3) в системе межбюджетных отношений не уделялось должного
внимания институциональным реформам, направленным на сокращение бюджетных
расходов;
4) отсутствует должная заинтересованность органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в увеличении налогового
потенциала и росте собственных бюджетных доходов;
5) отсутствует нормативная база для обоснования потребностей
в бюджетных расходах;
6) не решается главная проблема по сокращению дотационности
бюджетов субъектов РФ, устранению необоснованных встречных финансовых потоков;
7) трансферты из ФФПР касаются лишь текущих расходов и не
влияют на территориальное перераспределение государственных инвестиций;
8) нерешенность проблем
межбюджетных отношений влияет на усиление противоречий между федеральными
органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а последних —
с органами местного самоуправления.
Рассмотрим концепцию
реформирования межбюджетных отношений, разработанную и представленную
Правительством РФ на период 1999 — 2001 гг.
Реформа межбюджетных отношений
направлена на решение следующих задач:
• повышение эффективности
использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы;
• выравнивание возможностей
реализации минимального уровня социальных гарантий, финансируемых из бюджетов
всех уровней;
• создание условий для повышения
эффективности социально-экономического развития регионов. Основу
межбюджетных отношений составляют следующие принципы:
• сбалансированность интересов всех
участников межбюджетных взаимоотношений;
• самостоятельность бюджетов разных уровней;
• законодательное разграничение
расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным
бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований;
• объективно обусловленное адекватное
перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной
обеспеченности регионов и муниципальных образований;
• единство бюджетной системы.
Для устранения существующих
недостатков и реформирования межбюджетных отношений необходимы:
1) повышение эффективности функционирования региональных
бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;
2) сокращение дотационности и количества дотационных
территорий;
3)
минимизация встречных финансовых потоков;
4) обусловленность выделения средств и повышение контроля и
ответственности за их использование регионами;
5) обеспечение дополнительной финансовой поддержки
высокодотационных территорий;
6) создание механизмов выборочной инвестиционной поддержки
территорий;
7) использование режимов совместного финансирования за счет
средств федерального и бюджетов субъектов РФ для реализации отдельных программ
и проектов;
8) повышение заинтересованности
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в
увеличении производственного и налогового потенциала территории,
рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов; 9)
обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной
власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
10) обеспечение соответствия федеральному законодательству
соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров
между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов
РФ о разграничении предметов ведения и полномочий.
Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников,
оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам должны базироваться на разграничении
расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной
системы.
В 1998 г. была проведена инвентаризация расходных полномочий
федерального, регионального и местных бюджетов. По результатам этой работы
конкретизировано разграничение расходов и бюджетной ответственности органов
власти и управления разных уровней. Субъектам РФ предстоит завершить процесс
законодательного закрепления расходов за бюджетами субъектов РФ и муниципальных
образований.
В период до 2001 г. предполагается осуществить поэтапный
переход к нормативной оценке бюджетных потребностей органов власти и
управления разных уровней, соответствующих их расходным полномочиям и
ответственности.
На первом этапе разрабатываются и представляются на
утверждение Правительства РФ нормативы финансирования расходов на
жилищно-коммунальное хозяйство, начальное и общее среднее образование,
здравоохранение, государственное управление, выплату пособий семьям, имеющим
детей.
На втором этапе разрабатываются и утверждаются нормативы
затрат на финансирование общественного транспорта, правоохранительной
деятельности, учреждений культуры, физической культуры и спорта, другие
нормативы, необходимые для определения обоснованных бюджетных потребностей
субъектов РФ.
На третьем этапе оценка расходов консолидированных бюджетов
субъектов РФ будет полностью проводиться на нормативной основе. Субъекты РФ
должны не позднее 2001 г. перейти к нормативной оце:1:;е бюджетных потребностей
бюджетов муниципальных образований.
Значения бюджетных нормативов будут базироваться на минимальных
государственных стандартах и социальных нормативах с учетом реальных
возможностей консолидированного бюджета РФ по их финансированию в данном
финансовом году. Дифференциация нормативов по регионам должна производиться по
единой методике с учетом объективно обусловленных географических,
природно-климатических и социально-экономических особенностей. Бюджетные
нормативы должны использоваться только для расчетов финансовой помощи регионам
и не могут предопределять уровень и структуру бюджетных расходов субъектов РФ.
При распределении финансовой помощи субъектам РФ должно
учитываться отношение обоснованной нормативной бюджетной потребности региона в
расчете на душу населения к средней или минимальной обоснованной потребности по
субъектам РФ — индекс бюджетных расходов, показывающий, на сколько
больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств в расчете на душу
населения в данном регионе по сравнению со средними или минимальными по РФ
затратами для обеспечения сопоставимого уровня финансирования основных
бюджетных расходов.
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1999 - 2001 ГОДАХ
I. Общая характеристика и
основные проблемы
существующей системы межбюджетных
отношений
Действующая система межбюджетных отношений, заложенная в 1994
году, создала предпосылки для перехода от индивидуального согласования объемов
финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам
распределения ее на формализованной основе. Однако процесс реформирования
остался незавершенным. Ежегодные корректировки были незначительными и
непоследовательными. Использование в качестве точки отсчета бюджетных расходов
дореформенного 1991 года с последующим доведением их до года, принимаемого за
базовый по доходам, расширяет возможности субъективных решений.
Не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия
для каждого уровня бюджетной системы.
Не уделяется должного внимания вопросу совершенствования
других, кроме трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации (далее - ФФПР), форм финансовой поддержки из федерального
бюджета. Отсутствует комплексный подход к выравниванию социально -
экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ.
Нет учета институциональных реформ как фактора сокращения
бюджетных расходов.
Не решены вопросы усиления заинтересованности органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных
доходов.
Не сформирована нормативная база для обоснования потребностей
в бюджетных расходах.
Все это не способствует сокращению дотационности бюджетов
субъектов Российской Федерации, снижению объема встречных финансовых потоков.
Трансферты из ФФПР определяются с учетом текущих расходов и
не оказывают влияния на территориальное перераспределение государственных
инвестиций.
Наряду с нерешенностью по объективным причинам вопросов
межбюджетных отношений большое влияние на обострение противоречий между
федеральными органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, а последних с органами местного самоуправления,
оказывает принятие законов без определения источников финансирования.
II. Основные цели, принципы и задачи
реформирования
межбюджетных отношений
Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать:
повышение эффективности использования и управления
финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации;
выравнивание возможностей реализации на всей территории
страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и
федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых
должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
создание условий для повышения эффективности социально -
экономического развития регионов.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны
основываться на следующих основных принципах:
сбалансированность интересов всех участников межбюджетных
взаимоотношений;
самостоятельность бюджетов разных уровней;
законодательное разграничение расходных полномочий и
ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
объективно обусловленное и транспарентное перераспределение
средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности
регионов и муниципальных образований;
единство бюджетной системы.
В целях устранения существующих недостатков и реформирования
межбюджетных отношений на 1999 год и последующие годы необходимо решить
следующие задачи:
повышение эффективности функционирования региональных
бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;
сокращение дотационности и количества дотационных территорий;
минимизация встречных финансовых потоков;
обусловленность выделения средств и повышение контроля и
ответственности за их использование регионами;
обеспечение дополнительной финансовой поддержки высоко
дотационных территорий;
создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки
территорий;
использование режимов совместного финансирования за счет
средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации
отдельных программ и проектов;
повышение заинтересованности органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении
производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и
обеспечении сбалансированности бюджетов;
обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления;
обеспечение соответствия федеральному законодательству
соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров
между федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и
полномочий.
Важнейшей предпосылкой для решения этих задач и достижения
целей реформы межбюджетных отношений является реализация мер, направленных на
стабилизацию экономической и финансовой ситуации, обеспечение
сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы, возобновление
экономического роста и повышение инвестиционной активности.
III. Основные направления реформы
межбюджетных отношений
3.1. Разграничение расходных
полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней
Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных
источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам будут базироваться
на следующем разграничении расходных полномочий и ответственности между
уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|