Таможенный контроль
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 7
§1. Понятие
таможенного контроля. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Правовой
статус органов таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава II Формы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 12
§1. Проверка
документов и сведений, необходимых для
таможенных целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§2. Таможенный
досмотр и его разновидности: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Таможенный досмотр товаров и
транспортных средств . .
. . . 15
2.2 Личный досмотр как
исключительная форма
таможенного досмотра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Повторный таможенный досмотр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§3. Учёт товаров
и транспортных средств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§4. Устный опрос
должностных и физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§5. Проверка
системы учёта и отчётности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§6. Осмотр
территорий и помещений, складов временного
хранения,
таможенных складов. . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§7. Иные формы
таможенного контроля. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава III Документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля: . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 30
§1. Документы,
применяемые в качестве таможенных
деклараций. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 30
§2. Сведения,
указываемые в таможенных декларациях. . . . . . . . . . . . . 33
§3. Сертификат и
иные разрешительные документы
государственных
органов. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава IV Ответственность за нарушения правил таможенного
контроля. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 43
§1. Уголовная
ответственность. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§2.
Административная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§3.
Гражданско-правовая ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§4.
Дисциплинарная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Приложение №2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Приложение №3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Приложение №4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Приложение №5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Приложение №6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Приложение №7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Приложение №8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Приложение №9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Приложение №10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
В В Е Д Е Н И Е
Большие изменения,
произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной
России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей
является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником
которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала
экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное
значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических
отношений и связей.
С переходом к рыночной
экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция
таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии
экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой
опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.
Таможенное
законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе
российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов
государственной власти различных уровней.
Конституцией Российской
Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных
органов государственной власти, которое означает, что законодательство в
таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма
Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической
деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную
границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.
Конституционные положения
таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах, основным из
которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации1 и Закон Российской
Федерации “О таможенном тарифе”2 .
Согласно Таможенному
Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет
таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения
через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,
взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения
таможенной политики в жизнь.
Одной из целей таможенной
политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов
таможенного контроля.
Преобразования,
произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в
таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.
Таможенный контроль стал
развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере,
товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.
В связи с этим возникла
актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше
таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом
производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную
работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни1 .
В 1992 году был издан
Указ Президента РФ “О неотложных мерах по организации таможенного контроля”2 , в котором
сказано, что в целях защиты экономических интересов и обеспечения выполнения
международных обязательств Российской Федерации, необходимо установить зоны
таможенного контроля, осуществить перемещение товаров и иных предметов через
установленную границу.
В дальнейшем, при
реализации этого Указа выходит Постановление Совета Министров - Правительства
РФ от 24 мая 1993 г., №4863 . В нём говорится, что государственному таможенному
комитету Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краёв, областей и автономных
образований, определить границу и зону таможенного контроля, а также расположение
таможенных пунктов пропуска. Установить, что таможенное оформление товаров и
иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации,
производится таможенниками, в зоне деятельности которых находится отправитель
или получатель этих товаров и иных предметов.
В Постановлении также
сказано, что Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерству культуры и туризма Российской Федерации, в пределах их
компетенции, необходимо организовать в таможенных пунктах пропуска санитарный,
ветеринарный, фитосанитарный контроль, а также контроль за вывозом предметов
искусства и иных культурных ценностей, кроме того Министерству транспорта
Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации,
Министерству связи Российской Федерации, Министерству обороны Российской
Федерации, совместно с органами исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краёв, областей, следовало принять меры по обустройству
таможенных пунктов пропуска и создать условия для осуществления таможенного
контроля в населённых пунктах, имеющих прямое водное, воздушное и иные виды
сообщения с государствами СНГ.
Все это привело к
увеличению штатной численности работников таможенных органов. С 1992 по 1993
год численность работников увеличивалась ежегодно на 7.5 тысяч человек, с 1994
по 1995 год - на 4 тысячи человек.
На основании последних
данных, к октябрю 1998 года таможенные органы – это 18 региональных управлений,
163 таможни, 523 таможенных поста, 8 таможенных лабораторий, 3
представительства в странах СНГ и более 56 тысяч человек1.
Глава I. Органы таможенного контроля.
Таможенные органы
Российской Федерации определяются как органы, непосредственно осуществляющие
таможенное дело.
Орган государства
– это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом
собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной
сферы общественной науки и органически взаимодействующие с другими частями
государственного механизма, образующими единое целое1.
§1. Понятие
таможенного контроля.
Таможенный
контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного
органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на
обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка
перемещения товаров и транспортных средств через границу, в
том
числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров
и
транспортных средств под определённый таможенный режим.
К
мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию
и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств,
установленные, исходя из экономической политики Российской Федерации, защиту
экономической основы суверенитета Российской Федерации, выполнение
международных обязательств Российской Федерации, защиту внутреннего
потребительского
рынка. В качестве ответной меры на дискриминационные и другие ущемляющие
интересы российских лиц, акции иностранных государств и их
союзов
и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с Федеральными
законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые могут
выражаться в лицензировании, квотировании, установление минимальных и
максимальных цен, сертификации, разрешительной системе и другое.
При
ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения то-
варом
и транспортным средством таможенной границы РФ, а при вывозе - с момента
принятия таможенной декларации.
Таможенный
контроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и
транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ.
При
выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможен-
ной
территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент
пересечения таможенной границы Российской Федерации.
§2. Правовой статус органов
таможенного контроля.
В соответствии с
Утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года
№1177 структурой федеральных органов исполнительной власти таможенные органы
относятся к органам исполнительной власти1.
Таможенные
органы, будучи самостоятельной составной частью системы исполнительной власти в
Российской Федерации, исключительно и непосредственно осуществляют таможенное
дело. Как и все другие органы исполнительной власти в Российской Федерации,
таможенные органы действуют под общим руководством Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации..
Путём
установленных законодательством форм и методов они выполняют свои функции и
реализуют полномочия в области перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного
регулирования, взимают таможенные платежи, пошлины, налоги, осуществляют таможенный
контроль и таможенное оформление. Они осуществляют деятельность, которая по
своему юридическому содержанию является распорядительной. В пределах своей
компетенции они издают нормативные и другие юридические акты по таможенному
делу.
Таможенные органы
создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами.
Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации утверждён в
составе федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской
Федерации от 14 августа 1996 года “Структура федеральных органов исполнительной
власти”1.
Положения о ГТК России должно утверждаться Президентом Российской Федерации или
по его поручению Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьёй
8 Таможенного кодекса РФ. Ныне действующее Положение о ГТК утверждено
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1991 г. №652. Создание, реорганизация
и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется ГТК
России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|