Шпоры по бюджетной системе
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Бюджетная система р.ф., ее структура и
принципы построения.
Бюд.Сис.-это
основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых
нормах совокупность федерального бюд.бюд.субьектов Р.Ф..местных бюд. и бюджетов
внебюджетных фондов Р.Ф. регулируемая нормами права, законами Р.Ф.и ее
субьектов..
Бюд. сис. - главное звено финансовой системы гос-ва.
Основы бюд.уст-ва Р.Ф. определяются Конституцией страны и ее гос-ным устройством как
федеративной республики,субъектами Федерации которой явл-ся республики в
составе Р.Ф., края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и
Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации
состоит из 3-х уровней:
· федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
· бюджетов субъектов Р.Ф.(региональных бюджетов)
и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
· местных бюджетов.
Бюд.Сис.Р.Ф.включает: федеральный бюджет, 21
республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов
и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной
области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных
бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты. Консолидированный
бюджет Р.Ф.- это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф.
Консолид. бюджет Р.Ф. включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты
субъектов Р.Ф.. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Р.Ф. включает
региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Р.Ф.и, и местные бюджеты.
Принципы функционирования бюджетной системы
Р.Ф. следующие:
1.
единство бюджетной
системы;
2.
разграничение доходов и
расходов между уровнями бюджетной системы;
3.
самостоятельность бюджетов
разных уровней;
4.
полнота отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5.
сбалансированность
бюджета;
6.
эффективность и
экономность использования бюджетных средств;
7.
общее покрытие расходов
бюджета;
8.
гласность;
9.
достоверность бюджета;
10.
адресность и целевой
характер использования бюджетных средств.
Федеративное устройство России, разграничение прав и
полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой
финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм - это разделение полномочий между
центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного
самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по
расходам между органами власти всех уровней управления;
2)
обеспечении
соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для
выполнения ими возложенных на них функций;
3)
доходов всех звеньев
бюджетной системы;
4)
наличии единых для каждого
звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов
регулирования бюджетов;
5)
самостоятельности и
равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются
в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений
использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета
соответствующим представительным органом власти и т.д.
2. Основы разграничения доходов и расходов между
бюджетами разных уровней
Принцип Разграничение доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы Р.Ф. - означает
закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий
по осуществлению расходов за органами власти Р.Ф., органами гос. власти
субъектов Р.Ф. и органами мест. самоуправления. Доходы бюджета -
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
соответствии с законодательством Р.Ф. в распоряжение органов государственной
власти Р.Ф., органов государственной власти субъектов Р.Ф. и органов местного
самоуправления. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного
самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели
- организации производственной и непроизводственной сферы,
являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом,
расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются
размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы
осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит
перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации,
субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном
безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только
бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно
устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы,
от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Разграничение бюд. доходов и расходов
между фед. и региона. бюд-ми относится к ведению федеральных органов. В
основе процесса распред. дох. и расход. между звеньями бюд. системы заложен принцип
равенства бюджетов субьектов Р.Ф. во взаимоотношениях с фед. бюд. и местных
бюд. с региональными бюд., который предполагает использование а) единой
методики расчета финансовых затрат на предоставление гос. и мун. услуг, б)
нормативов расчета фин. помощи террит. бюд-там, в) а также единый
порядок уплаты фед. и регион. налогов. В процессе перераспределения бюджетных
доходов дожен соблюдаться принцип самостоятельности всех бюджетов:
1) право законодательных (представительных)
органов гос. власти и органов мест. самоуправления на каждом уровне бюджетной
системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов
бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с
законодательством Р.Ф.;
3) законодательное закрепление регулирующих
доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право органов государственной власти и
органов местного самоуправления самостоятельно определять направления
расходования средств соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной власти и
органов местного самоуправления самостоятельно определять источники
финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость изъятия доходов,
дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм
превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Бюд. Код. (ст48) установлено, что при
распределении налоговых дох. по уровням бюд. сис. налоговые доходы субьектов
Р.Ф. должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюд-та.
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, в составе
Р.Ф., краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие
доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной
основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством
РФ. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов - виды
доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за
соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы,
закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных
внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые
доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмезные перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Регулирующие
доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты
субъектов Р. Ф. или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на
долговременной основе по разным видам таких доходов. К регулирующим доходам
территориальных бюджетов относятся также трансферты -
средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой
поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством
методике и формуле. Кроме отчислений от фед. и рег. налогов, средств,
поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных
бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии. Помимо отчислений
от гос. дох. и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным
источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства,
полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть
средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Регулирование межбюд. отношений осуществляется на основе формирования
и распределения ФОНДА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАМ (ФФПР) который был
создан в 1993г. для оказания фин. помощи бюджетам субьектов Р.Ф. в форме
трансфертов. ФФПР формирует свои средства за счет средств фед. бюд-та.
Средства этого фонда распределяются в виде транфертов между регионами,
нуждающимися в поддержке, т.е.в кот. среднедушевой уровень доходов ниже
среднедушевого дохода по бюд. всех субьектов Р.Ф. Распределение средств Фонда
осуществляется по единой методике и формуле, учитыающей бюж. доходы
соответствующего бюд-та и численность населения, проживающего на соотв.
территории. Средства ФФПР Р.Ф. формируется за счет путем отчислений от
федеральных и региональных налогов.
3. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение,
утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы.
Основным документом который регулирует
бюд.процесс в Р.Ф.является Бюджетный кодекс-3-я часть. Совокупность действий
исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению
финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный
процесс. Это деятельность органов гос. власти и местного.
самоуправления по составлению, рассмотрению, тверждению и исполнению бюджетов
соответсвующего уровня. Принципами организации бюд.процесса явл.:- 1.
единства, выражающееся в единой правовой базе, единой бюд.
классификации, единстве форм бюд. документации, единстве денежной системы ; - 2.
самостоятельность бюд. процесса каждого органа законадательной и исполнительной
власти, наличие собственных источников доходов и их исрользования: - 3.
балансовый метод, который заключается в установлении правильного
соотношения между доходами и расходами всех бюд-в.
Участники бюд.процесса: (статья 152 Бюд.кодекса): в 1)- очередь - это
президент Р.Ф.-
2)-
оч.- органы законад. власти Р.Ф. (Федеральное собрание РФ (Гос Дума м Совет
федерации)), на регион. уровне Городская Дума или Совет народных депутатов ,
в 3)- оч. Органы исполнительной власти
(правительство,министерства и ведомства, высшие должностные лица),4)- органы
денежно-кредитного регулирования (Центробанк Р.Ф.)
5)-Органы
госудасударственного и муниципального финансового контроля
6)-Гос.
внебюджетные фонды 7)Иные органы на кот. Законад. Р.Ф.возложены налоговые
,бюдет. полномочия
Страницы: 1, 2
|