рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Трансфертные платежи

3) в системе межбюджетных отношений не уделялось должного внимания институциональным реформам, направлен­ным на сокращение бюджетных расходов;

4) отсутствует должная заинтересованность органов госу­дарственной власти субъектов РФ и органов местного само­управления в увеличении налогового потенциала и росте собст­венных бюджетных доходов;

5) отсутствует нормативная база для обоснования потребно­стей в бюджетных расходах;

6) не решается главная проблема по сокращению дотационности бюджетов субъектов РФ, устранению необоснованных встречных финансовых потоков;

7) трансферты из ФФПР касаются лишь текущих расходов и не влияют на территориальное перераспределение государст­венных инвестиций;

8) нерешенность проблем межбюджетных отношений влия­ет на усиление противоречий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а по­следних — с органами местного самоуправления.

Рассмотрим концепцию реформирования межбюджетных от­ношений, разработанную и представленную Правительством РФ на период 1999 — 2001 гг.

Реформа межбюджетных отношений направлена на решение следующих задач:

• повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы;

• выравнивание возможностей реализации минимального уровня социальных гарантий, финансируемых из бюдже­тов всех уровней;

• создание условий для повышения эффективности соци­ально-экономического развития регионов. Основу межбюджетных отношений составляют следующие принципы:

• сбалансированность интересов всех участников межбюд­жетных взаимоотношений;

• самостоятельность бюджетов разных уровней;

• законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между феде­ральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муници­пальных образований;

• объективно обусловленное адекватное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;

• единство бюджетной системы.

Для устранения существующих недостатков и реформирова­ния межбюджетных отношений необходимы:

1) повышение эффективности функционирования регио­нальных бюджетных систем, оздоровление региональных фи­нансов;

2) сокращение дотационности и количества дотационных территорий;

3) минимизация встречных финансовых потоков;

4) обусловленность выделения средств и повышение кон­троля и ответственности за их использование регионами;

5) обеспечение дополнительной финансовой поддержки высокодотационных территорий;

6) создание механизмов выборочной инвестиционной под­держки территорий;

7) использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального и бюджетов субъектов РФ для реали­зации отдельных программ и проектов;

8) повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в уве­личении производственного и налогового потенциала террито­рии, рационализации расходов и обеспечении сбалансированно­сти бюджетов; 9) обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъек­тов РФ и органов местного самоуправления;

10) обеспечение соответствия федеральному законодательст­ву соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подпи­санных в рамках договоров между федеральными органами госу­дарственной власти и органами власти субъектов РФ о разгра­ничении предметов ведения и полномочий.

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных ис­точников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам должны базироваться на разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы.

В 1998 г. была проведена инвентаризация расходных полно­мочий федерального, регионального и местных бюджетов. По результатам этой работы конкретизировано разграничение рас­ходов и бюджетной ответственности органов власти и управле­ния разных уровней. Субъектам РФ предстоит завершить про­цесс законодательного закрепления расходов за бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований.

В период до 2001 г. предполагается осуществить поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных потребностей органов власти и управления разных уровней, соответствующих их рас­ходным полномочиям и ответственности.

На первом этапе разрабатываются и представляются на утверждение Правительства РФ нормативы финансирования расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, начальное и общее среднее образование, здравоохранение, государственное управление, выплату пособий семьям, имеющим детей.

На втором этапе разрабатываются и утверждаются нор­мативы затрат на финансирование общественного транспорта, правоохранительной деятельности, учреждений культуры, физиче­ской культуры и спорта, другие нормативы, необходимые для опре­деления обоснованных бюджетных потребностей субъектов РФ.

На третьем этапе оценка расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ будет полностью проводиться на норма­тивной основе. Субъекты РФ должны не позднее 2001 г. перейти к нормативной оце:1:;е бюджетных потребностей бюджетов му­ниципальных образований.

Значения бюджетных нормативов будут базироваться на ми­нимальных государственных стандартах и социальных нормати­вах с учетом реальных возможностей консолидированного бюджета РФ по их финансированию в данном финансовом году. Диф­ференциация нормативов по регионам должна производиться по единой методике с учетом объективно обусловленных географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей. Бюджетные нормативы должны использоваться только для расчетов финансовой помощи регионам и не могут предопределять уровень и структуру бюджетных расходов субъектов РФ.

При распределении финансовой помощи субъектам РФ должно учитываться отношение обоснованной нормативной бюджетной потребности региона в расчете на душу населения к средней или минимальной обоснованной потребности по субъ­ектам РФ — индекс бюджетных расходов, показывающий, на сколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств в расчете на душу населения в данном регионе по срав­нению со средними или минимальными по РФ затратами для обеспечения сопоставимого уровня финансирования основных бюджетных расходов.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1999 - 2001 ГОДАХ

 

  I. Общая характеристика и основные проблемы

  существующей системы межбюджетных отношений

 

Действующая система межбюджетных отношений, заложенная в 1994 году, создала предпосылки для перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе. Однако процесс реформирования остался незавершенным. Ежегодные корректировки были незначительными и непоследовательными. Использование в качестве точки отсчета бюджетных расходов дореформенного 1991 года с последующим доведением их до года, принимаемого за базовый по доходам, расширяет возможности субъективных решений.

Не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы.

Не уделяется должного внимания вопросу совершенствования других, кроме трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - ФФПР), форм финансовой поддержки из федерального бюджета. Отсутствует комплексный подход к выравниванию социально - экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ.

Нет учета институциональных реформ как фактора сокращения бюджетных расходов.

Не решены вопросы усиления заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов.

Не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах.

Все это не способствует сокращению дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, снижению объема встречных финансовых потоков.

Трансферты из ФФПР определяются с учетом текущих расходов и не оказывают влияния на территориальное перераспределение государственных инвестиций.

Наряду с нерешенностью по объективным причинам вопросов межбюджетных отношений большое влияние на обострение противоречий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а последних с органами местного самоуправления, оказывает принятие законов без определения источников финансирования.

 

II. Основные цели, принципы и задачи реформирования

           межбюджетных отношений

 

Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать:

повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации;

выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;

создание условий для повышения эффективности социально - экономического развития регионов.

Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны основываться на следующих основных принципах:

сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;

самостоятельность бюджетов разных уровней;

законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;

единство бюджетной системы.

В целях устранения существующих недостатков и реформирования межбюджетных отношений на 1999 год и последующие годы необходимо решить следующие задачи:

повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;

сокращение дотационности и количества дотационных территорий;

минимизация встречных финансовых потоков;

обусловленность выделения средств и повышение контроля и ответственности за их использование регионами;

обеспечение дополнительной финансовой поддержки высоко дотационных территорий;

создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий;

использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации отдельных программ и проектов;

повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов;

обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

обеспечение соответствия федеральному законодательству соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Важнейшей предпосылкой для решения этих задач и достижения целей реформы межбюджетных отношений является реализация мер, направленных на стабилизацию экономической и финансовой ситуации, обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы, возобновление экономического роста и повышение инвестиционной активности.

 

III. Основные направления реформы межбюджетных отношений

 

3.1. Разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней

 

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам будут базироваться на следующем разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.