рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Свободные экономические зоны России и перспективы их развития

политики:

          -урезание   (до 1-2 кв.км)   возможных   размеров свободных зон, исключающее создание ;

          - относительно  крупных   комплексных зон свободного предпринимательства;      

          - формальное   заимствование  и  перенос  на  российскую    почву простейших образцов из  мировой  зональной  практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с  национальной промышленной политикой;

           -усложненная   система  управления зонами, сопряженная с многочисленными  бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон  по  инициативе

"снизу".

Ряд   регионов ,   не   дожидаясь  соответствующих законодательных решений, начал

интенсивную работу по   реализации  проектов  точечных и локальных с таможенных зон  (обустройство  территории,  создание  Компании    развития  и  т.п.). Они сумели

мобилизовать    необходимые   стартовые   средства   (     кто  -  частные ,   а      кто   -государственные  ) ,  и  это  предопределило  их ближайший успех. Первая по такому пути   пошла   СЭЗ  " Находка " :    опираясь   на п равительственное постановление о

принципиальной возможности создавать на своей    территории таможенные зоны, а

также - специально предоставленным   на  эти  цели  бюджетным кредитом Минфина (март 1995 г.),   она   образовала  первую    подобную   зону   уже к лету 1995 г. В том же   направлении , но уже без федеральной государственной поддержки, действовали

правительство       Московской   области   ( проект  СЭЗ   " Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (СЭЗ "Гавань"),   администрация   Ульяновска ( зона в районе городского аэропорта).

 

Напротив ,   другие   крупные    территории активизировали усилия по лоббированию

эксклюзивных     правительственных  решений, гарантирующих им либо воссоздание

прежних, либо получение     принципиально     новых индивидуальных преференций. Следует   отметить  ,     что   правительство   -    вразрез      с собственным   курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ    поддалось   этому   давлению  :    был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области а в июле 1994 г.     была    создана      зона    экономического         благоприятствования     в   Ингушетии  -  "  своеобразная  модель    оффшорной    зоны ,     весьма   далекая от общепринятых стандартов" . Причем, когда в  марте   1995   г.   все   индивидуальные таможенные льготы в РФ  были  вновь   официально отменены, борьба территорий за особые   привилегии   не   опрекратилась  .   В   частности , Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного  федерального   Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской  области " ,  возвращавшего   ей режим   таможенной   экстерриториальности .  22    января   1996   г .  этот Закон был подписан Президентом.

 

К началу 2000 года в РФ на федеральном   уровне официально существовало 12 СЭЗ, большая часть из которых была создана ещё в  начале  90-х гг. ,  и   сегодня   реально функционируют скорее на бумаге , чем на деле.

 

 

              1.4.Зарубежный опыт в создании СЭЗ

 

СЭЗ   ,   расположенные   в   странах  с   благоприятным  инвестиционным климатом, основной упор делают не на разнообразие льгот, а на привлекательность и   прибыль вложений. Страны с высоким уровнем инвестиционного риска  ( как Россия )  делает ставку на широкий диапозон и масштабность льгот.  Нынешняя   норма   прибыли   в европейских и   американских     СЭЗ   составляет   30-35% .  В   азиатских    СЭЗ   до финансового    кризиса транснициональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2-3 раза меньше. чем где-либо.

 

Сегодня   в   мире    насчитывается   свыше   1000  СЭЗ. Из 100 стран , в которых они имеются. их больше всего в США - около 200. В 80-е гг.   мощно   стартовала    Азия- Китай и Вьетнам, где СЭЗ   в   буквальном   смысле   раскрутили     экономику    этих государств.

 

Ирландия

 

Аэропорт   Шеннон,  расположеный в юго-западной части Ирландии , являлся одним из крупнейших     в    Европе       и         обеспечивал          дозоправку     авиалайнеров трансатлантических  рейсов.  Но   с  появлением в 50-х годах реактивных самолётов , способных преодолевать  большие  расстояния   без   промежуточных   посадок    для дозаправки топливом , активность аэропорта   Шеннон   стала   резко   снижатися,   а экономика  прилегающего    района   оказалась   под   угрозой  кризиса  .   Появилась безработица и стал возрастать уровень эмиграции. Всё это  побудило   правительство Ирландии искать пути решения этой проблемы.

 

Было поставленно 3 задачи:

          -создать промышленный парк вблизи аэропорта ;

          -активизировать деятельность и повысить роль  аэропорта   через   торговлю   и туризм;

          -обеспечить занятость населения и этим сдерживать эмиграцию.

 

В   1959   году   на    небольшой   территории (100 га) вблизи аэропорта была создана экспортно-производственная зона , которая стала развиваться в два  этапа.   Развитие зоны началось с международного туризма  и   беспошлинной   торговли.   Здесь   был открыт первый в    мире   "Дьюти    фри  шоп"   .   Параллельно   с   этим    создавался  промышленный парк, правда  очень медленно. В результате в 1980 году был   открыт инновационный центр "Лимерик",   благодаря   чему   стал    возможен    переход     к высокотехнологичным     производствам.    Опыт   Ирландии   в   области     создания экономических зон был использован азиатскими странами.

 

Китай

 

Кииайская   практика   создания  СЭЗ    насчитывает    около 20   лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых  экономических районов(ОЭР). Все они расположенны в    юго-восточной части Китая.

 

ОЭР    ориентированны  на внешние рынки . Из пяти особых экономических районов экспортируется более  50 %    производимой    там   продукции  ;  развивается    здесь главным образом обрабатывающая   промышленность , а  также   сфера    НИОКР    и торгово - сбытовая сеть. На    территории       особых      районов         осуществляется  специфическая экономическая политика и особая система управления.  Иностранные инвесторы пользуютя там многими таможенными     и   налоговыми    льготами ,   им предоставлены большие права  и полномочия . Это позволяет    Китаю    приобретать самые совершеные виды техники и технологии, заимствовать  современные   методы управления производством , получать    надежную   информацию   о   положении   на мировых товарных и финансовых рынках,    повышать   уровень   подготовки    своих кадров.Всё это было достигнуто  после    ясно    заявленной      политичесаой      воли китайского руководства, а также в результате выполнения    огромной   строительной программы   ,   связанной        с    необходимостью        создания       современнейшей инфраструктуры. На 80 % затраты этого рода легли на китайскую сторону.

 

В       1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов - все крупные портовые города страны. Им отведена  роль   "окон"   и     посредников     на внешнем рынке . Созданные в этих городах зоны технико-экономического   освоения притягивают к себе иностранных инвесторов.   Число   совместных   предприятий    в этих городах исчисляется тысячами, а объём привлекаемых   капитальных   ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов.

 

С середины  90-х годов  в    СЭЗ   Китая   ежегодно    привлекается    около   40 млрд. долларов.

 

После   1991  года  статус  открытых  для внешнго мира получил и ряд приграничных городов . Приграничные  города   обладают  преимуществами  для развития торгово-экоомического   сотрудничества  с соседними странами. среди которых видное место занимает  Восточная Сибирь и Дальний Восток.

 

Помимо достоинств развития СЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:

          -в производственной    сфере  из-за    опережающего   роста    обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии сырьевой базы;

          -приоритетное       развитие   зон    привело   к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны.

 

США

Первые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в   виде зон    внешней    торговли. Целью их была   активизация       внешнеторговой        деятельности        посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

 

При           этом     главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на    детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах,    выводились   из-под   таможенного контроля в США, если импортируемые в зону  товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и    тогда ,       когда      в    зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего   экспорта .  Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке          проходили        все          таможенные       процедуры , предусмотренные законодательством страны.

 

Также происходит ускоренное развитие и научно-технических зон.    В  1973    г     их

насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых.     Наиболее

крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая  долина") .

Она осуществляет 20% мирового производства средств  вычислительной  техники и

компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000   СЭЗ. Объем

инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных

рабочих мест - 100 тысяч.

 

 

 

Как        мы   видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями,  которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на    территории   целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой        деятельности   ,          увеличение      объемов экспорта, создание дополнительных    рабочих      мест,  стимулирование промышленного производства, привлечение    в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание       ежрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы    -   это  налоговые и таможенные льготы, различные преференции. Россия  ,        в    общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента          модернизации          экономики         и      привлечения    в     страну иностранныхинвестиций зональные    льготы        стали       средством           скрытого субсидирования    отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления     капиталов ,   впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие    условия ,    чтобы   преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот       определенным     предприятиям ,      отраслям    или территориям, а с целью стимулирования новых форм    хозяйствования      ,   промышленного    производства развития     внешнеэкономических      отношений, обеспечивающих технологический прорыв     России  в    ХХI     век .    Другое стратегически оправданное направление - реализация        преимуществ       транспортно -географического положения России и потенциала ее    припортовых  территорий.   Создание в некоторых районах широкой сети    свободных       таможенных       зон  ускорило        бы        интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки   товаров   и капиталов  ,     пока    что      направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР .

Таким         образом  ,    рассмотрение       мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:

          -мировая        практика    показывает ,    что создание СЭЗ - весьма действенное направление     развития   экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание    и     развитие     свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных       приоритетных      экономических   задач, реализацию стратегических программ и проектов;

          -территории   ,      наиболее     благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение,  а   также   располагают   развитой транспортной,

производственной   и  социальной инфраструктоурой. В отдельных случаях создание СЭЗ   оказывается   целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не

обладающих         указанными      преимуществами   ,     но    располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов,      позволяющих      решать        важные долгосрочные общегосударственные задачи;

          -вопрос        о      свободных экономических зонах в России до сих пор решался

недостаточно       последовательно ,  при отсутствии конструктивной концептуальной

основы   и   достаточной    правовой  базы. Основной чертой этого процесса была его

жесткая политизированность в ущерб экономической сути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ СЭЗ В РОССИИ

 

                         2.1. Типы российских СЭЗ

 

Практика    создания    имеющихся   и    проекты будущих СЭЗ на территории России

показывают, что в   зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.