рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теоритические основы и сущность предпринимательской деятельности и малого бизнеса в развитии экномики Республики Беларусь

Говоря о развитии малого бизнеса в Италии, следует отметить, что здесь особое влияние на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают региональные особенности развития экономики. Тут действуют две различные региональные экономические модели.

Первая сложилась на северо-западе Италии, центрами которого являются Милан, Турин и Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено нуждам крупной промышленности. Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность: финансовую и технологическую сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.

На северо-востоке и в центральном регионе, включая области Тоскана, Эмилия-Романья и Венето, малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких традиционных для Италии производств, выпускающих керамическую плитку, одежду, обувь, трикотаж и т.п., высоко специализированы.

На юге, на территории от Неаполя до Сицилии, развитию малого бизнеса препятствуют традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность. Попытки правительства провести индустриализацию юга путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны тормозит деловую активность.

Выше была попытка дать некоторое представление о развитии малого и среднего предпринимательства в национальном аспекте, а теперь попробуем взглянуть на него в отраслевом разрезе.

Во всех промышленно развитых странах очень велика роль сферы услуг, в которой занято около 60% рабочей силы (для сравнения, в России этот показатель не превышает 30%). Считается, что к 2000 г. доля занятых в сфере услуг достигнет и даже превысит 80%. За последнее десятилетие только в секторе бытового обслуживания населения было создано более 50% всех новых рабочих мест.

 

3. Развитие малого бизнеса в Беларуси. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

3.1            СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ.

Корни предпринимательства на белорусской земле уходят в 19 век. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Кооперативное движение как одна из форм предпринимательства в России зародилось в начале 19 века и приобрело массовый характер. К началу 1917 года в России в кооперативах участво­вало уже более половины населения страны.

После Октябрьской революции 1917 года можно выделить несколько этапов развития предпринимательства в нашей стране.

1-й этап (октябрь 1917г. - начало 20-х годов) - происходит установление государственной монополии и централизация эко­номики, что означало лишение экономической самостоятельно­сти производителей и устранение конкуренции между ними.

2-й этап (20-е годы) - период новой экономической полити­ки (НЭП), когда наблюдается становление предпринимательства в новых формах акционерных обществ, товариществ, коопера­тивов, смешанных и частных концессий и т.д. В 1925 году в промышленности действовало 1882408 мелких и кустарных ре­месленных предприятий, на долю которых приходилось 19% промышленного производства страны, 25% товарооборота стра­ны и более 50% розничной торговли.

3-й этап (конец 20-х годов - 2-я половина 80-х годов) — име­ют место тенденции перемещения предпринимательской дея­тельности из легального положения в теневую экономику.

4-й этап (конец 80-х годов) - происходит процесс формиро­вания нового экономического мышления на базе социалистиче­ской предприимчивости, возрождаются такие формы хозяйство­вания как подряд, аренда, кооперация и т.д.

5-й этап (90-е годы) - характеризуется переходом к рыноч­ной экономике, основным компонентом которого становится предпринимательство, позволяющее обеспечить полноценное формирование конкурентной среды.


3.2           АНАЛИЗ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


На начальном этапе современного  развития малого бизнеса Республики Беларусь пропагандировалась концепция невмешательства государства. Считалось, что предпринимательство само найдет себе дорогу, все само образуется. Предполагалось, что рынок   - это саморегулирующаяся система и в процессе конкуренции можно получить тот же результат, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Не рас­сматривая детально этот период развития предпринимательства, можно отметить, что это отрицательно сказалось на формировании стратегии и тактики его развития в масштабах страны.

В середине 90-х годов в стране предпринима­лись меры, призванные исправить ситуацию и создать благоприятные усло­вия деятельности предпринимателей и прежде всего в основополагающих отраслях экономики. Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996г. создано Министерство предпринимательства и инвестиций Респуб­лики Беларусь - государственный орган управления, ответственный за развитие предпринимательства. Формируется стратегия развития предприни­мательского сектора экономики - ускорение экономического роста по приоритетным направлениям, создание новых рабочих мест на основе активизации инвестиционной деятельности и совершенствования организационной, финансовой и правовой базы функционирования предпринимательства. Было проведено совершенствование нормативно-правовой базы, оп­ределены меры по привлечению финансовых средств в этот сектор экономи­ки, создана инфраструктура поддержки предпринимательства, разработана и осуществлена программа подготовки предпринимательских кадров. Од­нако, несмотря на целый ряд достигнутых положительных результатов, в целом ситуация в этом секторе экономики остается сложной и неодно­значной. Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, в 2007 году составил 8,4% (в 2006 году – 8,8%) от общего объема ВВП. Субъектами малого предпринимательства произведено 7,6% (7,3%) от общего объема производства продукции (работ, услуг промышленного характера); 11,2% (в 2006 -10,2%) от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание; 15,2% (в 2006 году – 23,9%) от общего объема внешнеторгового оборота. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг по народному хозяйству за 2006 год составила 18,1% (в 2006 году – 22,8%). Количество малых предприятий всех форм собственности на конец 2007 года составило 51240 предприятий, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 13580 предприятий. В общее количество малых предприятий вошли 2223 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под статистическое обследование как субъекты малого предпринимательства.











Рис.2.1. Динамика изменения количества малых предприятий за 2003-2008 гг.

В общем количестве малых предприятий 91,8% составляют предприятия частной формы собственности.

Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах республики, по состоянию на 01.07.2008 составила 215304 плательщика, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 7,4 процента (или 14857 плательщиков). Динамика изменения численности индивидуальных предпринимателей за 2001-2006 годы представлена на рисунке 2,2









                                  Рис. 2.2. Динамика численности индивидуальных предпринимателей за 2001-2006 годы

Численность работников на малых предприятиях в 2007 году составила 453214 человек.











Рис.2.3.Динамика изменения количества работников малых предприятий за 2001-2006 гг.

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2007 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 40,5%. В промышленности сосредоточено 21,2%, строительстве – 10,4%, сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские хозяйства) – 4,3%, транспорте – 8,0% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий.

Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в промышленности. Если в 2002 году малых промышленных предприятий насчитывалось 6040, то в 2007 году – 10849 предприятий.

Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, связь, финансово-кредитная сфера, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2007 году составила 44388,2 млрд. рублей – 18,1% от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству.

Доля убыточных малых предприятий в 2007 году составила 25,0%

Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2007 году он составил 13,7% против 13,3% в 2006 году. Самый высокий уровень рентабельности отмечался на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (44,5%), связи (27,8%), торговли и общественного питания (26,4%), материально-технического снабжения и сбыта (26,3%), строительства (17,5%), самый низкий – на предприятиях здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (2,1%).

В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства на протяжении последних лет оставалось стабильной но по итогам 2007 года снизилась до 7,2% хотя в 2006 году составляла 15,3% . В общем объеме импорта их доля значительно выше и составила 22,0%, хотя и этот показатель снизился с 31,6 в 2006 году.

По итогам 2007 года объем экспорта товаров субъектами малого предпринимательства составил 1748,3 млн. долларов США. Это на
Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 2007 год составил 6307,5 млн. долларов США.

Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск.

Наблюдаются региональные и структурные диспропорции в развитии предпринимательства. Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в столице. Наиболее привлекательными отраслями экономики остаются торговля и общественное питание, что связано с чрезмерным административным регулированием инвестиций в производство товаров.


3.3           РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА.


 В 2009 году Республика Беларусь оказалась в самом начале глубокого финансового и структурного кризиса. Глобальный кризис, рецессия мировой экономики, стремительное сокращение экономического потенциала, глубокий кризис доверия, полная неопределенность, "замораживание" кредитного рынка, банкротство миллионов финансовых структур и предприятий - мир вступил в период опасной институциональной турбулентности. С высокой степенью вероятности можно сказать, что в 2009г. экономика Беларуси также сократит ВВП на 3 - 5%.

Фаза бума сменилась фазой падения. В кризисе - основные торговые и экономические партнеры нашей страны. Исключительно благоприятная внешняя конъюнктура на основные товары белорусского экспорта сменилась резким падением цен на нефтепродукты, калийные удобрения, металлы и химические товары. Мы наблюдаем обрушение спроса на продукты белорусского машиностроения и автомобилестроения. Россия, главный экономический партнер Беларуси, испытывает серьезные проблемы. Поэтому в 2009 году условия получения Беларусью газа и нефти будут не такими благоприятными, как в предыдущие годы.

В результате все те факторы, которые в последние 10 лет обеспечивали Беларуси стабильный экономический рост, в 2009 году играют против нас. Страна может недополучить более $10млрд. валютной выручки. Резко осложнились условия возврата почти $8 миллиардов краткосрочного, номинированного в твердой валюте долга предприятий и банков. Быстро растет государственный долг страны.

При росте ВВП в 2008 году на 10% внутренний долг реального сектор перед банками вырос на 55%. Чрезвычайно высокая инфляция (в 2008 году она составила 13,3%) препятствует макроэкономической стабилизации и создает угрозу для устойчивости финансовой системы. Несмотря на то, что в 2008 году объем промышленного производства в Беларуси вырос на 10,8%, в декабре 2008 году по сравнению с августом он сократился на 22%.

В 2008 г. сальдо внешней торговли товарами по сравнению с 2007 годом увеличилось на 44,7% и сложилось отрицательным в размере $6,2 млрд. Это более 10% ВВП. Отрицательное сальдо в торговле с Россией составило $12,96 млрд. и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 55%. Не менее тревожная картина складывается по платежному балансу. В такой ситуации риски девальвации резко увеличиваются.

Несмотря на то, что в 2008г. в целом валютная выручка увеличилась на 37,6% (до $37,86 млрд.), в декабре по сравнению с июлем она сократилась на 33% и составила $2,69 млрд. В ноябре она была $2,14 млрд. при июльском пике в $4,02 млрд.

Чистый спрос населения на наличную инвалюту в 2008 году приблизился к половине миллиарда долларов. Продолжается отток рублевых вкладов. Беларусь столкнулась с острым дефицитом внутренних и иностранных инвестиций. Увеличилось напряжение на рынке труда. Национальный банк и Совет Министров путем шоковой девальвации крайне неудачно адаптировали экономику страны к новой курсовой политике и состоянию валютного рынка. Были потрачены золотовалютные резервы страны, но не обеспечена стабилизация национальной валюты.

Золотовалютные резервы (ЗВР) Беларуси на 01.01.09 составили $2865млн. (на 1.12.08 - $3775 млн.). За последние пять месяцев 2008г. произошло их сокращение $1759,2 млн. После получения первой транши кредита МВФ за первые три недели января 2009г. ЗВР страны сократились еще на $900 млн. При этом сохраняется большое количество ограничений на покупку валюты юрлицами и в расчетах по импорту.

О накоплении проблем свидетельствует также существенный рост складских запасов. На 01.01.09 они составили Br4,96 трлн. или 61,1% к среднемесячному объему производства против 53% на 1 января 2008 года. Резко выросли непроданные запасы в машиностроении и металлообработке. Количество грузовых автомобилей на складах выросло в 3,9 раза, автобусов - в 1,5 раза.

Многим в Беларуси становится очевидным, что при неизменности основных параметров монетарной и фискальной политики, отсутствии либерализации внутренней и внешней торговли провести модернизацию экономики, внедрить новые технологии, инновационные методики и привлечь лучший в регионе человеческий капитал будет крайне затруднительно.

Главное, что способен сделать белорусский бизнес в контексте финансового и структурного кризиса, - это создавать новые рабочие места, стабилизировать бюджетные поступления, обеспечивать доступ к максимально широкому ассортименту доступных товаров  и снимать социальное напряжение.

Сегодня устойчивость занятости сотен тысяч людей находится под угрозой. Потенциал государственного сектора по развитию рынка труда исчерпан. Реализация положений Платформы существенно расширит возможности частного бизнеса и государства. Зарабатывать, создавать новые рабочие места, расширять свое присутствие на внешних рынках будет легче, быстрее и дешевле. Увеличатся возможности для самозанятости. Таким образом, экономия бюджета страны от активизации МСБ на рынке труда составит, как минимум, $1млрд.

Таким образом, можно выделить приоритетные направления реформирования бизнес-климата. Исходя из исследований, национальной платформы бизнеса Беларуси - выделяются следующие приоритетные направления реформирования бизнес - климата:

- Защита прав собственности, развитие рыночных институтов и приватизация.

- Развитие конкуренции и противодействие монополистическим практикам.

- Повышение конкурентоспособности бизнеса, эффективности государства, частно-государственное партнерство.

- Обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, противодействие коррупции.

- Упрощение налогов и их администрирования, бухгалтерского учета и сокращение документооборота.

- Улучшение доступа к информации,  обеспечение открытости государства.

 Все предложения, указанные в Национальной платформе бизнеса Беларуси, важны, взаимоувязаны, носят комплексный характер. В то же время есть целый ряд предложений, без осуществления которых реализация других инициатив даст неполный результат и приведёт к деформации системности изменений. Реализацию предложений Платформы необходимо осуществлять также взаимосвязано, последовательно, с активным участием представителей делового сообщества и экспертов. Самыми неотложными и важными  в этой связи являются следующие проблемы:

 1.Отмена  государственного регулирования цен.

2. Включение механизмов саморегулирования рынка.

3. Сокращение количества и уменьшение размера налогов.

4. Уменьшение штрафов - пункт.

5. Упрощение документооборота .

6. Снятие ограничений на зарплату.

7. Противодействие монополистическим практикам.

8. Ускорение приватизации.

9. Уменьшение арендных платежей - пункт.

10. Упрощение сертификации - пункты.

11. Уменьшение отчислений в ФСЗН -  пункт.

12. Улучшение кредитной политики – пункты.

В такой сложной ситуации появляется особая потребность в законодательстве, формирующем благоприятный деловой климат, лучший, чем в соседних странах, реально защищающем права собственников, принципы честной конкуренции и свободной торговли.

Государство может рассчитывать на национальное предпринимательство. При определенных условиях мы сможем не только сохранить имеющиеся и создать сотни тысяч новых рабочих мест, провести модернизацию экономики и вывести страну на новый, мировой уровень развития, но и активнее интегрировать в экономику молодежь, остановить «утечку мозгов» и капиталов.

Национальный бизнес готов к творческим инновациям, технологическому обновлению, реализации социальных программ и другим инициативам. Для этого государство должно гарантировать стабильную макроэкономическую среду, быстрый, дешевый вход на рынок и выход из бизнеса, эффективную защиту прав собственности. Очень важно, чтобы была изменена и система проверок, штрафов и наказаний, пересмотрены лицензирование и система выдачи разрешений, снижена налоговая нагрузка и обеспечена эффективная, не чрезмерно обременительная для предпринимателей система сбора налогов. Пришло время реального, а не декларируемого частно-государственного партнерства.

Развитие малого и среднего бизнеса должно стать важнейшим государственным приоритетом Беларуси.



ЗАключение


Подводя итог проведенному в работе исследованию, следует отметить, что роль предпринимательства в развитии экономики и обеспечении социальной стабильности общества представляет сложную систему, требующую постоянного совершенствования.

Составляющей частью истории многих современных государств является именно история предпринимателей, чья упорная деятельность на протяжении многих поколений создала основы могущества этих стран и определила их место в мире. Без тяжелого и целеустремленного труда предпринимателей невозможно представить высокий экономический, культурный и интеллектуальный уровень США, Англии, Германии, Франции, Японии и многих других государств. Именно предпринимательство, эффективно организовывая труд людей, умело и экономно используя ресурсы, обеспечивает высокий уровень благосостояния в этих странах.

Не случайно главной целью развития предпринимательства в Республике Беларусь на период до 2010 года является обеспечение развития малого и сред­него бизнеса на новой организа­ционно-правовой, имущественной, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в один из основных источников пополнения бюджета, сокращения безработицы и повышения занятости трудо­способного населения. В стране сложилась определенная инфраструктура поддерж­ки предпринимательства: фонды финансовой поддержки пред­принимателей, центры поддержки предпринимательства, ин­кубаторы малого предпринимательства, инновационные цент­ры; создаются общества взаимного кредитования.

На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, пред­принимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.


Список использованных источников


1. Кодекс Республики Беларусь «Гражданский кодекс»

2. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности. Учеб. Пособие. М.: Консалтбанкир, 2002. 683 с.

3. Балашевич   М.И.   Малый   бизнес   (отечественный   и   зарубежный опыт): Учеб. пособие. Мн.: НКФ "Экоперспектива", 1995. 144 с.

4. Крум Э.В. Экономика малых предприятий: Учеб.-метод. пособие. Мн.: ЗАО «Веды», 2004. 106 с.

5. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Уч.пос. / Под общ. ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005. 844 с.

6. Мишина Л.А., Файзрахманов Л.М. Организация предпринимательской деятельности. Мн.: ИПП, 2004. 172 с.

7. Анджелова М. В. Государство и частное предпринимательство: история возникновения "большого бизнеса" в США. // Право и политика. №7. 2000. С.7-

8. Доналд Кэлфф. Бизнес не по-американски. / Вершина. Москва. 2007 135с.

9. Гриб В. История развития предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси. 2004. №9.

10. Лебедева Л. Тенденции научно-технического развития предпринимательства в Японии // Проблемы теории и практики упр. 2004. № 3. С. 79.

11. Юридическая статья: Валентин Галич, Илья Латышев: Привлечение индивидуальным предпринимателем иных лиц или Поездка в маршрутке как запрещенная предпринимательская деятельность.

12. Телевич Н.М. Развитие деловой активности населения и возможности ее реализации в Республике Беларуси: Развитие предпринимательств. // Предпринимательство в Беларуси. 2001. №2. С.8-9.

13. Информационно-аналитические материалы о развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь. Режим доступа: w3.economy.gov.by

14. Развитие малого бизнеса в Беларуси. Режим доступа: www.president.gov.by

15. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Режим доступа: www.minfin.gov.by

16. Основные показатели деятельности малых предприятий. www.belstat.gov.by

17. Доклад, национальной платформы развития Беларуси 2009 –  “ Выход из кризиса через развитие малого бизнеса”  www.allminsk.biz





Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.