рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпоры по бюджетной системе

Шпоры по бюджетной системе

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

1. Бюджетная система р.ф., ее структура и принципы построения.

Бюд.Сис.-это основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах совокупность федерального бюд.бюд.субьектов Р.Ф..местных бюд. и бюджетов внебюджетных фондов Р.Ф. регулируемая нормами права, законами Р.Ф.и ее субьектов..

Бюд. сис. - главное звено финансовой системы гос-ва.

Основы бюд.уст-ва Р.Ф. определяются Конституцией страны и ее гос-ным устройством как федеративной республики,субъектами Федерации которой явл-ся республики в составе Р.Ф., края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из 3-х уровней:

·    федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·    бюджетов субъектов Р.Ф.(региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

·    местных бюджетов.

Бюд.Сис.Р.Ф.включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты. Консолидированный бюджет Р.Ф.- это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф. Консолид. бюджет Р.Ф. включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Р.Ф.. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Р.Ф. включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Р.Ф.и, и местные бюджеты.

Принципы функционирования бюджетной системы Р.Ф. следующие:

1.    единство бюджетной системы;

2.    разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы;

3.    самостоятельность бюджетов разных уровней;

4.    полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

5.    сбалансированность бюджета;

6.    эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7.    общее покрытие расходов бюджета;

8.    гласность;

9.    достоверность бюджета;

10.              адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2)      обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)      доходов всех звеньев бюджетной системы;

4)      наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5)   самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней

Принцип Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Р.Ф. - означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Р.Ф., органами гос. власти субъектов Р.Ф. и органами мест. самоуправления. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Р.Ф. в распоряжение органов государственной власти Р.Ф., органов государственной власти субъектов Р.Ф. и органов местного самоуправления. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

 Разграничение бюд. доходов и расходов между фед. и региона.  бюд-ми  относится к ведению федеральных органов. В основе процесса распред. дох. и расход. между звеньями бюд. системы заложен принцип равенства бюджетов субьектов Р.Ф. во взаимоотношениях с фед. бюд. и местных бюд. с региональными бюд., который предполагает использование а) единой методики расчета финансовых затрат на предоставление гос. и мун. услуг, б) нормативов расчета фин. помощи террит. бюд-там, в) а также единый порядок уплаты фед. и регион. налогов. В процессе перераспределения бюджетных доходов дожен соблюдаться принцип самостоятельности всех бюджетов:

1) право законодательных (представительных) органов гос. власти и органов мест. самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Р.Ф.;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

 Бюд. Код. (ст48) установлено, что при распределении налоговых дох. по уровням бюд. сис. налоговые доходы субьектов Р.Ф. должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюд-та. Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, в составе Р.Ф., краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмезные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Р. Ф. или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов. К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле. Кроме отчислений от фед. и рег. налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии. Помимо отчислений от гос. дох. и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Регулирование межбюд. отношений  осуществляется на основе формирования и распределения ФОНДА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАМ (ФФПР) который  был создан в 1993г. для оказания фин. помощи бюджетам субьектов Р.Ф. в форме трансфертов. ФФПР формирует свои средства за счет средств фед. бюд-та. Средства этого фонда  распределяются в виде транфертов между регионами, нуждающимися в поддержке, т.е.в кот. среднедушевой уровень доходов ниже среднедушевого дохода по бюд. всех субьектов Р.Ф. Распределение средств Фонда осуществляется по единой методике и формуле, учитыающей бюж. доходы соответствующего бюд-та и численность населения, проживающего на соотв. территории. Средства ФФПР Р.Ф. формируется за счет путем отчислений от федеральных и региональных налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетный  процесс: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы.

Основным документом который регулирует бюд.процесс в Р.Ф.является Бюджетный кодекс-3-я часть. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс. Это деятельность органов гос. власти  и местного. самоуправления по составлению, рассмотрению, тверждению и исполнению бюджетов соответсвующего уровня. Принципами организации бюд.процесса явл.:- 1. единства, выражающееся в единой правовой базе, единой бюд. классификации, единстве форм бюд. документации, единстве денежной  системы ; - 2. самостоятельность бюд. процесса каждого органа законадательной и исполнительной власти, наличие собственных источников доходов и их  исрользования: - 3. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюд-в.

Участники бюд.процесса: (статья 152 Бюд.кодекса): в 1)- очередь - это президент Р.Ф.-

2)- оч.-  органы законад. власти Р.Ф. (Федеральное собрание РФ (Гос Дума м Совет федерации)), на регион. уровне Городская Дума или Совет народных депутатов ,

в 3)- оч. Органы исполнительной власти (правительство,министерства и ведомства, высшие должностные лица),4)- органы денежно-кредитного регулирования (Центробанк Р.Ф.)

5)-Органы госудасударственного и муниципального финансового контроля

6)-Гос. внебюджетные фонды 7)Иные органы на кот. Законад. Р.Ф.возложены налоговые ,бюдет. полномочия

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.