рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Технико-экономический анализ. Анализ выручки (дохода) (предприятия от основной деятельности)

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более вы­сокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:


                  (Цн – Цп) * VРПн

DЦкач  =  __________________________

                           VРПобщ


где Цн и Цп — соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПн — объем реализации продукции нового качества;

VРПобщ — общий объем реализованной продукции 1-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.

В основу первого положен принцип цепных подстановок: сравни­вается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановом сортовом составе (табл. 4). Если полученную разность разделить на общее количе­ство фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества.

Этот расчет можно представить в виде формулы


ВРусл1 = S(VРПобщ.ф * Удфi) * Цiпл

 

Врусл2 = S(VРПобщ.ф * Удплi) * Цiпл


           ВРусл1 – ВРусл2      22531875 – 22417500

DЦ = _________________________ = _____________________________ = +3,75 тыс. руб.

               VРПобщ.ф                         30500


В основу второго способа расчета положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:


          S (УДфi – УДплi) * Цiпл     (+5 * 750) + (–5 * 675)

DЦ = ______________________________­­­­­­­­____ = ______________________________ = +3,75 руб.

                            100                                         100


Полученные данные свидетельствуют о том, что за счет по­вышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручка от ее реализации увеличилась на 114375 тыс. руб. (22 531 875-22 417 500), а средняя цена 1 туб - на 3,75 тыс. руб.


Таблица 4. Расчет влияния качества изделия С на его среднюю цену реализации


 

Сорт продук-ции

 

 

 

Цена за туб, тыс. руб.

Объем реализации, туб

 

Удельный вес cортов, %

Фактичес-кий объем продаж при плановой сортности, туб

 

Выручка от продаж, тыс. руб.

 

 

план

 

 

 

 

факт

 

 

 

 

план

 

 

 

 

факт

 

 

 

 

+,–

 

 

При фактической сортно-сти

При плановой сортности

I

750

21600

25925

80

85

+5

24400

19443750

18300000

II

675

5400

4575

20

15

–5

6100

3088125

4117500

Всего

27000

30500

100

100

30500

22531875

22417500

 

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 5).


Таблица 5. Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены единицы продукции по изделию С


Рынки сбыта

Цена за туб. тыс руб.

Объем

реализации, туб

Структура реализации, %

Измене­ние сред­ней цены тыс. руб.

план

факт

план

факт

+,–

Госзаказ

670

16200

16775

60

55

–5

–33,5

По договорным ценам

750

8100

10675

30

35

+5

+37,5

Прочие

730

2700

3050

10

10

Всего

27000

30500

100

100

+4,0


В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены 1 туб увеличился на 4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 122 млн. руб. (4 тыс. руб. * 30500 туб).

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 6).


Таблица 6. Факторы изменения среднереализационных цен


 

ФАКТОР

Изменение средней цены реализации, тыс. руб.

A

B

C

D

Качество продукции

+45,0

–5,0

+3,75

+5,20

Рынки сбыта

–40,0

–3,3

+4,00

+8,30

Повышение цен в связи с инфляцией

 

+15,0

 

+18,3

 

+27,25

 

16,50

Всего

+20

+10,0

+35,00

+30,00


 Анализ структуры потребителей товаров


При рассмотрении основных характеристик всех потребителей продукции отрасли, к которой относится изучаемое предприятие, можно заметить, что потребители достаточно разнородны, поэтому предприятия мо­гут ориентироваться на определенных потребителей в зависимости от стратегии развития.

Логически предприятие должно выделять (при прочих равных условиях) потребителей, чья «торговая мощь» наиболее мала, рост и потенциал роста наиболее велики, удовлетворение потребностей более всего соответствует сфере деятельности предприятия, и за­траты на управление в сочетании с удовлетворением потребностей наиболее низкие. Безусловно, невозможно соединить все эти требо­вания, так как они могут быть просто взаимоисключающими: мини­мизация силы клиента чаще всего не совпадает с уменьшением сто­имости поставок или с возможностями роста.

Анализ каждой из четырех принципиальных характеристик позволит определить стратегию, которой следует предприятие, и вынести суждение о его деятельности.


Анализ «мощности» клиентуры


Точная оценка «торговой мощи» потребителей предприятия осуществляется в соответствии с позициями, которые мы описали выше в ходе исследования потребителей отрасли. Основ­ными критериями являются характеристики поставляемой продук­ции (дифференцированной или не дифференцированной, уровень качества продукции с точки зрения клиентуры, наличие или отсут­ствие трансфертных цен), относительная значимость поставляемой продукции по отношению к покупкам потребителей, их концентрированность или распыленность, уровень рентабельности, уровень информированности и приверженность потребителей к начальной интеграции.


Анализ роста потребителей


Рост потребителей продукции предприятий может быть оценен с учетом развития: отрасли; стратегических сфер деятельности изуча­емого предприятия; уровня рынка предприятия.


Анализ процесса приспособления специфики предприятия к запросам потребителей


Анализ конкуренции позволяет выявить силу и слабость оцени­ваемого предприятия по отношению к его конкурентам. Углублен­ный анализ клиентуры потребителей продукции отрасли должен позволить установить специфичность закупок основных клиентов относительно качества, поставок и т. п. Сближение двух анализов сделает возможным диагностику уровня адаптации специфики про­филя предприятия к потребностям клиентуры. Очевидно, что пред­приятие с универсальным оборудованием может сосредоточить свои усилия на тех клиентах, покупающих дифференцированную продукцию, а не на тех, которые удовлетворяются стандартной продукцией.


Анализ стоимости управления потребителями, на которых ориентировано предприятие


Стоимость такого управления может значительно варьироваться в зависимости от структуры потребителей. Эксплуатационные за­траты меняются в зависимости от клиентуры, уровня стандартиза­ции и специфичности запрашиваемой продукции, регулярности за­казов, объема заказов, стоимости транспорта, изменения каналов распределения.

Финансовые затраты могут меняться в зависимости от предо­ставляемых условий кредита (условия должны оцениваться с учетом возможного повторного финансирования предприятия), от пункту­альности оплаты потребителями своих обязательств. Правильно оценить эти финансовые затраты можно при помощи финансового анализа предприятий-клиентов.


Методы линейного программирования


Методы линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, с которыми до­вольно часто приходится иметь дело в экономике. Решение таких задач сводится к нахождению крайних значений (ма­ксимума и минимума) некоторых функций переменных ве­личин.

Линейное программирование основано на решении систе­мы линейных уравнений (с преобразованием в уравнения и не­равенства), когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. Для него характерны математическое выражение переменных величин, определенный порядок, по­следовательность расчетов (алгоритм), логический анализ. Применять его можно только в тех случаях, когда изучаемые переменные величины и факторы имеют математическую определенность и количественную ограниченность, когда в ре­зультате известной последовательности расчетов происходит взаимозаменяемость факторов, когда логика в расчетах, мате­матическая логика совмещаются с логически обоснованным пониманием сущности изучаемого явления.

С помощью этого метода в промышленном производстве, например, исчисляется оптимальная общая производитель­ность машин, агрегатов, поточных линий (при заданном ассор­тименте продукции и иных заданных величинах), решается задача рационального раскроя материалов (с оптимальным выходом заготовок). В сельском хозяйстве он используется для определения минимальной стоимости кормовых рационов при заданном количестве кормов (по видам и содержащимся в них питательным веществам). Задача о смесях может найти применение и в литейном производстве (состав металлургичес­кой шихты). Этим же методом решаются транспортная зада­ча, задача рационального прикрепления предприятий-потреби­телей к предприятиям-производителям.

Все экономические задачи, решаемые с применением линей­ного программирования, отличаются альтернативностью ре­шения и определенными ограничивающими условиями. Ре­шить такую задачу — значит выбрать из всех допустимо возможных (альтернативных) вариантов лучший, оптималь­ный. Важность и ценность использования в экономике метода линейного программирования состоят в том, что оптималь­ный вариант выбирается из весьма значительного количества альтернативных вариантов. При помощи других способов ре­шать такие задачи практически невозможно.


Литература


1.     Баканов,  Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория  экономического  анализа: Учеб. для  студентов экон.спец.-4-е изд. , доп  и перераб.- М.: Финансы и статистика,1997.-416 с.:ил.


2.     Борисов, Евгений Филиппович. Экономическая теория:[Учебник для студентов  вузов  по  направлению и спец. "Юриспруденция" ].- М.:Юристъ, 1997.-568 с.


3.     Ришар, Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности  предприятия / Пер.с фр., под ред. Л.П. Белых. — М.: Аудит,1997. — 376 с.: ил.


4.     Савицкая, Глафира Викентьевна. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студентов  вузов, обуч. по  экон. спец. и направлениям.- 2-е изд., перераб., доп.— М. ; Минск: ИП "Экоперспектива", 1998. — 498 с.: ил.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.