б)
гарантия завершения проекта включает обязательство спонсоров не отказываться от
осуществления проекта;
в)
гарантия обеспечения снабжения всем необходимым фирмы, занимающейся реализацией
проекта. Банк может запросить контракт между спонсором и этой фирмой об
условиях этого снабжения;
г)
дополнительной гарантией может служить депозит спонсора или фирмы, реализующей
проект, в банке-кредиторе на определенную сумму.
Эти
гарантии спонсора или его банка страхуют часть кредита, который предоставляется
в период разработки и строительства до нормального функционирования объекта.
Банк-кредитор в этот период не несет риска.
В-шестых, банк принимает риск, возникающий при
эксплуатации кредитуемого объекта. Банк настаивает на заключении контракта
фирмы с потребителями продукции, страхуя себя от коммерческого риска на период
до полного погашения кредита. Банк компенсирует повышенный риск увеличением
размера маржи.
В-седьмых, при оценке кредитуемого объекта банк
анализирует отношение общей суммы ожидаемых чистых поступлений к общей сумме
основного долга и процентов по кредиту.
Этот
коэффициент обеспечения должен быть не меньше 1,3, в зависимости от степени
риска и специфики отрасли.
В-девятых, погашение кредита осуществляется
последовательно. Его график увязан с эксплуатационным циклом. Погашение кредита
начинается после достижения определенного уровня производительности.
26. Валютные ограничения.(стр.170)
Валютные
ограничения – законодательное
или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций
резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это
составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного
законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.
При
валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяются наличие
валютных лицензий, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на
национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета
и отчетности по валютным операциям.
При
валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на
центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы.
В
России органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство
РФ, в рамках которого – Министерство финансов, Министерство экономического
развития и торговли, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная
служба и др.
Агентами
валютного контроля выступают уполномоченные коммерческие банки.
Цели:
1)
выравнивание платежного баланса;
2)
поддержание валютного курса;
3)
концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и
стратегических задач. Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения
используются военно-промышленными комплексами для импорта военно-стратегических
товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Валютные
ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют
перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных корпораций
за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной
валюте.
Принципы
валютных ограничений:
-централизация
валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;
-лицензирование
валютных операций - требование предварительного разрешения органов валютного
контроля на их проведение;
-полное
или частичное блокирование валютных счетов;
-ограничение
конвертируемости валют. Соответственно вводятся разные категории валютных
счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с
использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным
соглашениям, клиринговые,блокированные и др.
Различаются
две основные сферы валютных
ограничений: текущие и финансовые операции платежного баланса.
По
текущим операциям практикуются следующие их формы:
-блокирование
выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение
их возможностей распоряжаться этими средствами;
-обязательная
продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и
уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка;
-ограниченная
продажа иностранной валюты импортерам .
-запрещение
экспорта товаров на национальную валюту;
-запрещение
оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
-регулирование
сроков платежей по экспорту и импорту .
27. Международный валютный фонд (МВФ).(стр.387)
Международный
валютный фонд специализированное
учреждение ООН - создан в 1945 г.
Одной
из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттонвудским
соглашениями было урегулирование и поддержание устойчивости паритетов валют
стран-членов, выраженных в золоте или долларах.
Цели
МВФ:
—
поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
—
способствование сбалансированному росту в области валютной политики;
—
способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и
поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития
производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели
экономической политики;
—
поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между
государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из
соображений конкуренции;
—
участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение
ограничений на трансфер валюты;
—
предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов
государств-членов.
Функции
МВФ:
—
соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах
международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
—
финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;
—
консультирование и сотрудничество.
Организационная
структура МВФ
Высшим
руководящим органом МВФ
является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно
ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального
банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет.
В
ведение Совета входят:
изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение
и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.
Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по
вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу.
Временный
комитет собирается на заседания
дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию
платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам
использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных
ситуаций в мировой валютной системе, и т.д.
Исполнительный
совет (Директорат) отвечает за
текущие дела МВФ. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в
неделю под председательством директорa-распорядителя. Как правило, Директорат
принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены
административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются
только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют
права оказывать на них давления.
В функции
директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных
лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами,
генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой
и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).
Уставный
фонд МВФ образуется за счет
взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них
квотой. Квоты служат для определения объема финансового взноса каждого члена;
размеров кредитов в МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества
голосов, имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности
воздействовать на политику этой организации.
Устав
МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся
главным источником финансирования, Фонд может использовать также заемные
средства. МВФ может делать заем как у государств и международных организаций,
так и на мировом финансовом рынке.
Кредитная
деятельность МВФ. МВФ за счет
собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте
или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции
осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда:
казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами.
Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты на национальную
(или предоставления СДР), на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от
квоты. Их погашение производится в течение 4—10 лет.
Одной
из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание
специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в
посредничестве при получении нуждающимися странами средств.
28. Формы валютной политики. (стр.159)
-дисконтная политика предполагает изменение
учетной ставки ЦБ для воздействия на международное движение капитала и динамику
внутренних кредитов, денежной массы и цен страны.
-девизная политика- метод воздействия на
валютный курс, чтобы снизить или повысить его путем массированной купли-продажи
иностранных валют, осуществляется в форме валютных интервенций ЦБ. В ходе
интервенции ЦБ покупает иностранную валюту, когда ее предложение избыточно,
вследствие чего валютный курс находится на низком уровне и продает ее, когда
предложение недостаточно, тем самым ЦБ способствует уравновешиванию спроса и
предложения и ограничивает пределы колебаний курса национальной ден единицы.
Интервенции не эффективны в условиях валютных кризисов и нестабильной фин
ситуации.
-диверсификация валютных резервов – действия
государства, банков и других участников валютного рынка, направленных на
регулирование структуры своих валютных активов путем включения в их состав
разных валют. Необходимость диверсификации вызвана потребностью снижения
валютного риска, обеспечения высокой надежности размещения средств.
-девальвация и ревальвация валют
-валютные ограничения совокупность мероприятий и
нормативных правил, установленных в законодательном и административном порядке
по ограничению прав резидентов и нерезидентов в форме запрещения или
лимитирования при осуществлении ими валютных операций на территории государства
или резидентами за рубежом.
Цели валютных ограничений:
-выравнивание платежного баланса
-поддержка курса нац валюты
-концентрация валютных ценностей в руках государства
для решения экономических задач.
Формы валютных ограничений:
- осуществление платежей в иностранной валюте на
территории страны. Ден единица страны признается единственным средством
платежа, что сокращает спрос на иностр валюту на внутреннем рынке и
стабилизирует курс нац валюты
-осуществление зарубежных инвестиций резидентами и
инвестиций внутри страны нерезидентами
-перевод нац и иностр валюты заграницу
- порядок купли-продажи иностр валюты на территории
страны – внутренняя конвертируемость нац валюты.
Жесткость
ограничений зависит от конкретной ситуации в стране. Развитые государства
отходят от практики ограничений, а развивающиеся активно их используют
29. Международный банк реконструкции и развития
(МБРР).(стр. 418- 421)
Междунаро́дный
банк реконстру́кции и разви́тия— основное кредитное учреждение Всемирного
банка— специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный
институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями
Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.
Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в
силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР —
Вашингтон.
Цели
МБРР:
-
оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
-
содействие частным иностранным инвестициям;
-
содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание
равновесия платежных балансов;
-
сбор и публикация статистической информации,
Первоначально
МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических
государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции
в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время
Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной
Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала
ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Основные
направления деятельности МБРР
В
отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет
кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов
развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.
В
отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки,
объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта.
Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определенными
условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов.
Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы
предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной
сумме займа от трех до пяти лет.
Необходимо
подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта,
причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры:
энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов,
направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В
промышленность направляется менее 15% кредитов банка.
В
последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга
развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного
финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования
структуры экономики, оздоровления платежного баланса.
Механизмы
управления МБРР
Высшими
органами МБРР являются Совет
управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка
находится президент. Встречи Совета, состоящего из министров
финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с
МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются
квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР
являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии,
Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками
ресурсов банка помимо
акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом
на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
Группа
Всемирного банка. В дополнение
к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация
развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по
гарантированию инвестиций. Все эти финансовые институты работают в тесном
взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка. В начале 2009 г. в состав
членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк
и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд
долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|