рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалки по экономической теории

Трудовая теория стоимости Маркса. Цена – денежное выражение стоимости товара.

Затратная теория стоимости: в стоимость товара включается не только труд, но и все затраты производства (издержки пр-ва).

В 70-ч годах 19 века маржиналисты выдвинули Теорию предельной полезности. Суть в том, что предельная полезность – полезность какого либо товара, который дополняет уже имеющийся объем товаров данного вида. Закон убывающей полезности благ: чем больше благ на рынке, тем предельная полезность последнего блага будет меньше и наоборот.

Поэтому чем больше на рынке будет товаров и пред полезность низкая, тем цена будет ниже и наоборот.

Когда предельная полезность низкая цена будет низкой и эта цена будет распространяться на все товары данного вида на рынке.

Выводы: 1.издержки пр-ва не играют роли при рождении цены. 2.К концу 19 века было две теории (2 позиции) : либо полезность, либо затраты в основе цены. А. Маршалл объединил их в одну: ножницы Маршалла. По его теории рыночная цена всегда имеет двойственную основу: с одной стороны – издержки, с другой – полезность.

Т.к. у рынка 2 полюса – спрос и предложение, то с точки зрения продавцов – в основе издержки, а с точки зрения покупателей – полезность. Поэтому перед сделкой получаются две цены – цена продавца и цена покупателя. В идеале – эти цены равны.


19. Деньги: происхождение, сущность, функции. Природа современных денег.

Деньги имеют товарное происхождение, для развития и упрощения, а также для удобства обмена.

Деньги – универсальный товар.

Далее роль денег завоевывают драгоценные металлы (золото и серебро), а позже только золото.

Маркс: деньги – всеобщий эквивалент. «Полноценные деньги» - деньги как золото.

5 функций денег по Марксу:

1.мера стоимости (измерение стоимости любого товара),

2. средство обращения. Наличные деньги вступают в процесс обмена: покупка и продажа. Тут же возможны заменители «полноценных денег » по Марксу,т.е. денег как золото. У заменителей нет собств стоимости, но есть золотое содержание.

3. Средство накопления. Накопление золота в виду полноценных денег.

4. Средство платежа. Деньги не встречаются лицом к лицу (либо кредит либо аванс), т.е. БЕЗНАЛ.

5. Мировые деньги – в международных экономических отношениях. Маркс: в этом случае деньги выступают как слитки золота.

Современная эконом теория считает, что современные деньги (без золотого запаса) выполняют след функции:

1. Измерительная (мера стоимости)

2. Универсальное ср-во обмена (ГЛАВНАЯ функция). Это ср-во объединило наличные и безнал деньги.

3. Ср-во накопления.

Сегодня обеспечением современных денег явл товарное обеспечение.


20. Сущность и функции рыночной конкуренции

В рыночной экономике главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экон. выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. Она была названа борьбой всех против всех

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы - борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экон. оптимальные рез-ты пр-ва и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей.

Без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются основные функции конкуренции:

Регулирующая фун-я конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по пр-ву каждого конкретного вида товара. Она указывает пр-лям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в пр-ве. Аллокационная ф-ция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов пр-ва в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Инновационная ф-ция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП. Адаптационная ф-ция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды. Распределительная ф-ция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма пр-ных благ среди потребителей. Контролирующая ф-ция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Согласно исследованиям Портера, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.2. Конкуренция среди товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены. 3. Угроза появления новых конкурентов. 4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.5. -||- покупателей.

Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт:

- мобильностью ресурсов внутри рынка;

- свободными входом и выходом на рынок;

- независимостью действий продавцов друг от друга;

- однородностью произведенной продукции;

- объемом реализуемой продукции;

- доступностью и полнотой информации о ценах.

Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.

Несовершенная, монополистическая конкуренция возникла в конце XIX - начале XX вв. в связи с образованием монополий. Данный период характеризуется концентрацией капитала, возникновением акционерных обществ. Термин "монополия" в буквальном смысле слова означает наличие единственного продавца товара. Основными чертами монополистической конкуренции являются высокие монопольные цены и монопольные прибыли.

Любая форма конкуренции основана на применении ценового механизма. Формирование цен происходит в рез-те трехстороннего соперничества. В этой связи различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализуемый продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий: продавец-монополист, обладающий незначительной степенью монопольной власти; продавец ранжирует покупателей по группам, согласно их платежеспособности; первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовывать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов).

Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: первое - совершенствование технической стороны товара; второе - улучшение приспосабливаемое товара к нуждам потребителя.


21. Совершенная конкуренция и ее признаки.

В рыночной экономике главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экон. выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. Она была названа борьбой всех против всех

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы - борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экон. оптимальные рез-ты пр-ва и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей.

Без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Выделяются основные функции конкуренции:

Регулирующая, аллокационная, инновационная, адаптационная, распределительная, контролирующая.

Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт:

- мобильностью ресурсов внутри рынка;

- свободными входом и выходом на рынок;

- независимостью действий продавцов друг от друга;

- однородностью произведенной продукции;

- объемом реализуемой продукции;

- доступностью и полнотой информации о ценах.

Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.

Несовершенная, монополистическая конкуренция возникла в конце XIX - начале XX вв. в связи с образованием монополий. Данный период характеризуется концентрацией капитала, возникновением акционерных обществ. Термин "монополия" в буквальном смысле слова означает наличие единственного продавца товара. Основными чертами монополистической конкуренции являются высокие монопольные цены и монопольные прибыли.

Любая форма конкуренции основана на применении ценового механизма. Формирование цен происходит в рез-те трехстороннего соперничества. В этой связи различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализуемый продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий: продавец-монополист, обладающий незначительной степенью монопольной власти; продавец ранжирует покупателей по группам, согласно их платежеспособности; первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовывать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов).

Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: первое - совершенствование технической стороны товара; второе - улучшение приспосабливаемое товара к нуждам потребителя.


22. Несовершенная конкуренция и ее формы

Подавляющее большинство рынков – это рынки несоверш. конкуренции: механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка)  действуют на них несовершенно.

Предпосылками несов. конкуренции являются: Господство на значительной доле рынка отдельных пр-лей; Наличие барьеров для проникновения в отрасль новых пр-лей; Многообразие товаров; Несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Монополистическая конкуренция – форма несов. конкуренции, которая сочетает в себе элементы монополии и конкуренции.

Черты монополистической конкуренции: 1)дифференциация продукции. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других фирм. Дифференциация продуктов возникает благодаря существующим между ними различиям в качестве, сервисе, рекламе; 2)малые размеры и многочисленность фирм; 3)низкие барьеры (дифференциация пр-ции). Дифференциация продукта обеспечивает фирмам монопол преимущества и создает для фирмы преимущества; 4) несовершенная информация

Черты монополистической конкуренции:1.равновесная цена при монополистической конкуренции превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции, 2.при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный объем выпуска продукции.

Олигополия. Основные черты олигополистического рынка: 1.однородность или разнородность продукции;2.Немногочисленность и крупные размеры фирм; 3.Крупные барьеры (размер фирмы); 4.Несовершенная информация (субъективный фактор).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.