В 1992 г. государство начало с того,
что фактически ликвидировало накопления граждан. При спровоцированной
гиперинфляции практически не было предпринято никаких мер для того, чтобы
сохранить трудовые сбережения десятков миллионов людей в сберегательных банках.
Параллельно произошла очень серьезная криминализация финансового сектора. В том
же году Центробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты под
высокий отрицательный процент, и те, кто стоял “у кормушки”, получили
колоссальные доходы.
В 1993 г. развернулась спонтанная
приватизация снизу, когда всем было разрешено хватать государственное имущество
по принципу “кто первый”. В результате в экономике возобладали стереотипы чисто
хищнического распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на
создание нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности
производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.
В конце 1993
г.
произошло, свертывание демократических институтов контроля власти над
обществом. И после этого началась легализация криминальной деятельности. Если
раньше деньги из бюджета воровали преимущественно в нелегальных формах, то,
начиная с осени 1993 г., правительственные структуры пошли по пути легального
предоставления незаконных льгот “придворным” коммерческим структурам.
Соответствующие примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о
том, что в денежно-бюджетной сфере легализация криминальных отношений — факт
свершившийся.
Небезызвестная
денежная политика 1994 г. привела к тому, что существенная часть
хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и перешла в “теневой”
сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности в расчетах в реальном
секторе экономики привел к тому, что предприятия стали широко практиковать
бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от налогов.
В общем, этот небольшой
анализ показывает, что именно государству и государственной политике мы
обязаны тем, что отечественная экономическая система погрузилась в “квазиколумбийское”
состояние: в 1995 г. фактически уже сформировались механизмы его устойчивого
самовоспроизводства.
Еще совсем
недавно существовала точка зрения, согласно которой наличие “теневой” экономики
— прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную жизнь административной
системы управления, с устранением которой и переходом к рыночному хозяйствованию
запрещенные и потому не регистрируемые сделки неизбежно легализуются и выйдут
из “тени” в “свет”. Сегодня наивность подобных надежд очевидна.
В 1992 г., когда руководители
предприятий требовали от российского правительства индексации оборотных средств,
на многих из них имелись значительные запасы сырья и материалов, оставшиеся в
наследство от административной системы распределения ресурсов. Эти запасы
товарно-материальных ценностей составляли большие трети валового общественного
продукта СССР в 1991 г., и торговля ими, в том числе вывоз за рубеж,
осуществлялась весьма бойко. Фактически имело место массовое “поедание”
предприятиями их оборотных средств, а сегодняшняя “стабилизация” — это
“поедание” уже средств основных: на большинстве предприятий о создании
амортизационных фондов и каком-то поддержании прежнего уровня производственных
мощностей ныне не идет и речи. Именно “экономия” за счет “бесплатного”
использования основных средств представляет собой главную особенность новейшего
этапа эволюции “теневой” экономики.
За спорами
последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо
или вообще остановились, перестали замечать совершенно новую
социально-экономическую реальность. Реальность не столько перехода от
централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколько формирование
устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализованных экономических отношений,
характеризующейся рядом признаков:
·
огромный
вес теневого сектора;
·
огромная
роль неформальных и вне правовых отношений;
·
Колоссальные
проблемы — почти тотальная коррумпированность госаппарата;
·
низкая
роль права и судебной системы, ее подчиненность административному аппарату и
теневому капиталу.
Интересные сведения:
·
пост
заместителя министра в России “стоит” 2 млн. долл.;
·
подпись
председателя Кабинета министров – 10 тыс. долл.;
·
государственный
кредит под инвестиционную программу можно получить за 20% от запрашиваемой
суммы наличными;
·
деньги из
бюджета можно получить за 25% от запрашиваемой суммы наличными. Деньги
переводятся на счет какой-нибудь фирмы – и порядок. Можно закладывать эти
деньги сразу в себестоимость продукции. Это совет консультантов: не обивать
московские пороги, а сразу заплатить эти деньги, поскольку без них производство
не вытащишь;
·
сегодня
можно получить “портфельный” кредит от 1 млн. до 100 млн. долл. Его отдадут в
портфеле, но нужно подписать обязательство о выплате определенной суммы.
Одно из следствий
формирования соответствующей олигархии, присваивающей связанные с монополизмом
колоссальные доходы, и вместе с тем - обнищание огромной части населения.
Второе следствие
— деградация бюджетной системы (на которой эти клановые структуры паразитируют,
используя такой главный источник сверхдоходов, как манипулирование с бюджетными
ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как
вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.
А с этим, как и с отмеченными выше моментами, сопряжено сужение реального
сектора экономики, разорение значительной части предприятий (согласно имеющимся
оценкам, до двух их третей в реальном секторе не имеют шансов выжить в
сложившейся экономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся в
состоянии банкротов).
Третье следствие
— перераспределение национального дохода в пользу паразитического потребления.
Мы видим, как оно растет у рассматриваемой элитной группы, включая “подставное“
потребление, связанное с развертыванием охранных и других структур,
обслуживающих кланы, тогда как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие
благосостояние большей части населения (индустрия народного потребления,
здравоохранение, образование и т.п.), приходят в упадок.
Четвертое
следствие — пресловутая утечка российских капиталов за границу: ежегодно из
России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным – около 60 млрд.
долл. Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный
механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы
фактически доминируют в принятии общегосударственных экономико-политических
решений и обладают абсолютной конкурентоспособностью в сравнении с любыми
другими хозяйственными субъектами.
О том, что
практически вся мощь госаппарата подчиняется интересам отмеченных кланов,
свидетельствует правительственная денежно-кредитная политика, политика
безудержного наращивания государственного долга, а также приватизационная
политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В
этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов.
Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход (в 1995 г. —
четырехкратный) бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными
лимитами на обслуживание внутреннего долга, на содержание госаппарата, на
предоставление казенных ссуд. С другой, — постоянно (подчас на треть, а то и
наполовину) недофинансируются расходы на социально-культурные нужды и на
оборону.
На полные обороты
запущены механизмы казнокрадства, не только скрытого, но и легального.
“Классический“ пример тут являет ситуация на рынке государственных
обязательств, которые распределяются через обслуживающие бюджет
привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальный процент, а затем
выкупаются Центральным банком России, осуществляющим чисто денежную эмиссию.
Фактически
ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. Ни парламент, ни
общественные организации не контролируют сегодня не только Правительство РФ в
целом или Банк России, но и отдельные структуры исполнительной власти, скажем,
Министерство финансов или Госкомимущество. Практически все эти государственные
институты превратились в “государства в государстве“. Нельзя дать ни
достоверной оценки финансовой политики (ибо Минфин тщательно скрывает многие
данные), ни прояснить картину приватизации собственности (ГКИ тоже не
злоупотребляет гласностью). Впрочем, и в случаях вскрытия самых серьезных
злоупотреблений никаких санкций не применяется. Это способствует
криминализированному распределению собственности и бюджетных денег. И те кланы,
которые в нем участвуют, обладают, стоит еще раз подчеркнуть, колоссальным
монопольным преимуществом, а остальные хозяйствующие субъекты вынуждены либо
как-то к ним пристраиваться, либо разоряться .
Последние, т.е.
предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой
страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши“ во
властных структурах и правоохранительных органах, по сути обречены на
банкротство.
Существует
несколько направлений стабилизирующего влияния “теневой” экономики на
российское общество и его экономку.
Во-первых, с
точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы
экономической деятельности. “Теневая“ экономия на налоговых изъятиях позволяет
предприятию увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное
преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.
Во-вторых,
стабилизирующее воздействие “теневой” экономики проявляется в формировании
новых рыночных ниш, а значит, создает условия для выживания населения в период
спада официальной экономики и падения уровня жизни. В качестве источника новых
рабочих мест и дохода “теневая” экономика выполняет роль социального
стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов и уровня жизни,
уменьшая социальное напряжение в обществе.
В-третьих,
она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности.
Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских
экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность в сфере
искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счет наличных денег,
поступающих из “теневой” экономики. В этом своем качестве она выступает как
средство формирования гражданского общества в его специфическом российском
виде, включающем полукриминальные (а частично - полностью криминальные) формы.
С учетом традиций
советского общества развитие “теневой” экономики, видимо, было единственно
возможной формой возникновения рыночной системы. Сверхвысокий уровень налоговых
изъятий, заданный с начала 1992 года, не оставлял предприятиям иной
альтернативы, кроме частичного ухода “в тень“. Развитие “теневой” экономики
отражало своеобразный социальный договор между населением и властью.
Государство во многом сняло с себя ответственность за повседневное выживание
людей, но “смотрело сквозь пальцы“ на несанкционированную и нерегистрируемую
хозяйственную деятельность.
“Натурализация”
экономики, на основе которой поддерживается жизнедеятельность населения,
обеспечивает значительные резервы социальной стабильности. Власти придется
очень сильно постараться, чтобы их разрушить, к примеру, изъятием у людей их
приусадебных (садовых) участков. В то же время, достигнутый на базе
“натурального хозяйства” социальный консенсус между населением и государством
не может послужить основой для формирования современной рыночной экономики. Он
может обеспечить только физическое выживание людей, да и то на самом примитивном
уровне.
В настоящее время
“теневая” экономика является мощным фактором дестабилизации российского
общества. Главные направления его воздействия следующие.
Во-первых,
вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно,
пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Именно это явилось одной
из главных причин кризиса, разразившегося после 17 августа 1998 г.. Этот кризис
- следствие несостоятельности официальных механизмов налогообложения, которые
оказались не в состоянии обеспечить фискальные потребности государства, не
сумевшего (и не могущего) выполнить свои элементарные функции. Альтернативные
теневые механизмы налогообложения (плата “крышам“, прямые выплаты чиновникам за
выполнение ими своих функций и т.п.) оказались той альтернативой, которая
вытеснила официальное налогообложение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|