политики:
-урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее
создание ;
- относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;
- формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших
образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций
и увязки с национальной промышленной политикой;
-усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными
бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе
"снизу".
Ряд
регионов , не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал
интенсивную
работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон
(обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они
сумели
мобилизовать
необходимые стартовые средства ( кто - частные , а кто
-государственные ) , и это предопределило их ближайший успех. Первая по
такому пути пошла СЭЗ " Находка " : опираясь на п равительственное
постановление о
принципиальной
возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а
также -
специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина (март
1995 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В
том же направлении , но уже без федеральной государственной поддержки,
действовали
правительство
Московской области ( проект СЭЗ " Шерризон"), мэрия
Санкт-Петербурга (СЭЗ "Гавань"), администрация Ульяновска ( зона
в районе городского аэропорта).
Напротив
, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию
эксклюзивных
правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание
прежних,
либо получение принципиально новых индивидуальных преференций.
Следует отметить , что правительство - вразрез с
собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ поддалось
этому давлению : был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах
Калининградской области а в июле 1994 г. была создана зона
экономического благоприятствования в Ингушетии - "
своеобразная модель оффшорной зоны , весьма далекая от
общепринятых стандартов" . Причем, когда в марте 1995 г. все
индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены,
борьба территорий за особые привилегии не опрекратилась . В
частности , Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой
РФ отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в
Калининградской области " , возвращавшего ей режим таможенной
экстерриториальности . 22 января 1996 г . этот Закон был подписан
Президентом.
К началу
2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 СЭЗ, большая
часть из которых была создана ещё в начале 90-х гг. , и сегодня реально
функционируют скорее на бумаге , чем на деле.
1.4.Зарубежный опыт в создании СЭЗ
СЭЗ , расположенные в странах с благоприятным
инвестиционным климатом, основной упор делают не на разнообразие льгот, а на
привлекательность и прибыль вложений. Страны с высоким уровнем
инвестиционного риска ( как Россия ) делает ставку на широкий диапозон и
масштабность льгот. Нынешняя норма прибыли в европейских и
американских СЭЗ составляет 30-35% . В азиатских СЭЗ до
финансового кризиса транснициональные корпорации получали свыше 40%. Сроки
окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2-3 раза меньше. чем где-либо.
Сегодня в мире насчитывается свыше 1000 СЭЗ. Из 100 стран ,
в которых они имеются. их больше всего в США - около 200. В 80-е гг. мощно
стартовала Азия- Китай и Вьетнам, где СЭЗ в буквальном смысле
раскрутили экономику этих государств.
Ирландия
Аэропорт Шеннон, расположеный в юго-западной части Ирландии ,
являлся одним из крупнейших в Европе и
обеспечивал дозоправку авиалайнеров трансатлантических рейсов.
Но с появлением в 50-х годах реактивных самолётов , способных преодолевать
большие расстояния без промежуточных посадок для дозаправки топливом
, активность аэропорта Шеннон стала резко снижатися, а экономика
прилегающего района оказалась под угрозой кризиса . Появилась
безработица и стал возрастать уровень эмиграции. Всё это побудило
правительство Ирландии искать пути решения этой проблемы.
Было поставленно 3 задачи:
-создать промышленный парк вблизи аэропорта ;
-активизировать деятельность и повысить роль аэропорта
через торговлю и туризм;
-обеспечить занятость населения и этим сдерживать эмиграцию.
В 1959 году на небольшой территории (100 га) вблизи
аэропорта была создана экспортно-производственная зона , которая стала
развиваться в два этапа. Развитие зоны началось с международного туризма
и беспошлинной торговли. Здесь был открыт первый в мире
"Дьюти фри шоп" . Параллельно с этим создавался промышленный
парк, правда очень медленно. В результате в 1980 году был открыт
инновационный центр "Лимерик", благодаря чему стал
возможен переход к высокотехнологичным производствам. Опыт
Ирландии в области создания экономических зон был использован
азиатскими странами.
Китай
Кииайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет.
С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов(ОЭР). Все они
расположенны в юго-восточной части Китая.
ОЭР ориентированны на внешние рынки . Из пяти особых экономических
районов экспортируется более 50 % производимой там продукции ;
развивается здесь главным образом обрабатывающая промышленность , а
также сфера НИОКР и торгово - сбытовая сеть. На территории
особых районов осуществляется специфическая экономическая
политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуютя там
многими таможенными и налоговыми льготами , им предоставлены большие
права и полномочия . Это позволяет Китаю приобретать самые совершеные
виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления
производством , получать надежную информацию о положении на мировых
товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих
кадров.Всё это было достигнуто после ясно заявленной
политичесаой воли китайского руководства, а также в результате
выполнения огромной строительной программы , связанной с необходимостью
создания современнейшей инфраструктуры. На 80 % затраты этого рода легли
на китайскую сторону.
В 1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли 14
городов - все крупные портовые города страны. Им отведена роль
"окон" и посредников на внешнем рынке . Созданные в этих
городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных
инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется
тысячами, а объём привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких
десятков миллиардов долларов.
С середины 90-х годов в СЭЗ Китая ежегодно привлекается
около 40 млрд. долларов.
После 1991 года статус открытых для внешнго мира получил и ряд
приграничных городов . Приграничные города обладают преимуществами для
развития торгово-экоомического сотрудничества с соседними странами. среди
которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток.
Помимо достоинств развития СЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:
-в производственной сфере из-за опережающего
роста обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии
сырьевой базы;
-приоритетное развитие зон привело к разрыву в
уровнях развития этих территорий и других районов страны.
США
Первые
СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли.
Целью их была активизация внешнеторговой деятельности
посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.
При
этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на
детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были
превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных
зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые
в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки
снижались и тогда , когда в зоне осуществлялась "доводка"
продукции фирм США для последующего экспорта . Если же товары из зоны шли в
США, они в обязательном порядке проходили все
таможенные процедуры , предусмотренные законодательством страны.
Также происходит
ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г их
насчитывалось 84;
здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее
крупная в США
научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина") .
Она осуществляет 20%
мирового производства средств вычислительной техники и
компьютеров. В
ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем
инвестиций должен при
этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных
рабочих мест - 100
тысяч.
Как
мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями,
которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на
территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация
внешнеторговой деятельности , увеличение объемов
экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование
промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций,
подъем депрессивных территорий, выравнивание ежрегиональных различий.
Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и
таможенные льготы, различные преференции. Россия , в общем, переняла
этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента
модернизации экономики и привлечения в страну
иностранныхинвестиций зональные льготы стали
средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских
группировок и способом первоначального накопления капиталов , впоследствии
утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия , чтобы
преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот
определенным предприятиям , отраслям или территориям, а с целью
стимулирования новых форм хозяйствования , промышленного
производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих
технологический прорыв России в ХХI век . Другое стратегически
оправданное направление - реализация преимуществ транспортно
-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий.
Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных
зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а
также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов , пока
что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР .
Таким
образом , рассмотрение мирового и отечественного опыта создания
свободных экономических зон позволяет заключить следующее:
-мировая практика показывает , что создание СЭЗ - весьма
действенное направление развития экономики отдельных территорий и
регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических
зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических
задач, реализацию стратегических программ и проектов;
-территории , наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как
правило, приграничное положение, а также располагают развитой
транспортной,
производственной
и социальной инфраструктоурой. В отдельных случаях создание СЭЗ
оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не
обладающих
указанными преимуществами , но располагающих высокой
концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать
важные долгосрочные общегосударственные задачи;
-вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался
недостаточно
последовательно , при отсутствии конструктивной концептуальной
основы
и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его
жесткая
политизированность в ущерб экономической сути.
2. СОВРЕМЕННЫЕ СЭЗ
В РОССИИ
2.1. Типы российских СЭЗ
Практика
создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России
показывают,
что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие
Страницы: 1, 2, 3
|