Шпаргалки по предмету Управленческий учет
Шпоры по УУ
1.
Понятие
управленческого учета, метод, задачи и нормативное регулирование.
Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление БУ
организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией,
используемой и для планирования, управления, контроля и оценки организации в
целом, а также ее структурных подразделений.
БУУ – связующее звено между учетным процессом и управлением предприятия.
Предметом УУ является производственная деятельность организации и ее
отдельных структурных подразделений, называемых центрами ответственности (ЦО).
Под центром ответственности понимают структурное подразделение
организации, во главе которой стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и
средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса – показатель, определяемый для
данного подразделения руководством.
ЦО могут работать в 2-х направлениях согласно принципу эффективности оптимальными
будут решения, позволяющие реализовывать одну из двух задач:
1)
получить максимальный
результат при определенном заданном уровне вложения.
2)
довести до минимума
вложения необходимые для достижения заданного результата.
Объектом управленческого учета являются:
- издержки (текущие и капитальные) и его отдельных структурных
подразделений
- результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и
отдельных ЦО
- внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных
цен
- бюджетирование и внутренняя отчетность
- сегментарный учет является важнейшей составляющей управленческого
учета. Сегментарный учет можно определить как систему сбора, отражая и обобщая
информацию о деятельности структурных подразделений
- система управленческого контроля, основанная на информации
сегментарного учета и отчетности позволит руководителям всех уровней
реализовать одну из своих управленческих функций (функцию за контролем
выполнения управленческих решений).
Основная задача управленческого контроля состоит в обеспечении
согласованности поставленных задач, когда интересы каждого отдельно взятого
сотрудника совпадают с интересами всей организации.
Методы, используемые в УУ, разнообразны: -
некоторые элементы метода БУ (ФУ) (счета, двойная запись, инвентаризация и
документация, балансовое обобщение, отчетность); - приемы и методы, применяемые
в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и
т.д.); - математические методы (корреляция, линейное программирование, метод
наименьших квадратов и т.д.).
Основными задачами управленческого учета являются:
• учет наличия и движения материальных, финансовых и
трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;
• учет затрат и доходов и отклонений по ним от
установленных: норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным
подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям
и другим позициям;
• исчисление различных показателей фактической
себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и
плановых показателей (полной производственной себестоимости, неполной
производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции,
себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и т.п.);
• определение финансовых результатов деятельности
отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым
технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам
и другим позициям;
• контроль и анализ финансово-хозяйственной
деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров
ответственности;
• планирование финансово-хозяйственной деятельности организации
в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности;
• прогнозирование и оценка прогноза (предоставление
заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых
событий и их количественная оценка для целей планирования);
• составление управленческой отчетности и представление
ее управленческому персоналу и специалистам для управления производством и
принятия решении на перспективу.
2. Взаимосвязь управленческого учета с
финансовым и налоговым учетом.
Для целей налогообложения прибыли субъекты
хозяйствования в обязательном порядке ведут финансовый учет, который охватывает
информацию как для целей управления предприятием, так и для информационного
обеспечения внешних пользователей.
Управленческий учет охватывает все виды учетной
информации для управления в пределах одного хозяйствующего субъекта.
Отличительные признаки управленческого,
финансового и налогового учета
Отличительные признаки
|
Управленческий учет
|
Финансовый учет
|
Налоговый учет
|
1. обязательность ведения учета
|
необязательно, по решению администрации
|
обязательность ведения для всех без
исключения
|
ведение учета обязательно
|
2. правила ведения
|
устанавливается администрацией предприятия
|
Регулируется государственными нормативными актами и
национальными стандартами
|
Обеспечение непрерывного отражения фактов
хозяйственной деятельности, влекущих за собой изменение размера налоговой
базы
|
3. цели учета
|
обеспечение информацией внутренних
пользователей для планирования и прогнозирования управлением предприятия
|
составление отчетности для внешних
пользователей
|
Контроль за правильностью, полнотой и
своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов
|
4. источники информации
|
данные учетной системы отчета о проведении
НИИ работ, нормы расхода МПЗ, маркетинговые исследования о ситуации на рынке.
|
учетно-аналитические регистры бухгалтерской
службы предприятия
|
первичные учетные документы, аналитические
регистры налогового учета
|
5. пользователи
|
управленческий персонал предприятия
|
фискальные госорганы (внешние пользователи)
|
внешние и внутренние пользователи
|
6. точность информации
|
использование оперативных данных
|
точность экономической информации
подвергается аудиторской проверке и оценке надежности
|
точность экономической информации
подвергается аудиторской проверке (налоговый аудит)
|
7. частота подачи информации
|
ежедневно, ежемесячно, еженедельно
|
квартал, год (определено законодательством)
|
По мере окончания налогового периода
|
8. объекты и структура учета
|
объектом выступает отдельная управленческая
задача, доходы, издержки обращения активы, структура не имеет базисного
равенства
|
объектом выступает выручка и доход по
сегментам предприятия; базисное равенство: активы = обязательства +
собственный капитал
|
объектом выступают доходы и расходы
предприятия
|
9. формы подачи информации
|
денежное и натуральное выражения продукта
учета, результаты представляется в произвольной форме
|
денежное выражение продукта, результаты
представляются по формам Минфина ФНС (федеральная налоговая служба).
|
денежное выражение, результаты представляются
по формам Минфина ФНС (федеральная налоговая служба).
|
10. измерители информации
|
натуральные, трудовые, денежные
|
денежные
|
денежные
|
11. степень ответственности
|
дисциплинарные (замечание, выговор)
|
административная и уголовная ответственность
|
налоговая ответственность
|
12. способы группировки затрат и доходов
|
затраты группируются в разрезе статей
калькуляции, а доходы в разрезе структурных подразделений и видов продукции
|
затраты группируются и отражается в разрезе
экономических элементов, а доходы с учетом по предприятию и видам
деятельности
|
затраты группируются и отражается в разрезе
экономических элементов
|
13. причина учета
|
полезность информации для принятия
управленческих решений без законодательного регулирования
|
Стандартизированные общепринятые принципы учета
|
стандартизированные общепринятые принципы
учета
|
14. масштабы учета
|
центры ответственности
|
предприятие в целом
|
предприятие в целом
|
15. степень открытости информации
|
информация носит субъективный и
конфиденциальный характер и является коммерческой тайной
|
публичный характер, информация открыта
|
публичный характер, информация открыта
|
16. методы и способы отражения в учетной политике
|
используются методы и способы финансового
учета (математические, статистические, экономический анализ)
|
используются элементы бухгалтерского учета:
документация инвентаризация
|
документация
|
3. Функции бухгалтера-аналитика,
осуществляющего УУ.
Бухгалтера, наделенные управленческими
функциями называются бухгалтерами-аналитиками.
3 функции:
1) планирование – формирование итогов за
отчетный период, их обобщение, анализ. На стадии планирования
бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия, которые
затем сводятся в общий бюджет, представляемый на утверждение руководству.
Бухгалтер-аналитик участвует в разработке и
обсуждении производственной программы предприятия. В оценке предложений по
капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции,
рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены.
2) контроль – по окончании отчетного периода он
составляет отчет об исполнении бюджета каждым ЦО, в которых проводится
сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом
выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми
показателями.
Определяются причины этого, чтобы в дальнейшей
работе исключить их влияние. Отчеты, подготовленные буханалитиком с одной
стороны позволяет объективно оценить деятельность руководителей ЦО, а с другой
стороны объективно оценить и информировать менеджеров и руководство о том, на каких
участках достичь плановых показателей.
3) стимулирование. Бюджеты и отчеты,
подготовленные буханалитиком стимулируют деятельность персонала предприятия,
ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.
4. Понятие затрат,
эволюция методов их учета и классификация
Цель производственной деятельности предприятия - выпуск продукта, его
реализация и получение прибыли. В общей системе показателей, характеризующих
эффективность производства как всего предприятия, так и его подразделений,
главное место принадлежит себестоимости. Состав себестоимости определяется теми
издержками, которые ее формируют. Издержки производства представляют собой
затраты общественного труда на производство и реализацию продукции (работ,
услуг). В отечественной практике понятия "издержки" и
"затраты" отождествляются, и для характеристики издержек,
непосредственно связанных с производством, применяется термин "затраты на
производство". Управленческий учет затрат на производство состоит в
наблюдении и анализе использования затрат и результатов прошлой, настоящей и
будущей производственной деятельности, соответствующей определенной модели
управления, ориентированной на выполнение основной цели предприятия (см. кн.
С.А. Николаевой "Принципы формирования и калькулирования
себестоимости"). Огромное значение для правильной организации учета затрат
имеет их научно обоснованная классификация. Нормативными документами по
планированию и исчислению себестоимости продукции предусмотрены следующие
группировки затрат:
по составу - одноэлементные и комплексные;
по видам - экономически однородные элементы и статьи калькуляции;
по отношению к объему производства - постоянные и переменные;
по назначению - основные и накладные;
по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции - прямые
и косвенные;
по характеру затрат - производственные и внепроизводственные;
по степени охвата планом - планируемые и непланируемые.
Принятая классификация издержек производства выполняет определенную
функцию в системе калькулирования продукции, но не отвечает задачам
управленческого учета. К основным задачам управленческого учета относят: расчет
себестоимости производственной продукции и определение полученной прибыли,
принятие управленческого решения и планирование, контроль и регулирование
производственной деятельности центров ответственности.
Для решения каждой из названных задач определяется соответствующая
классификация затрат.
Эволюция методов
учета затрат
В течение
продолжительного времени затраты выявляли и учитывали так называемым котловым
методом. В едином бухгалтерском регистре в течение всего отчетного периода
учитывали все средства, израсходованные на производство, независимо от места
их потребления и их целевой направленности. В результате выходили на общую
сумму затрат за период без учета ассортимента и структуры выпущенной продукции.
«Котловой» метод не выявлял возможностей снижения затрат, его основным
недостатком являлась обезличенность информации.
В 1887 г.
английские экономисты, Фельс и Гарк, предприняли попытку создать более
мобильную систему учета затрат, повышающую информативность данных о затратах и
способствующую усилению контроля за их использованием. В основе этой системы
лежало деление затрат на фиксированные (сегодня это постоянные расходы) и
переменные (условно-переменные). Ученые установили, что изменение фиксированных
затрат напрямую не зависит от объема произведенной продукции, а переменные затраты
увеличиваются или уменьшаются прямо пропорционально росту или снижению объема
производства. Это привело к мысли, что увеличить объем производства можно при
расходе меньших ресурсов, чем считалось ранее, т. к. условно-постоянные затраты
увеличиваются неравномерно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|