рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Торгово-экономические отношения со странами СНГ (на примере Республики Казахстан)

Положительное сальдо торгового баланса Казахстана в 2003 г. достигло 4 млрд. долл. Происходило последовательное снижение ставки рефинансирования Национального банка. Правительство проводило политику импортозамещения.

В 2003 г. удалось привлечь прямых иностранных инвестиций на сумму 2,7 млрд. долл. В 2004 г. по итогам первого квартала бюджет был уточнен в сторону увеличения. Появились возможности для снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Планируется с 1 июля 2005 г. снизить ставку НДС с 20 до 16%, социального налога с 26 до 21%. В 2002 г. предполагается ввести новый Налоговый кодекс, в разработке которого принимают участие международные эксперты.

В основе бюджета 2005 г. прогнозируется 7-процентный рост. По мнению министра экономики Казахстана, в последующие 5 лет этот показатель не будет снижаться ниже 5%.[13]

Глава II. Анализ торгово-экономических отношений Казахстана и России.

2.1. Процесс демократизации торгово-экономических отношений России и Казахстана.

Сегодня, спустя 13 лет после распада СССР, вполне очевидно, что Россия и страны-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) являются друг для друга важнейшими стратегическими партнерами. Желание этих государств объединиться видится совершенно естественным, поскольку они имеют длительную совместную историю и очень тесно связаны экономически. Более того, для стран СНГ интеграция осталась едва ли не единственным способом защитить внутреннее пространство от гораздо более сильных конкурентов, приостановить распространение на него международных "правил игры", отвечающих исключительно интересам лидеров. Поэтому усиление и развитие экономической интеграции в рамках СНГ определено как важнейшая цель внешней, в частности внешнеэкономической политики России.
    Тем не менее, страны-участницы СНГ продолжают все больше удаляться друг от друга, инерция дезинтеграции, взявшая начало в 1991 г., продолжает действовать. Содружество переживает кризис невыполнения основных решений, документов, соглашений. Наблюдается снижение объемов взаимной торговли и переориентация на взаимодействие с третьими странами. Почему же бывшие республики Советского Союза предпочитают оставаться замкнутыми, а не бросить все силы на ускорение объединительных процессов? Что мешает демократизации отношений между участниками Содружества?
    Существует ряд определенных причин политического и экономического характера. Первая, проявившаяся ранее всех, - это существование националистических взглядов определенных политических кругов. Длительное время после распада СССР руководители республик считали, что отрыв от России позволит им вступить на путь скорейшего экономического процветания, поскольку она является властным эксплуататором и использует их потенциал в своих интересах, не давая возможности проявиться на благо своих народов.
    Вторая причина заключается в том, что интеграционные процессы в Содружестве протекают на фоне глубокого экономического кризиса всех стран-участников интеграции. В экономике всех стран бывшего Советского Союза долгое время наблюдался спад, снижение основных макроэкономических показателей, инфляционные процессы, обвальное сокращение объемов производства в большинстве отраслей промышленности, резкое снижение кооперации и рост удельного веса добывающих отраслей. Например, доля торгового оборота России со странами СНГ в общем обороте ее внешней торговли снизилась с 57 % в 1990 г. до 18 % в 2001 г. Кроме того, во всех странах-участницах СНГ остро стоит проблема внешнего долга.[14]
    Третья причина, затрудняющая интеграцию и демократизацию на постсоветском пространстве, связана с большим различием ресурсного и природного потенциала участников объединительного процесса, что определяет различие их интересов в области как экономики, так и политики.
    Несовершенство нормативно-правовой базы, недостатки механизма принятия решений, их исполнения и контроля за их исполнением - все это в совокупности составляет четвертую причину для усиления дезинтеграции.[15]
    Существует точка зрения, связанная с влиянием внешних сил, не заинтересованных в интеграции на пространстве бывшего Союза. Ее сторонники полагают, что политика западных стран, в частности Международного Валютного Фонда, в области кредитования бывших республик СССР имела под собой четкую цель - ослабление возможных конкурентов, избавление от них, пока они еще не поднялись с колен. Известно, что долги Советского Союза зарубежным странам значительно меньше долгов зарубежных стран Советскому Союзу. Фактически, выделенные России кредиты идут на оплату процентов по внешним долгам. В то время как о должниках СССР и его преемницы-России никто не вспоминает. Это бремя и разрушило потенциал Содружества.
    С одной стороны, экономической интеграции СНГ нет альтернативы. С другой - наличие вышеперечисленных проблем и явное несовпадение интересов на сегодняшний день затрудняют ее развитие. Большинство экономистов полагают, что России необходимо взять на себя роль лидера и локомотива в сложившейся ситуации. У нее есть для этого силы и возможности. В большей степени развитие экономической интеграции на постсоветском пространстве зависит именно от нее.
    Но даже в этом случае действия по усилению демократизации и объединения стран Содружества должны быть последовательными, поэтапными. Постепенно распутывая клубок накопившихся проблем - совершенствуя нормативно-правовую базу, улучшая экономическое положение государств, способствуя развитию кооперации производства, финансовых рынков, финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций - страны с течением времени логически подойдут к новому этапу в своих отношениях.[16]

2.2. Правовое регулирование торгово-экономических отношений России и Казахстана

Развитие казахстанско-российских связей обеспечивается договорно-правовой базой, которая состоит из 356 двусторонних документов, подписанных за последние 10 лет. Ее основой является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г., заложивший основы межгосударственных правовых отношений Казахстана и России, определивший принципы двустороннего сотрудничества в политической, экономической, военной, культурной и иных сферах.

В январе 1995 г. лидеры Казахстана и России подписали два документа в сфере гражданства - Договор о правовом статусе граждан двух государств, постоянно проживающих на территории друг друга, и Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами двух государств, прибывающими для постоянного проживания в эти государства. [17]

Принятые важные документы, реальное казахстанско-российское сотрудничество позволили в ходе визита Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в Россию подписать 6 июля 1998 г. широкомасштабный политический документ - Декларацию между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие. Было также подписано казахстанско-российское Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование - первый документ о сотрудничестве на Каспии, который решающим образом повлиял на активизацию переговорного процесса по урегулированию правового статуса Каспийского моря.

В октябре 1998 г. Президенты Казахстана и России подписали Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг. с Программой конкретных мероприятий по реализации этого документа. Кроме того, главы двух государств скрепили своими подписями Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об урегулировании взаимных финансовых вопросов, в соответствии с которым были погашены взаимные финансовые обязательства, в том числе и задолженность России по арендной плате за использование комплекса "Байконур" и военно-испытательных полигонов. Это позволило двум странам продолжить эффективное сотрудничество в экономической и других сферах. Значительная часть межгосударственных и межправительственных документов посвящена развитию сотрудничества между Казахстаном и Россией в экономической, культурно-гуманитарной, военно-технической и других сферах.

Состоявшиеся в 2000 г. визиты Н.А.Назарбаева в Москву, В.В.Путина в Астану также дополнили договорно-правовую базу, подтвердили высокий уровень динамично развивающихся казахстанско-российских отношений.

Развитию и укреплению казахстанско-российского сотрудничества способствовали интенсивные контакты на высшем уровне. Из хроники визитов глав двух государств следует, что за период с августа 1991 г. по апрель 1999 г. состоялось 36 визитов. Президенты Казахстана и России подписали 40 документов. В целом же за указанный период было подписано около 320 казахстанско-российских документов, 86 из которых публикуются в данном издании. [18]

Эти документы убедительно свидетельствуют, что с момента обретения суверенитета Казахстану и России удалось заложить солидную базу для развития между ними отношений стратегического партнерства, дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества на новой основе. Многообразные исторически сложившиеся двусторонние связи сегодня развиваются в духе принципиальных положений Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной на XXI столетие, подписанной президентами Назарбаевым и Ельциным 6 июля 1998 г. И это не конъюнктурные заявления, а объективная позиция, обусловленная всем ходом жизни двух стран и народов. Как подчеркнул президент Назарбаев в своем Послании народу Казахстана 15 декабря 1999 г., "партнерские отношения с Россией будут в грядущем столетии одним из непременных условий обеспечения стратегической безопасности нашей страны".

Стабильное развитие казахстанско-российских связей обеспечивается прочной договорно-правовой базой, основой которой является масштабный и всеобъемлющий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г.

Основой дальнейшего поступательного развития казахстанско-российских отношений являются Программа экономического сотрудничества на 1998-2007 гг. и конкретный план мероприятий по ее реализации.

Особое значение имеет Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Достижение этого прорывного по своей сути консенсуса, предусматривающего делимитацию северной части моря на основе модифицированной срединной линии, явилось итогом кропотливой работы экспертов обеих сторон по устранению противоречий в сотрудничестве на Каспии.

Этот регион, располагающий колоссальными энергоресурсами, находится сегодня в центре внимания мировых нефтегазовых компаний. Казахстан и Россия, владеющие 33,4 и 20,9% береговой линии и 29,7 и 17,3% площади Каспия, заинтересованы в скором завершении работы над взаимоприемлемой для всех прикаспийских государств формулой определения статуса этого моря. Решение проблемы статуса, как и разделения участков дна моря даст возможность исключить взаимные претензии сторон, а также позволит существенно ускорить разработку шельфа, установить взаимовыгодные контакты казахстанских и российских добывающих и перерабатывающих каспийское сырье предприятий, значительно оживить инвестиционный процесс в регионе.

Примером конструктивного взаимовыгодного сотрудничества наших стран являются двусторонние договоренности по космодрому Байконур, основными из которых являются соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома и договор аренды.

Два аварийных пуска ракетоносителя "Протон" (5 июля и 27 октября 1999 г.) вызвали необходимость пересмотра некоторых принципов использования космодрома. Оперативное рассмотрение правительственными комиссиями Казахстана и России материалов по аварийным пускам потребовало внести коррективы в некоторые документы, определяющие функционирование космодрома. Дополнительно подписаны соглашения о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома Байконур, а также о порядке представления и получения заключения (согласования) по планам запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет. [19]

Казахстаном и Россией найдена, по существу, уникальная формула разрешения проблем в весьма деликатной сфере гражданства, которая послужила важным прецедентом успешного их урегулирования во взаимоотношениях государств в рамках Таможенного союза, а в будущем, возможно, и всего Содружества Независимых Государств. Имеется в виду Договор о правовом статусе граждан двух государств, постоянно проживающих на территории друг друга, и Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами двух государств, прибывающими для постоянного проживания в эти государства. О том, насколько это было важным в плане дальнейшей гармонизации межгосударственных отношений, свидетельствует тот факт, что в Казахстане проживает около 5 млн. русских, а в России - более миллиона казахов.

Долгосрочным национальным интересам Казахстана и России отвечает развитие тесных связей в рамках СНГ. Повышение интеграционного потенциала Содружества в значительной степени зависит от успехов в становлении Таможенного союза и единого экономического пространства. Поэтому вторая глава книги - "Контуры интеграции" - включает в себя хроники заседаний Совета Глав государств, Совета глав правительств и других органов Содружества Независимых Государств, а также тексты основных документов СНГ и Таможенного союза.

В качестве председателя Межгоссовета Таможенного союза президентом Казахстана в январе 1998 г. было внесено предложение принять Заявление "О десяти простых шагах навстречу простым людям" и Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Долгая работа над этими документами завершена, и они были подписаны на заседании Межгоссовета в феврале 1999 г.

Между субъектами РФ и областями Казахстана, а также городами обоих государств на сегодняшний день подписано 116 соглашений по различным направлениям экономического и гуманитарного сотрудничества. [20]

2.3. Анализ зоны свободной экономической торговли Казахстана и России.

Именно в сфере экономических взаимоотношений России и Казахстана наиболее отчетливо видны наши уже работающие "активы" и проблемные "пассивы", и издержки. Кроме достижений, обозначился целый ряд проблем в транспортной и тарифной областях, мерах технического регулирования, торговле, таможенном и пограничном регулировании и т. д. То есть в рамках сотрудничества приграничных территорий, с одной стороны, мы имеем высокую концентрацию экономических интересов, с другой - достаточное число проблемных вопросов.[21] Кстати, мы учли также то, что на долю приграничных с Казахстаном субъектов РФ приходится около 60% внешнеторгового оборота России с Казахстаном.

А это означает, что возможности разрешения проблем, возникающих на приграничных территориях, весьма ограничены. Попытки найти на них ответы внутри самих механизмов и институтов приграничного сотрудничества тщетны. Необходимо подняться на уровень выше и поискать ответы в рамках торгово-экономического сотрудничества РФ и Республики Казахстан на межстрановом уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.