об ускорении
социально-экономического развития и были приняты с восторгом. Это повлекло за
собой оживление экономической жизни. Лозунги оказались столь эффективными,
потому что выразили давно созревшее стремление народа к переменам и, даже
являясь объективно не отражающими реальные потребности экономики, оказали более
сильное влияние, чем осуществлённые на тот момент реформы.
Страницы: 1, 2, 3
|